Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, реферат
Цель реферата: изучить особенности, основные идеи и принципы бихевиоризма как направления в истории психологии.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
Определить сущность бихевиоризма на основании анализа литературы, имеющейся по данной проблеме.
Рассмотреть основные идеи и принципы данного направления.
Проанализировать существующие в психологической науке исследования в рамках бихевиористического направления.
Введение
Глава 1. Бихевиоризм как психологическое течение
1.1 Предпосылки возникновения бихевиоризма
1.2 Основные идеи и принципы бихевиоризма в психологии. Бихевиоризм Д. Уотсона
Глава 2. Необихевиоризм в психологии
2.1 Характерные черты необихевиоризма
2.2 Б. Скиннер и его теория «оперантного бихевиоризма»
Заключение
Список использованных источников
Однако область психики значительно шире и глубже того, что непосредственно осознается. Она включает также и действия человека, его поведенческие акты, его поступки. Заслуга Уотсона, прежде всего, состоит в том, что он расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но он добился этого только путем отвержения как предмета науки огромных богатств психики, которые нельзя свести к внешне наблюдаемому поведению.
В бихевиоризме неадекватно отразилась потребность в расширении предмета психологических исследований, выдвинутая логикой развития научного знания. Данное направление выступило как антипод субъективной (интроспективной) концепции, которая сводила психическую жизнь к «фактам сознания» и полагала, что за пределами этих фактов лежит чуждый психологии мир.
Таким образом, в качестве основных положений бихевиоризма можно выделить следующие аспекты:
В качестве предмета психологии выступают поведение и поведенческие реакции, потому что именно эти явления могут быть объективно изучены опытным путем;
Поведение включает в себя все психологические и физиологические аспекты жизни каждого человека;
Поведение животных и человека рассматривается как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия - стимулы (S). Здесь действует схема стимул - реакция (S - R);
Задачей бихевиоризма как психологического направления является умение правильно предугадать поведение человека, ориентируясь на стимулы внешней среды. Можно предсказать реакцию или поведение, зная характер стимула.
Все реакции человека имеют либо приобретенную внешнюю природу (условные рефлексы), либо внутреннее происхождение (безусловные рефлексы).
Поведение является результатом обучения. Удачные реакции в результате повторения автоматизируются и закрепляются.
Таким образом, бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологической науки и предлагает считать таковым поведение (как животных, так и человека) от рождения до смерти [8].
Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) - это крупное психологическое направление, основными представителями которого считаются Э. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер. Одним из пионеров бихевиоризма является Эдвард Торндайк, который существенно расширил область психологии и показал, что она распространяется далеко за пределы сознания. Он значительно изменил ориентацию, в результате чего сферой психологии оказалось взаимодействие между организмом и средой. Связь между реакцией и ситуацией Э. Торндайк называет коннексией. Если говорить языком последующей психологии, коннексия - это элемент поведения. Таким образом, Э. Торндайк в большей степени, чем кто-либо другой, подготовил возникновение бихевиоризма.
Признанным лидером бихевиористического направления в психологии является Д. Уотсон, который высказал идею о необходимости проведения поведенческих исследований, предположив, что поведение необходимо рассматривать как реакцию организма на внешние стимулы.
Уотсон, находясь под влиянием позитивизма, доказывал, что реальным является лишь то, что можно непосредственно наблюдать, поэтому все поведение должно объясняться исходя из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула бихевиоризма «стимул - реакция» (S-R). Заслуга Уотсона, прежде всего, состоит в том, что он расширил сферу психического, включив в него телесные действия животных и человека. Но он добился этого только путем отвержения как предмета науки огромных богатств психики, которые нельзя свести к внешне наблюдаемому поведению [9, с. 172]
ГЛАВА 2. НЕОБИХЕВИОРИЗМ В ПСИХОЛОГИИ
2.1 Характерные черты необихевиоризма
Движение необихевиоризма возглавили такие американские психологи как Э. Толмен и К. Холл.
Э. Толмен свои основные идеи изложил в книге «Целевое поведение у животных и человека». Как и другие бихевиористы, он вел свою экспериментальную работу в основном на животных (белых крысах) и считал, что законы поведения одни и те же для всех живых существ и могут быть наиболее четко и досконально прослежены на элементарных уровнях поведения.
Толмен, как и все его предшественники «классические бихевиористы», отстаивал положение о том, что исследования поведения должны проводиться строго объективным методом, без всякого рода допущений о недоступном этому методу внутреннем мире сознания. Однако он возражал против того, что необходимо ограничиваться при анализе поведения только формулой «стимул-реакция», а также игнорировать те факторы, которые играют крайне важную роль в промежутке между ними. Эти факторы он называет «промежуточными переменными».
До исследований Э. Толмена считалось, что эти факторы являются чисто внутренними, открытыми только лишь для индивидуального субъекта, который способен наблюдать за собственным сознанием. Толмен доказывал, что внутренние процессы можно «вывести наружу» и придать их исследованию точно такую же точность, как и исследованию любых физических вещей. Для этого поведение необходимо рассматривать с точки зрения его целостной организации, а не как цепь отдельных реакций. Целостное поведение было описано Толменом как система, которая связана со своим окружением сетью познавательных отношений. Организм ориентируется в тех ситуациях, к которым приспосабливается, благодаря выделению определенных признаков, которые позволяют различать «что ведет к чему». Он не просто сталкивается со средой, а как бы идет ей навстречу с собственными ожиданиями, строит гипотезы и даже проявляет некоторую изобретательность в процессе поиска оптимального т наиболее целесообразного выхода из проблемной ситуации [10, с. 54].
Толмен считал, что поведение нельзя сводить к выработке двигательных навыков. Это и отличало его от других бихевиористов. Его экспериментальные данные показывали, что организм в процессе постепенного освоения обстановки строит познавательную («когнитивную») карту того пути, которого необходимо придерживаться для решения определенной задачи. Толмен уделял огромное значение процессам научения и выделил особый тип научения, которое было впоследствии названо латентным (скрытым). Это скрытое научение играет роль тогда, когда отсутствует подкрепление, и характеризуется способностью изменять поведение.
Теория Толмена привела к пересмотру прежних взглядов бихевиористов на те факторы, которые регулируют адаптацию организма к окружающей среде. Среди всех этих факторов особенно выделяется целевая регуляция действий живых существ, их способность к активной познавательной работе даже в тех случаях, в которых речь идет о выработке двигательных навыков.
После экспериментов, проведенных Э. Толменом, стала очевидной недостаточность прежних воззрений на поведение, и потребовался их тщательный пересмотр.
К. Холл в основном опирался на учение Павлова об условных рефлексах и считал, что наиболее важную роль при использовании этого понятия необходимо придавать силе навыка. Для проявления этой силы нужны определенные физиологические потребности. Из всех факторов самое большое влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем более высокой будет сила навыка. Таким образом, величина редукции потребности определяется количеством, а также качеством подкреплений. Кроме того, необходимо отметить то, что сила навыка зависит от интервала между реакцией и ее подкреплением, а также и от интервала между условным раздражителем и реакцией. Холл разделял первичное и вторичное подкрепление. Первичным подкреплением, например, является пища для голодного организма или удар электрическим током, который вызывает прыжок у крысы. Потребность соединяется с раздражителями, реакция на которые, в свою очередь, играет роль подкрепления, но уже вторичного.
Холл считал, что поведение организма может строго научно объясняться без использования обращений к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, достаточно такого образования, как потребность, для различения объектов. Если в одном из коридоров лабиринта животное может отыскать пищу, а в другом - воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью и ничем иным.
Холл впервые поставил вопрос о том, возможно ли моделирование условно-рефлекторной деятельности. Он высказал предположение, что если сконструировать из неорганического материала устройство, которое способно воспроизвести все наиболее существенные функции условного рефлекса, то, организовав из такого рода устройств системы, можно было бы продемонстрировать настоящее научение методом «проб и ошибок». Эти предвосхищались будущие кибернетические модели саморегуляции поведения.
К. Холл создал большую школу, которая стимулировала разработку физико-математических методов применительно к теории поведения, а также использование аппарата математической логики и построение моделей, на которых проверялись гипотезы о разнообразных способах приобретения навыков [9, с. 306].
Новым импульсом в развитии данного психологического направления стала теория Б. Скиннера, который разработал концепцию «оперантного бихевиоризма».
2.2 Б. Скиннер и его теория «оперантного бихевиоризма»
В защиту ортодоксального бихевиоризма, отвергая любые внутренние факторы, выступил Бурхус Скиннер (1904 - 1990). Условный рефлекс он назвал оперантной реакцией [11, с. 154].
Б. Скиннер - один из наиболее ярких представителей бихевиоризма (необихевиоризма). Его теория получила название «оперантного бихевиоризма».
Скиннер стремился переработать классический бихевиоризм и исходил в первую очередь из необходимости систематического подхода к пониманию поведения человека. Одной из центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения и научится им управлять. Он переходит от констатации к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением.
Исходя из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации по ведения, Скиннер разрабатывает его особый вид - оперантное поведение. Он исходил из того, что психика человека основана на рефлексах разного рода и разной степени сложности. Однако, сравнивая свой подход к формированию рефлексов с подходом Павлова, Скиннер подчеркивал существенные различия между ними.
Условный рефлекс, который формируется в экспериментах Павлова, он называл стимульным поведением, так как его формирование связано с ассоциацией между разными стимулами и не зависит от собственной активности субъекта. Такая реакция, как подчеркивал Скиннер, быстро формируется, но и быстро исчезает без подкрепления: она не может быть основой постоянного поведения субъекта.
Респондентное поведение подразумевает под собой характерную реакцию, которая вызвана известным стимулом. Стимул всегда по времени предшествует реакции. Хорошо знакомыми всем примеры респондентного поведения - это сужение либо расширение зрачка в ответ на световую стимуляцию, подергивание колена при ударе молоточком по сухожилию колена, дрожь при холоде. В каждом из приведенных примеров взаимоотношение между стимулом и реакцией невольное и происходит всегда спонтанно.
В противовес этому подходу, при оперантном обучении подкрепляется только то поведение и операции, которые совершает субъект в данный момент. Большое значение имеет и тот факт, что сложная реакция разбивается на ряд простых, следующих друг за другом и приводящих к нужной цели [12, с. 128].
Так, при обучении голубя сложной реакции - выходу из клетки с помощью нажатия клювом на рычаг Скиннер подкреплял каждое движение голубя в необходимом направлении, добиваясь того, что он без ошибок выполнял эту сложную операцию. Такой подход к формированию нужной реакции имел большие преимущества по сравнению с традиционным. Прежде всего, это поведение было гораздо более устойчивым, оно очень медленно угасало даже при отсутствии подкрепления. Скиннер обратил внимание на то, что даже одноразовое подкрепление может быть эффективным, так как устанавливается хотя бы случайная связь между реакцией и появлением стимула.
Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется теми событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, а природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например, катание на роликовой доске, игра на фортепиано, написание собственного имени - все это образцы оперантной реакции, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Это произвольные приобретенные реакции, для которых не существует стимула, поддающегося распознаванию.
Если последствия являются благоприятными для организма, тогда вероятность повторения операнта в будущем увеличивается. Когда это происходит, говорят, что последствия подкрепляются, и оперантные реакции, полученные в результате подкрепления обусловились. Таким образом, сила позитивного подкрепляющего стимула определяется в соответствии с его воздействием на последующую частоту реакций, которые непосредственно ему предшествовали.
И напротив, если последствия реакции неблагоприятны и не подкреплены, тогда вероятность получения операнта уменьшается. Например, вы скоро перестанете улыбаться человеку, который в ответ на вашу улыбку всегда бросает на вас сердитый взгляд или вообще никогда не улыбается. Скиннер предполагал, что оперантное поведение контролируется негативными последствиями. По определению, негативные, или аверсивные последствия ослабляют поведение, порождающее их, и усиливают поведение, устраняющее их. Если человек постоянно угрюм, вы, вероятно, попытаетесь совсем его избегать.
Для того, чтобы изучить оперантное поведение в лаборатории, Скиннер придумал на первый взгляд простую процедуру, которая была названа свободным оперантным методом. Полуголодную крысу помещали в пустую «свободно-оперантную камеру» (известную как «ящик Скиннера»), где был только рычаг и миска для еды. Сначала крыса демонстрировала множество оперантов: ходила, принюхивалась, почесывалась, чистила себя и т.д. Такие реакции не вызывались никаким узнаваемым стимулом; они были спонтанны. В конце концов, в ходе своей ознакомительной деятельности крыса нажимала на рычаг, тем самым получая шарик пищи, который автоматически доставлялся в миску под рычагом. Поскольку реакция нажатия рычага изначально имела низкую вероятность возникновения, ее необходимо считать чисто случайной по отношению к питанию; то есть мы не можем предсказать, когда крыса будет нажимать на рычаг, и не можем заставить ее это сделать. Однако, лишив ее пищи, к примеру, на 24 часа, мы можем убедиться, что реакция нажима рычага приобретет в итоге высокую вероятность в данной ситуации. Это делается с помощью метода, который носит название научения через кормушку, посредством которого экспериментатор дает шарики пищи каждый раз, когда крыса нажимает на рычаг. После этого можно увидеть, что крыса проводит все больше времени рядом с рычагом и миской для пищи, а через соответствующий промежуток времени она начнет нажимать рычаг все быстрее и быстрее. Таким образом, нажатие рычага со временем становится наиболее частой реакцией крысы на условие пищевой депривации. В ситуации оперантного научения поведение крысы является инструментальным, то есть действует на окружающую среду, порождая подкрепление (пищу). Если далее идут неподкрепляемые опыты, то есть если пища не появляется постоянно вслед за реакцией нажатия рычага, крыса, в конце концов, перестанет нажимать его, и произойдет экспериментальное угасание [3, с. 183].
Информация о работе Основные школы и направления в психологии 20 века: бихевиоризм