Основные школы и направления в психологии 20 века: бихевиоризм

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, реферат

Краткое описание

Цель реферата: изучить особенности, основные идеи и принципы бихевиоризма как направления в истории психологии.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
Определить сущность бихевиоризма на основании анализа литературы, имеющейся по данной проблеме.
Рассмотреть основные идеи и принципы данного направления.
Проанализировать существующие в психологической науке исследования в рамках бихевиористического направления.

Оглавление

Введение
Глава 1. Бихевиоризм как психологическое течение
1.1 Предпосылки возникновения бихевиоризма
1.2 Основные идеи и принципы бихевиоризма в психологии. Бихевиоризм Д. Уотсона
Глава 2. Необихевиоризм в психологии
2.1 Характерные черты необихевиоризма
2.2 Б. Скиннер и его теория «оперантного бихевиоризма»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Реферат готовый.docx

— 46.63 Кб (Скачать)

Введение

 

В начале 20-го века в различных отраслях психологии проводилось огромное количество исследований, результаты которых по-новому отвечали на вопросы этой науки. В результате этого, психология распалась на ряд крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом прежней психологии сознания, выдвигая свой предмет и методы исследования. Одним из таких направлений и является бихевиоризм.

Бихевиоризм как психологическое течение стал своеобразным протестом против психологии сознания, против структурализма Э. Титчинера и в то же время против функционализма В. Джеймса. Именно он дал психологии множество полезных идей и методик, оказал сильнейшее влияние на психологическую науку в целом.

Бихевиоризм обозначил потребность расширить предмет изучения в психологии и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих многочисленных исследований. Изучением поведенческих реакций занималось огромное количество исследователей, среди которых наибольшую популярность приобрели Д.Б. Уотсон, Э. Торндайк и Ф.Б. Скиннер.

Актуальность рассмотрения бихевиоризма в рамках реферата обусловлена тем, что основные принципы и методы, которые были предложены в рамках бихевиористического течения, широко используются в современной психологической науке.

Объектом реферата является бихевиористическое направление в психологии.

В качестве предмета выступает бихевиоризм в историческом аспекте.

Цель реферата: изучить особенности, основные идеи и принципы бихевиоризма как направления в истории психологии.

Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

Определить сущность бихевиоризма на основании анализа литературы, имеющейся по данной проблеме.

Рассмотреть основные идеи и принципы данного направления.

Проанализировать существующие в психологической науке исследования в рамках бихевиористического направления.

Для решения поставленных задач в реферате использовался метод теоретического анализа литературных источников по данной проблематике.

Реферат имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть работы, включающая в себя две главы, заключение и список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, ставится цель и задачи, формулируется предмет и объект исследования. В первой главе работы раскрывается сущность бихевиоризма как направления в истории психологии, описываются его основные идеи и принципы. Вторая глава посвящена необихевиоризму, а также теории Б. Скиннера, которая рассматривается как новый импульс в развитии данного психологического направления. Заключение представляет собой основные выводы, сформулированные в результате проведенной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. БИХЕВИОРИЗМ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕЧЕНИЕ

1.1 Предпосылки возникновения бихевиоризма

 

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундтаи Э.Титченераина американский функционализм. Его основоположником был Дж. Уотсон (1878—1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. В ней автор критиковал психологию за субъективизм, называя «... сознание с его структурными единицами, элементарными ощущениями, чувственными тонами, вниманием, восприятием, представлением одними лишь неопределенными выражениями», а также за практическую бесполезность. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения объективным путем и с целью служить практике. «Бихевиоризм полагает стать лабораторией общества» [1, с. 239].

Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон называл исследования по психологии животных

Однако предпосылки возникновения бихевиоризма складывались уже задолго до этого. В качестве основных предпосылок возникновения бихевиоризма выделяют следующие:

неспособность «академической», интроспективной «психологии сознания» удовлетворять требованиям практики;

философия позитивизма и прагматизма, которая нашла себе благодатную почву в США;

исследования поведения животных (Э. Торндайк и другие);

психологические и физиологические идеи ученых (И.П. Павлов, В. М. Бехтерев).

Истинный смысл событий, связанных с возникновением и быстрым развитием бихевиористического направления заключается в изменении понятия о психике.

Одним из пионеров бихевиоризма является Эдвард Торндайк (1874-1949). Он сам называл себя «коннексионистом» (от англ. «коннексия» - связь), а не бихевиористом. Однако об исследователях, а также об их концепциях судят по их роли в развитии познания, а не по тому, как они себя называют, а работы Торндайка открыли первую главу именно в развитии бихевиоризма [2, с. 94].

Свои выводы Торндайк описал в 1898 году в докторской диссертации «Интеллект животных. Экспериментальное исследование ассоциативных процессов у животных». В собственных исследованиях он употреблял традиционные термины - «интеллект», «ассоциативные процессы», но наполнял их совершенно новым, отличающимся от предыдущих взглядов, содержанием. Именно эту работу И.П. Павлов счел пионерской в объективных исследованиях поведения [3, с. 164].

Тот факт, что интеллект имеет ассоциативную природу, было известно еще со времен Гоббса. То, что интеллект обеспечивает успешное приспособление животных к окружающей среде, стало общепринятым после Спенсера. Но именно опыты Торндайка впервые показали, что природа интеллекта и его функция могут изучаться и оцениваться без обращения к идеям или каким-либо другим явлениям сознания. Ассоциация в данном случае означала уже не связь между идеями либо между идеями и движениями, как в предшествующих ассоциативных теориях, а между движениями и ситуациями.

Весь процесс научения описывается Торндайком в объективных терминах. Он использует идею о «пробах и ошибках» как регулирующем начале поведения, что имеет глубокие методологические основания. Это означало переориентацию психологической мысли на новый способ детерминистского объяснения своих объектов. Понятие «проб и ошибок» составляло одну из предпосылок эволюционного учения Ч. Дарвина. Поскольку возможные способы реагирования на постоянно меняющиеся условия внешней среды не могут быть предусмотрены в структуре и способах поведения живого организма, согласование этого поведения со средой реализуется только на вероятностной основе [4].

Э. Торндайк изучал на животных законы интеллекта как научения путем проб, ошибок и случайного успеха. В экспериментальных исследованиях с животными Торндайк использовал сконструированные им «проблемные ящики», которые представляли собой устройства различной сложности. Помещая в проблемный ящик животное (собаку, кошку), Э. Торндайк осуществлял наблюдение за их двигательными реакциями, связанными с выходом из ящика и получением подкрепления рефлекса (корма). Он установил, что, добившись случайного успеха при эвакуации из неволи, в случае повторения опыта, животное уменьшает количество тех действий, которые не приводят к свободе.

Э. Торндайк сформулировал следующие законы научения:

закон упражнения, в соответствии с которым прочность связи между ситуацией и реакцией на нее обусловлена частотой повторения;

закон эффекта, смысл которого состоит в том, что прочность связи возрастает, если процесс ее установления связан с получением удовольствия;

закон готовности, который подразумевает, что скорость установления связи зависит от особенностей нервной системы субъекта.

Принцип «проб, ошибок и случайного успеха», согласно Торндайку, объясняет приобретение живыми существами новых форм поведения на всех уровнях развития. Этот принцип имеет очевидные преимущества, по сравнению с традиционной (механической) рефлекторной схемой. Рефлекс (в его понимании до Сеченова) означал фиксированное действие, ход которого определялся так же строго фиксированными в нервной системе путями. Этим понятием не представлялось возможным объяснить адаптивность реакций организма и его обучаемость [5].

Э. Торндайк исходным моментом двигательного акта считал не внешний импульс, а проблемную ситуацию, то есть такие внешние условия, для приспособления к которым организм не имеет готовой формулы двигательного ответа, а вынужден построить ее собственными усилиями. Связь «ситуация - реакция» в отличие от рефлекса (в его механистической трактовке) характеризовалась следующими признаками:

исходным пунктом является проблемная ситуация;

организм противостоит ей как целое;

он активно действует в поисках выбора;

организм выучивается путем упражнения.

Прогрессивность данного подхода является очевидной, так как Торндайк, устранив сознательное стремление к цели, удержал идею об активных действиях организма, смысл которых состоит в решении проблемы с целью адаптации к среде [6].

Итак, Торндайк существенно расширил область психологии и показал, что она распространяется далеко за пределы сознания. Раньше предполагалось, что за пределами сознания психолога могут интересовать только бессознательные явления, которые скрываются в «тайниках души». Именно Торндайк значительно изменил ориентацию, в результате чего сферой психологии оказалось взаимодействие между организмом и средой. Торндайк называет связь между реакцией и ситуацией коннексией. Если говорить языком последующей психологии, коннексия - это элемент поведения. Таким образом, Э. Торндайк в большей степени, чем кто-либо другой, подготовил возникновение бихевиоризма. [3, с. 173]

 

 

1.2 Основные  идеи и принципы бихевиоризма  в психологии. Бихевиоризм Д. Уотсона

 

Признанным лидером бихевиоризма является Д. Уотсон. В 1913 г. Уотсон опубликовал статью «Психология с точки зрения бихевиориста», которая и положила начало данному направлению в психологии. Именно выход этой статьи принято считать датой возникновения бихевиоризма. В своей работе Д. Уотсон высказал идею о необходимости проведения поведенческих исследований, предположив, что поведение необходимо рассматривать как реакцию организма на внешние стимулы.

Уотсон, находясь под влиянием позитивизма, доказывал, что реальным является лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Поэтому, по его плану, все поведение должно объясняться исходя из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его так же непосредственно наблюдаемыми ответами (реакциями). Отсюда и главная формула бихевиоризма «стимул - реакция» (S-R). Так как единственной реальностью в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. Зависимость же психических функций от двигательной активности в те годы была прочно установлена экспериментальной психологией (например, зависимость зрительного восприятия от глазных мышц, эмоций - от телесных изменений и т.д.).

Эти факты Уотсон использовал как доказательство того, что объективные мышечные процессы являются достойной заменой субъективных психических актов. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по его мнению, управлять. Таким образом, исследования психики сводятся к исследованию формирования поведения, связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями [7].

Исходя из такого взгляда на психику, бихевиористы делали вывод, что ее развитие происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения, от условий жизни, то есть от тех стимулов, которые поставляются средой. Они отвергали идею возрастной периодизации, так как считали, что не существует единых для всех детей закономерностей развития в определенный возрастной период. Доказательством служили и их исследования научения у детей различного возраста, когда при целенаправленном обучении уже 2-3-летние дети научались не только читать, но и писать, и даже печатать на машинке. Таким образом, бихевиористы делали вывод, что какой является среда, такими будут и закономерности развития ребенка.

Доказательства формирования основных психических процессов при жизни были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций.

Уотсон экспериментально доказал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В опытах, которые он проводил, детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на 3-4-ый раз появление кролика даже на расстоянии вызывало у большинства детей страх.

После того как эта эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В данном случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. Сначала дети прекращали еду и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.

Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона огромную популярность. Концепцию Уотсона (как и весь бихевиоризм) стали называть «психологией без психики». Эта оценка базировалась на мнении, будто к психическим явлениям относятся только свидетельства самого субъекта о том, что он считает происходящим в его сознании при «внутреннем наблюдении». [3, с. 177]

Информация о работе Основные школы и направления в психологии 20 века: бихевиоризм