Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:22, реферат
В конце XIX — начале XX в. наиболее распространенным социалистическим учением являлся марксизм. Марксисты руководствовались теорией классовой борьбы, согласно которой борьба классов является главной движущей силой общественного развития, а рабочий класс (пролетариат) призван покончить с капитализмом и построить бесклассовое социалистическое общество.
1.Мир в начале XX века.
2.Глобальные изменения к началу XX века.
3.Новые явления в экономике, политике, идеологии.
4.Изменения в социальной структуре.
5.Окончательное формирование индустриального общества.
6.Глобальные миграционные процессы: изменение потоков эмиграции из Европы в Америку (из Восточной Европы и с Балкан).
7.Территориальный раздел мира
8.Научно-технический прогресс.
9.Новые явления в культуре.
10."Стандартизация мира", стандарты образования
Содержание:
1.Мир в начале XX века.
2.Глобальные изменения к началу XX века.
3.Новые явления в экономике, политике, идеологии.
4.Изменения в социальной структуре.
5.Окончательное
формирование индустриального
6.Глобальные миграционные процессы: изменение потоков эмиграции из Европы в Америку (из Восточной Европы и с Балкан).
7.Территориальный раздел мира
8.Научно-технический прогресс.
9.Новые явления в культуре.
10."Стандартизация
мира", стандарты образования
В конце XIX — начале XX в. наиболее распространенным социалистическим учением являлся марксизм. Марксисты руководствовались теорией классовой борьбы, согласно которой борьба классов является главной движущей силой общественного развития, а рабочий класс (пролетариат) призван покончить с капитализмом и построить бесклассовое социалистическое общество.
Марксистское
течение не было однородным: оно
делилось на левых и правых, на сторонников
революции и сторонников
Вне марксистского течения стояли английские сторонники постепенного мирного преобразования капитализма в социализм, называвшие себя фабианцами (по имени римского полководца Фабия Максима, который успешно пользовался тактикой выжидания). Считая социализм неизбежным результатом экономического развития буржуазного общества, но желая избежать «социальных катаклизмов», фабианцы возлагали главные надежды на пропаганду социалистических идей, которые должны были постепенно «пропитать» все слои населения. После этого, по мнению фабианцев, общество, убедившееся в преимуществах социализма, при помощи государства и муниципалитетов обобществит часть средств производства и безболезненно перейдет к социализму.
Преобладающим
после завершения эпохи буржуазных
революций стал эволюционный характер
социально-политических изменений. В
политике буржуазии важную роль приобрели
реформы. Это было прямым следствием
консолидации буржуазного общества в
конце XIX в. В эти десятилетия упрочился
конституционный строй в ведущих странах
Запада. Расширение всеобщего избирательного
права, формирование устойчивых партийно-политических
течений и партий, включая политические
партии рабочего класса, позволили упрочить
парламентские системы и принципы парламентаризма.
Немаловажное значение для демократизации
общества имело ослабление роли церкви,
в основном отделение ее от государства
и светской власти, а также общий процесс
секуляризации (освобождения) общественного
сознания, утверждение принципов светской
школы, всеобщего начального образования.
Хотя католическая церковь в конце XIX в.
еще занимала воинственные позиции в осуждении
социализма, вольнодумства и обмирщения
церкви, она была вынуждена выйти из изоляции
и включиться в реальную жизнь и борьбу
идей. Папские энциклики (послания) обращались
к широким массам населения по животрепещущим
вопросам общественной жизни, появившиеся
организации «католического действия»
в разных странах, а также христианские
профсоюзы свидетельствовали о применении
церковью новых форм борьбы за сохранение
влияния.
Борьба классов и партий в конце XIX в. приобрела
открытый характер. Консерватизм, либерализм,
социализм вполне оформились в качестве
главных идейных течений и нашли свое
политическое выражение в соответствующих
политических партиях, которые приобрели
к концу века устойчивость. Проблемы рабочего
движения, противоречия между трудом и
капиталом, между рабочими и предпринимателями,
стачки, демонстрации, митинги и борьба
в ходе избирательных кампаний к концу
века становятся в центр политической
жизни. Борьба за расширение демократических
прав, за принципы всеобщего голосования,
за социальное законодательство и 8-часовой
рабочий день оставалась тогда главной
задачей демократических сил.
В последней трети XIX в., после франко-прусской войны 1870 г. и окончания гражданской войны в США в 1865 г., страны Запада вступили в фазу завершения эпохи буржуазных революций и закрепления их итогов.
Важнейшим результатом сравнительно «мирного» тридцатилетия западноевропейской и американской истории было бурное развитие капиталистической экономики, прохождение всеми ведущими капиталистическими государствами промышленного переворота, становление крупной машинной индустрии. Экономика стран Европы и США развивалась быстрыми темпами. За последние 30 лет XIX в. промышленное производство выросло более чем в три раза. Особенно мощно продвинулось производство продукции тяжелой промышленности (уголь, нефть, железо, цветные металлы). Усовершенствование транспорта способствовало развитию международной торговли, крупным миграциям населения. За указанные годы протяженность железных дорог возросла в 4 раза. В США и Канаде к концу XIX в. действовало несколько железнодорожных линий от Атлантического до Тихого океана. В 1891 г. началось строительство Транссибирской железной дороги в России. На основе концентрации производства и капиталов появляются монополии, прежде всего в форме трестов и картелей, которые еще не играли решающей роли в экономике, но положили начало новым формам капиталистического хозяйства.
Победа капиталистического производства и бурное развитие промышленности меняли социальный состав обществ в западноевропейских странах и в Северной Америке: завершалось формирование классов буржуазного общества.
Развитие капитализма в сельском хозяйстве четко определило два пути, два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявил себя на примере капиталистической эволюции в США и Канаде; прусский путь капиталистической эволюции бывших помещичьих хозяйств был особенно характерен для ряда регионов Германии. Однако в Европе имели место сочетания того и другого пути капиталистической эволюции в аграрном секторе. Несомненно, что развитие и по тому, и по другому пути подняло товарность сельскохозяйственного производства на основе растущей производительности труда и эффективности агротехники. С 1870 по 1900 г. экспорт пшеницы из США, основой сельского хозяйства которых являлась семейная ферма, увеличился в 17 раз, из Канады в 6 раз, из Аргентины в 30 раз.
К концу XIX в. сформировалась система мирового хозяйства. Вывоз товаров и капиталов связал многие регионы мира с европейскими центрами промышленности и банками. Ведущей страной, вывозившей капиталы, была Великобритания, ей же принадлежало и главное место в мировой торговле. К 1900 г. капиталовложения Великобритании за рубежом составляли 20 млрд. долл., Франции — 10 млрд. долл., Германии — 5 млрд. долл., США — только 0,5 млрд. долл. Последние еще оставались должником Европы. Формирование мирового хозяйства, осуществляемого на основе капиталистической экспансии европейского капитала, обеспечивалось также насильственными методами — созданием колониальных империй, сложившихся уже к началу XX в.
Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становления индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и в Северной Америке. Это была зона ускоренного, «передового» развития капитализма, его «первый эшелон». Юго-Восточная и Восточная Европа, включая Россию, а в Азии Япония стали на путь реформ. Они представляли зону «догоняющего развития». Восток, кроме Японии, еще не созрел для решения буржуазно-демократических задач. Не решены были к концу XIX в. национальные проблемы на Балканах. В Латинской Америке тяжелыми гирями на пути развития ряда стран являлись остатки рабства и докапиталистических отношений.
Международная миграция населения первой половины 20 в. отличалась от миграции 19 в. масштабами и направлениями. За 1900-1939 из Европы выехали 28,6 млн. человек. Как и в 19 в., большая часть населения выехали из Великобритании, но теперь они направлялись главным образом в британские владения. Резко возросла реэмиграция (т.е. добровольное, самостоятельное возвращение эмигрантов на родину, как правило, с восстановлением гражданства) среди англичан и ирландцев. Эмигранты из Германии следовали главным образом в США, после Первой мировой войны возрос поток мигрантов в Бразилию. Если британская и германская эмиграция в 20 в. характеризовалась тенденцией к сокращению, то итальянская эмиграция значительно расширилась. Основная масса мигрантов осела в США (80%), остальные – в Бразилии, Аргентине, Уругвае и Парагвае, а также в странах Африки. Особое место вплоть до 1939 в эмиграции из Европы продолжали занимать страны Северной Европы и балканские страны. Так, за 1901-1930 из балканских стран за океан переселилось свыше 1 млн. человек.
Международная миграция населения в 1940-х была связана с военными действиями и их последствиями. Основная часть этих переселений завершилась к 1950 или несколько позднее. В 1950 – 1970-х наряду с США, Канадой, Австралией сформировались новые центры притяжения иммигрантов, обусловленные, прежде всего, экономическими факторами.
Самый мощный центр сложился в рамках ЕЭС, он существенно изменил миграционную ситуацию в мире – Европа из поставщика иммигрантов за океан (межконтинентальная миграция составила за 150 лет примерно 60 млн. человек) превратилась в их «потребителя»: на начало 1990-х в ЕЭС насчитывалось около 15 млн. трудящихся-мигрантов и членов их семей. В середине 1970-х такой же центр возник в районе Персидского залива (Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Кувейт и др.), где сложилась уникальная демографическая и экономическая ситуация. В начале 1990-х 70% рабочей силы этого региона были иностранцы. В Латинской Америке центрами притяжения мигрантов стали Аргентина, Венесуэла, Бразилия (все - с числом иммигрантов от 5 до 8 млн.), в Юго-Восточной Азии – Сингапур, Гонконг, Япония, в Африке – Южно-Африканская Республика, (все – в среднем с численностью иммигрантов свыше 6 млн.). В Израиль в начале 1990-х в среднем прибывало 190 тыс. человек в год.
Достижения
научной мысли открыли дорогу
стремительному развитию новой техники
и новым технологиям. На передний
план выдвинулись электроэнергетика,
машиностроение, металлургия, горное дело,
химическая промышленность и транспорт.
Крупнейшим шагом в повышении энерговооруженности
промышленного производства и транспорта
стало получение электроэнергии в больших
масштабах при помощи динамомашин, первые
образцы которых появились еще в 70-х гг.
XIX в.
Техническим событием огромного значения
было появление нового класса моторов,
сконструированных немецкими изобретателями
Н. Отто (1876) и Р. Дизелем (1897). Эти компактные,
высокоэкономичные двигатели, работавшие
на жидком топливе, вскоре нашли себе применение
в первом автомобиле Г. Даймлера и К. Бенца
(1886, Германия), первом самолете братьев
У. и О. Райт (1903, США) и первом дизельном
локомотиве (тепловозе) компании Клозе-Шульцер
(1912, Германия).
В металлургии важнейшими техническими новшествами в начале XX в. были конвертерный (томасовский) способ выплавки стали из чугуна с большими примесями серы и фосфора, выплавка высокоуглеродистой стали и различных ферросплавов в дуговых, а затем в индукционных электропечах, а также получение алюминия и меди методом электролиза. В 1897 г. в Германии был запущен первый прокатный стан, приводимый в движение электромоторами. В обработке металлоизделий стала применяться электро-и газосварка.
В
горном деле широкое распространение
получили мощные бурильные установки
и дисковые врубовые машины с электрическим
приводом.
Промышленное внедрение крекинг-процесса
— разложение сырой нефти на различные
фракции под воздействием высоких давлений
и температур — позволило получать в больших
количествах легкое жидкое топливо, и
в первую очередь бензин, столь необходимый
для молодой автомобильной промышленности
и самолетостроения. В Германии, не обладавшей
собственными нефтяными месторождениями,
с 1913 г. бензин стали получать из угля.
Новые способы получения аммиака расширили
производство азотной кислоты и других
азотных соединений, необходимых для изготовления
искусственных удобрений, красителей
и взрывчатых веществ.
В гражданском, промышленном и транспортном строительстве применялись качественные марки стали. Все более широкое применение находил железобетон Из, стальных и железобетонных конструкций строились здания, мосты, виадуки, тоннели небывалых размеров Так, в 1905 г. под Альпами был проложен Симплонский тоннель протяженностью около 20 км Центральный пролет Квебекского моста, сооруженного в Канаде в 1917 г, достигал 550 м, а высота нью-йоркского небоскреба Вулворта, возведенного в 1913 г., составляла 242 м и почти вдвое превышала высоту пирамиды Хеопса.
Серьезные
изменения претерпело транспортное машиностроение
Изобретение котлов с высоким перегревом
пара, автоматических тормозов, автосцепок
и механизма автоматической подачи угля
в топку позволило резко увеличить силу
тяги и быстроходность паровозов. В Швейцарии
велись успешные работы по переводу железнодорожного
транспорта на электрическую тягу. В 1904
г. там была пущена первая электричка.
Использование в кораблестроении двигателей
внутреннего сгорания дало толчок появлению
нового класса судов — дизель-электроходов
(теплоходов).
Новые формы организации массового
производства и новая техника. Ускоренное
внедрение в производство технических
и технологических новшеств сопровождалось
укрупнением предприятий и переходом
их к выпуску массовой стандартизированной
продукции. Первым образцом поточно-массового
производства с применением конвейера
были чикагские бойни, построенные в 70-х
гг. XIX в. Сущность конвейерного производства
заключалась в том, что обрабатывающие
механизмы и рабочие места располагались
по ходу технологического процесса, а
сам процесс, расчлененный на ряд простых
операций, совершался непрерывно. В наиболее
законченном виде принципы такого производства
были впервые широко применены на автомобильных
заводах Г. Форда в США.