История таможенного дела в 17-20 веках

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:46, доклад

Краткое описание

В период 1790-1822 годов на таможенную систему сильное воздействие оказали политические отношения России с европейскими державами. В связи с началом Французской буржуазной революции Россия договаривается с Англией, Австрией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру.

Файлы: 1 файл

Доклад История таможенного дела 17-20.docx

— 34.46 Кб (Скачать)

ДОКЛАД

ИСТОРИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА В 17-20 ВЕКАХ

 

В период 1790-1822 годов на таможенную систему сильное воздействие  оказали политические отношения  России с европейскими державами. В  связи с началом Французской  буржуазной революции Россия договаривается с Англией, Австрией и Пруссией не вывозить во Францию хлеб и сырье  и не ввозить французскую мануфактуру. Затем манифестом 1793 года Екатерина II запретила вывоз во Францию  вообще каких бы о ни было российских товаров и ввоз из Франции всяких товаров. В 1797 году Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, а в 1800 году в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса. После разгрома армии Наполеона Россия восстановила нормальные внешнеторговые связи с европейскими государствами и в 1816 году частично отменила запреты, введенные на французские изделия. В 1819 году был принят Таможенный устав, в котором охрана государственной границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов. Таможенный устав 1819 года уточнил понятие контрабанды в России, понимая под ней не только провоз или пронос товаров через границу мимо таможни, но и неуказание товаров владельцами в поданных в таможню объявлениях и грузовых документах.

 

Систему таможенных учреждений середины 19 века можно представить по Таможенному  уставу 1857 года. В зависимости от объема операций таможни делились на крупнейшие - первого класса (Архангельская, Санкт-петербургская, Московская и другие), средние - второго класса (Евпаторийская и другие) и малые - третьего класса (Николаевская, Мариупольская и другие). Некоторые таможни имели передовые филиалы.

 

Крымская война, тяжелое хозяйственное  положение, расстройство финансов, потребности  капиталистического развития обусловили ряд финансовых реформ. В 1860 году был  учрежден Государственный банк, а  в 1862 году единым распорядителем доходов  и расходов стал министр финансов. В 1864 году подчиненный министерству финансов Департамент внешней торговли был преобразован в Департамент  таможенных сборов. В 1875 году торговый баланс России был пассивным - ввоз превышал вывоз на 150 млн. руб. Для  выравнивания баланса в 1876 году было решено: таможенные пошлины, которые  раньше поступали в бумажных деньгах, впредь взыскивать золотом. Поскольку  курс покупки золотого рубля составлял  в среднем 1 рубль 48 копеек, а ставки таможенных пошлин не изменились, это  означало, что пошлины повысились почти на 50%. В 1885 году последовало  повышение пошлин на 10-20%, а в 1890 году - еще на 20%, что сократило привоз товаров из-за границы. И эти, и  другие меры не только выровняли торговый баланс страны, но и сделали его  активным.

 

Таможенный устав 1904 года установил  новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из Департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Новым  в Таможенном уставе 1904 года был  раздел «О привозе товаров по железным дорогам», отражавший быстрое строительство  железных дорог в России и, как  следствие, адаптацию таможенных операций к этому виду транспорта.

 

После периода депрессии (1900-1909 годов) Россия вступила в полосу подъема (1909-1913 годы). Однако таможенная система не претерпела в этот период существенных изменений. С началом Первой мировой войны таможенное ведомство оказалось в значительной степени парализованным, так как на 75% европейской границы России велись военные действия.

 

В 30-е годы XIX века таможенную пограничную  стражу переименовали в пограничную  стражу. В 1893 г. она была выведена из ведения Таможенного департамента в Отдельный корпус пограничной стражи с подчинением его Министерству финансов; на местах были созданы пограничные округа.

 

История возникновения таможенного  контроля также свидетельствует  о том, что пограничная и таможенная службы возникли из единого корня, развивались  вместе и лишь впоследствии разделились  на два самостоятельных направления.

 

В 1754 году была учреждена пограничная  стража как особый корпус войск, охранявшая границу на Украине и в Лифляндии, а позднее в дополнение к ней - казачья и таможенная стража, состоявшая из таможенных объездчиков.

В 1782 году Екатерина II учредила пограничную  таможенную стражу для отвращения набегов  на западной границе. Она состояла из таможенных надзирателей - по одному на каждые десять верст, которые несли  дозоры на своем участке.

Если надзиратель или находившиеся под его начальством объездчики не могли самостоятельно задерживать  контрабандистов. они должны были преследовать их до ближайшего селения, в котором обращались за помощью к местным властям.

В 1819 году был принят таможенный устав, в котором охрана государственной  границы возлагалась на таможенную, а затем пограничную стражу министерства финансов.

В 1822 году казачьи части были переведены во вторую линию, отстоявшую на три-пять верст от линии таможенных объездчиков, а в 1823 году в дополнении к конным объездчикам в пограничную и таможенную охрану были введены еще и стражники - пешие воины.

В 1827 году по Положению об устройстве пограничной таможенной стражи, последняя  была сведена в особые части бригады, полубригады и роты, которые делились н отряды, а иногда на подвижные колонны. В 1827 году в страже было 37 кадровых офицеров, 275 запасных офицеров, 3282 рядовых. Надзиратели таможни и их помощники стали числиться не на гражданской, а на военной службе.

 

В XVIII — начале XIX века пограничная  служба военных формирований наделяется функцией борьбы с контрабандой.

 

В это время, начиная с конца  правления Петра I, бурно развиваются  россий-ские промышленность и торговля, нуждавшиеся в государственной защите от конкуренции иностранных производителей. Введение высоких таможенных пошлин на ряд импортных товаров, доходивших до 50 — 75 процентов их стоимости, привело к появлению ранее неизвестной в России проблемы контрабанды (т.е. незаконного провоза товаров через границу). В дальнейшем контрабанда принимала все более широкий размах и изощренные способы осуществления.

 

С 1754 года войсковая охрана границы  дополняется службой вольнонаемных  таможенных надзирателей и объездчиков, подчинявшихся министерству финансов. С 1882 года в каждой приграничной губернии учреждается особая таможенная стража, несущая службу за линией армейских  и казачьих разъездов.

 

Охрана границы стала находиться в ведении двух ведомств — военного и финансового. Первое отвечало за форпостную службу гарнизонов укрепленных пограничных  линий, частей поселенного (ландмилиции в 1713—1775 годы) и регулярного войска. Второе ведало службой таможенных чинов, контролировавших линию границы между таможнями.

 

Через несколько лет выяснилось, что ни форпостная, ни казачья, ни таможенная стража не справлялись с охраной  границы в отношении противодействия  контрабандистам. Процветали взяточничество и продажность среди начальников  и рядовых обеих структур. Таможенные стражники, будучи большей частью уроженцами этой же местности, имея родственников  и иные связи с жителями, сами способствовали и занимались контрабандой.

 

Осознавая губительность существующего  порядка вещей, 5 августа 1827 года Николай I утверждает «Положение об устройстве пограничной таможенной стражи (ПТС) на Европейской границе и штате  оной». ПТС основывалась на воинских началах при минфине и состояла из 13 войсковых частей, приданных 13 начальникам таможенных округов. Части делились на роты, подчинявшиеся начальникам таможенных участков. Первоначальная численность пограничной таможенной стражи составляла около 4 тысяч человек.

 

С этого времени зеленый цвет становится отличительным для пограничников. Устанавливается единое вооружение: пика, два пистолета, сабля для  конных и ружье со штыком, тесак  для пеших пограничников.

 

Все последующие изменения в  пограничной страже империи были направлены на полную военизацию этой специальной силы.

 

Охрана кавказских и среднеазиатских  рубежей России вплоть до конца ХIХ века сохранялась в прежнем виде и проводилась регулярными частями военного ведомства и казаками.

 

В этих регионах русские владения соприкасались с отсталыми странами и землями кочевых племен. Здесь  не было устойчивых и фиксированных  границ. Укрепления, с помощью которых  охранялись азиатские границы, прикрывали российские колонии и все дальше простирались на юго-восток. Таможенное дело сосредоточивалось лишь в пунктах пропуска товаров.

 

Разорительные мелкие набеги кочевников и горцев представляли местную опасность  для слабозаселенных окраин России и в целом решительно пресекались.

 

После фактического вхождения в  состав России грузинских, армянских  и азербайджанских территорий с 1827 года вводится кордонная стража в Закавказье.

 

К 1884 году к России были присоединены владения среднеазиатских правителей и племенных вождей.

 

Восточные и дальневосточные рубежи России специальной пограничной  стражи не имели вплоть до 20-х годов  ХХ века.

 

При образовании пограничной таможенной стражи было заложено глубокое противоречие. Личный состав пограничных рот (а  затем отрядов и постов) при  несении службы выполнял указания гражданских  надзирателей, а не своих командиров. По остальным вопросам подчинялся последним. Такое двойное подчинение порождало  разобщенность и несогласованность  действий, конфликты между офицерами  и таможенными чиновниками, ухудшение  уставного порядка и снижение дисциплины, умаление достоинства офицеров, вынужденных подчиняться по главному вопросу гражданским лицам.

 

15 октября 1893 года по Указу  Александра III был создан Отдельный  корпус пограничной стражи (ОКПС), выведенный из Департамента таможенных  сборов минфина и подчинявшийся исключительно министру финансов — шефу погранстражи.

 

Пограничная стража превратилась в  самостоятельный род войск на основе военной организации.

 

Главными задачами для ОКПС определялись борьба с контрабандой и незаконным переходом границы. В начале ХХ века корпус совместно с жандармерией, полицией и военной контрразведкой стал впервые решать новую задачу: бороться со шпионажем и революционными оппозиционными организациями.

 

Деятельность пограничной стражи Российской империи имела боевой характер. Например, за 1894—1913 годы пограничники имели 3595 вооруженных столкновений, в результате которых погибло 177 и ранено 369 военнослужащих. В свою очередь воины уничтожили 1302 и  ранили 1702 злоумышленника. В эти  годы отмечено около 240 тысяч случаев  задержаний контрабанды на сумму  свыше 7 млн. руб. Благодаря этому  обеспечивался устойчивый рост таможенных доходов государства.

 

Особо ожесточенный характер борьбы на границе отмечался в Закавказье. Дерзкие набеги разбойничьих шаек, кровавые стычки, столкновения и перестрелки  происходили практически ежедневно. Водворение контрабанды часто проводилось  под охраной сильного вооруженного конвоя. Контрабандисты не только упорно защищали свой товар, но часто сами наступали на пограничников. Так, в 1907 году в пределах действия кавказских пограничных бригад произошло 104 боевых столкновения, в результате которых  было убито 80 злоумышленников и погибло 12 пограничников.

Пограничная стража принимала участие  во всех войнах, которые вела Россия в XIX — начале XX вв. Личный состав, закаленный в борьбе с вооруженными бандами  и преступниками, привыкший к  опасностям и трудностям повседневной службы и суровым условиям, умело действовал на полях сражений.

 

Так, 7 июля 1855 года в 7 верстах от поста  «Вердер» Ревельской бригады (Прибалтика) группа пограничников в 15 человек во главе с капитаном Щербаковым не допустила высадки десанта в 80 человек с английского фрегата. 24 июля была отражена еще одна попытка высадки английского десанта до 200 человек.

 

В ходе Русско-японской войны 1904—1905 годов  пограничники Заамурского округа отражали нападения японских войск, вели борьбу с диверсионными группами, сражались бок о бок с армейскими подразделениями, прикрывали фланги полков и дивизий, вели разведку противника, участвовали в обороне Порт-Артура.

 

В ходе этой войны в погранстраже появились первые Георгиевские кавалеры: подполковник П.Д. Бутусов, ротмистр В.А. Виторский, поручик А.М. Иващенко.

 

С началом первой мировой войны  большинство частей ОКПС перешло  в распоряжение военного командования и влилось в состав полевых  армий. Пограничники выполняли различные  боевые задачи: наступали и оборонялись, вели разведку противника, охраняли районы боевых действий, участвовали в спецзаданиях. Согласно исследованиям генерала Н.П. Головина, профессора Академии Генерального штаба царской армии, в первой мировой войне наиболее стойкими и боеспособными были казачьи  войска и пограничные части.

 

В 1918 году ОПКС был расформирован. Часть пограничников демобилизовалась, часть влилась в состав погранохраны РСФСР и РККА, часть сражалась в рядах Белой гвардии. На этом закончилась история пограничной стражи Российской империи.

 

После Октябрьской революции Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) РСФСР  от 28 мая 1918 года была учреждена пограничная  охрана Республики.

 

В первоначальный период становления  советской погранохраны бережно  сохранялись лучшие пограничные  традиции и зарождались новые. В  марте 1926 года в неравном бою с  вооруженной бандой, пытавшейся прорваться через границу, погиб красноармеец Нахичеванского пограничного отряда Андрей Бабушкин. В том же году заставе, на которой он служил и совершил свой бессмертный подвиг, было присвоено  имя отважного воина. Так появилась  первая именная застава в истории  Пограничной службы России. В настоящее  время имена героев-пограничников  носят 78 пограничных застав и 18 кораблей.

Информация о работе История таможенного дела в 17-20 веках