История 20 века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:22, реферат

Краткое описание

В конце XIX — начале XX в. наиболее распространенным социалистическим учением являлся марксизм. Марксисты руководствовались теорией классовой борьбы, согласно которой борьба классов является главной движущей силой общественного развития, а рабочий класс (пролетариат) призван покончить с капитализмом и построить бесклассовое социалистическое общество.

Оглавление

1.Мир в начале XX века.
2.Глобальные изменения к началу XX века.
3.Новые явления в экономике, политике, идеологии.
4.Изменения в социальной структуре.
5.Окончательное формирование индустриального общества.
6.Глобальные миграционные процессы: изменение потоков эмиграции из Европы в Америку (из Восточной Европы и с Балкан).
7.Территориальный раздел мира
8.Научно-технический прогресс.
9.Новые явления в культуре.
10."Стандартизация мира", стандарты образования

Файлы: 1 файл

Реферат - История 20 века.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

     Талантливый американский механик-самоучка, ставший затем крупным промышленником, Г. Форд разработал и испытал несколько типов автомобилей. Ставшую знаменитой модель «Форд-Т» в 1908 г. запустили в серийное производство. Сборка автомобиля осуществлялась на ленте постоянно движущегося конвейера  
На своих многочисленных предприятиях (с филиалами за пределами Америки) Форд широко внедрял систему организации труда, разработанную американским инженером ф. У. Тейлором Суть этой системы заключалась в следующем: процесс производства разделялся на ряд простых и наиболее экономных операций Каждая из них хронометрировалась, а производственные нормы определялись по результатам труда наиболее сильных и ловких рабочих.

     В начале XX в «империя Форда» выпускала более 300 тыс. автомобилей в год — половину производства автомобилей в мире Она стала символом перехода промышленно развитых стран к стандартизированному массовому и непрерывному производству с применением конвейеров С появлением надежного и относительно дешевого автомобиля Форда, запчасти к которому можно было купить в любой мастерской, началась современная автомобильная эра.

     Наряду  с автомобилями в быт человека в конце XIX — начале XX в входили  и другие технические новинки  — постоянно совершенствовавшиеся телефон, изобретенный А. Г. Беллом (1876), фонограф Т. А. Эдисона (1877), радиоприемники, сконструированные А С Поповым и Г Маркони, кинематограф братьев Люмьер (1895). Важным новшеством стало электрическое освещение городов, жилых домов и производственных помещений Конка уступала место трамваю, первая линия которого была открыта в Германии в 1881 г. В Лондоне, Нью-Йорке, Будапеште, Париже и ряде других городов появились подземные железные дороги — метро.

     Быстро  совершенствовалась военная техника  Американский инженер X Максим в 1883 г изобрел станковый пулемет Затем появились легкие пулеметы других систем К началу первой мировой войны было создано несколько типов автоматических винтовок Тенденция к автоматизации наблюдалась и в артиллерии, где появились первые образцы полуавтоматических орудий.

     Во  Франции, Англии, России и Австро-Венгрии  разрабатывались проекты первых бронированных вездеходных машин  на гусеничном ходу — танков. Начали распространяться бронеавтомобили  на колесном ходу, вооруженные пулеметами и малокалиберными пушками.

     Первые  шаги делала военная авиация. Первоначально  предполагалось, что самолеты будут  использованы лишь для воздушной  разведки, затем их стали оснащать пулеметами и использовать для бомбометания.

     Гонка морских вооружений привела к созданию сверхмощных броненосцев с тяжелым артиллерийским вооружением. Первый корабль такого класса был построен в Англии в 1905—1906 гг. Его назвали «Дредноут» («Неустрашимый»). Вскоре подобные корабли стали строить Германия, США и Россия.

     Чтобы покончить с морским превосходством Англии, германское командование начало строительство подводных лодок. В надводном положении они приводились в движение дизельными установками, в подводном — электромоторами, получавшими энергию от аккумуляторных батарей.  
Таким образом, бурное развитие науки и техники открывало перед развитыми индустриальными странами новые горизонты прогресса, но в то же время привело к гонке вооружений, к совершенствованию способов истребления людей

     Огромное  влияние на развитие общества в конце XIX — начале XX в. оказали достижения науки и техники. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире и были названы революцией в естествознании. Ведущую роль в науке играли страны Западной Европы, в первую очередь Англия, Германия и Франция. Английский физик Дж. Томсон в 1897 г. открыл первую элементарную частицу — электрон, входивший в состав атома. Оказалось, что атом, который раньше рассматривался как неделимая последняя мера материи, сам состоит из более мелких частиц. Изучение эффекта радиоактивности французскими физиками А. Беккерелем, Пьером и Марией Кюри привело к выводу о том, что некоторые элементы произвольно излучают энергию. Это поставило под вопрос прежнее понимание закона сохранения энергии. В 1901 г. немецкий физик М. Планк установил, что энергия выделяется не сплошным потоков, как думали раньше, а отдельными пучками — квантами. В 1911 г. английский физик Э. Резерфорд предложил первую планетарную теорию строения атома, согласно которой атом представляет собой подобие Солнечной системы: вокруг положительного ядра движутся электроны — отрицательные частицы электричества. В 1913 г. эта теория была дополнена датским физиком Н. Бором, который ввел представление о скачкообразном переходе электрона с одной орбиты на другую. При этом структура атома меняется: он получает или поглощает квант энергии. Идеи Планка и Бора послужили фундаментом для особого раздела современной физики — квантовой механики.

     Коренные  изменения произошли в традиционных представлениях 6 пространстве, времени и движении. В 1905 г. 26-летний немецкий физик А. Эйнштейн опубликовал труд «К электродинамике движущихся тел», в котором были заложены основы теории относительности. Эйнштейн доказал, что скорость света в вакууме постоянная, не зависит от направления и скорости движения источника света и является предельной для передачи любых взаимодействий. При движении тела со скоростью, приближающейся к скорости света, его масса растет, а ход времени замедляется. Абсолютного, не зависящего от наблюдателя пространства и времени не существует.

     События, являющиеся одновременными в одной  системе отсчета, могут быть не одновременными в другой системе отсчета. Таким  образом, свойства пространства и времени  оказались зависимыми от движения материальных объектов. Квантовая механика и теория относительности в корне подорвали взгляды традиционной физики.  
Развитие фундаментальных и отраслевых наук. Новые данные о строении материи способствовали появлению новых междисциплинарных наук. Электронная теория строения атома позволила иначе взглянуть на периодический закон химических элементов, открытый русским ученым Д. И. Менделеевым в 1869 г. Было установлено, что порядковый номер элемента в периодической системе имеет не только химический, но и физический смысл, так как он соответствует числу электронов в слоях оболочки того или иного атома. Тесная связь между физикой и химией обусловила формирование такой дисциплины, как физическая химия, которая занялась исследованием физических явлений, возникающих в ходе химических реакций.

     Быстрыми  темпами развивалась электрохимия, фотохимия, химия органических веществ  естественного происхождения (биохимия) и химическая фармакология.  
Опираясь на достижения биологии (учение о клеточном строении организмов и* теория чешского натуралиста Г. Менделя о факторах, влияющих на наследственность), немецкий ученый А. Вейсман и американский ученый Т. Морган создали основы генетики — науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире. Классические исследования в области физиологии сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения осуществил русский ученый И. П. Павлов. Изучив влияние высшей нервной деятельности на ход физиологических процессов, он разработал теорию условных рефлексов.

     Достижения  биологических наук дали мощный толчок развитию медицины. Продолжая исследования выдающегося французского бактериолога Л. Пастера, сотрудники Пастеровского  института в Париже впервые разработали  предохранительные прививки против ряда болезней: сибирской язвы, куриной холеры и бешенства. Немецкий микробиолог Р. Кох и его многочисленные ученики открыли возбудителей туберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса и создали лекарства против них.

     Благодаря успехам химии медицина пополнилась  рядом новых препаратов. В лекарственном арсенале врачей появились широко известные ныне аспирин, пирамидон и другие средства. Врачами разных стран мира разрабатывались основы научной санитарии и гигиены, меры по профилактике и предупреждению эпидемий.

     В изобразительном искусстве символизм воплощался пластическими средствами стиля модерн (от французского слова, означающего «новый, современный»). Стиль модерн сочетал различные формы пластических искусств, универсальный декоративный язык и идеи всеобщего синтеза — реального и ирреального (идеального), соединение эстетства и функциональности. Стремление создать совершенные синтетические модели наиболее зримо проявились в архитектуре. Архитектор-творец выступал как универсал. Он создавал свое произведение от начала до конца — от составления проекта до архитектурной отделки и компоновки предметов интерьера. Так обеспечивалось единство стиля. Примером такого синтетического произведения может служить особняк Рябушинского в Москве, созданный архитектором Ф. О. Шехтелем. Это замечательное сооружение, начиная со спиральных элементов ограды, убранства фасада, разнообразия оконных проемов, живописного панно на фасаде и кончая интерьером, в центре которого знаменитая декоративная лестница, создано в едином стиле.

     В театральном искусстве особое творческое внимание уделялось основным элементам сценического воплощения: живопись декораций, уникальные эскизы костюмов, хореография и сценическое действие становятся органическими, равноправными компонентами, которые созвучны игре актеров. Театр наиболее полно воплотил идеи синтетического искусства. Крупным событием в культурной жизни Европы в начале XX в. были «Дягилевские русские сезоны» в Париже, во время которых организовывались выставки, театральные гастроли, встречи деятелей искусства. Москва, Париж, Мюнхен, Венеция в начале XX в. стали центрами международного обмена в искусстве.

     В музыкальной культуре неоромантизма  ведущее место занимал Вагнер. Позднее поисками синтетического искусства  занимался А. Н. Скрябин (опыты светомузыки, создание «музыкальных драм» — «мистерий»).  
В начале XX в. большую популярность завоевывал новый вид синтетического искусства — кинематограф. Звезды кино начала века — Андре Дид, Макс Линдер, Чарли Чаплин — приобрели мировую известность. «Великий немой» требовал особого искусства жеста, мимики, ритма, сочетания декораций и натуры, доходчивых символов и юмора. Кино стало массовым искусством.

     Новые художественные течения в искусстве: авангардизм. Характерный для изобразительного искусства последней трети XIX в. импрессионизм (от французского impression — впечатление) — пережил в начале века глубокий кризис, как и в целом «чувственное» искусство прошедшего столетия. Принципы импрессионизма, его метод четко определяли сами его представители: «видеть, чувствовать, выражать — в этом все искусство»; «я пишу то, что сейчас чувствую». Импрессионизм стремился в живописи путем разложения красок на составляющие элементы, разложения видимого мира на мозаику красочных пятен создать синтез — обобщенное синтетическое воспроизведение своего восприятия объекта. В конце XIX в. наступил закат импрессионизма как художественного метода и художественного течения. На смену ему пришел целый ряд новых художественных течений, представители которых в основном опирались на стиль модерн и подвергали критике чувственное искусство.

     Большое влияние на развитие авангардной  живописи оказал кубизм. Основателями этого направления считаются французские художники П. Пикассо, М. Дюшан и Ж. Брак. Отказываясь от свойственной импрессионизму передачи цвета и света, кубисты создавали новые формы многомерной перспективы: разлагая объект на геометрические формы, художники изображали его с самых разных сторон, в том числе и обычно невидимых. На картинах пересекались различные плоскости и геометрические фигуры (полуокружности, окружности, треугольники, кубы и т. д.). Таким образом кубисты пытались обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее содержание. Картина Пикассо «Скрипка» является наиболее характерным примером этого художественного направления, метода и стиля.

     В XX веке в Западной Европе и США  были заложены законодательные основы школы. Таким образом класс промышленной буржуазии, доминирующий в обществе, стремился упрочить свои позиции  в перспективе будущего. В ведущих  промышленных странах осуществлялось становление национальной системы школьного образования и расширение участия государства в педагогическом процессе (его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в решении вопроса об отделении школы от церкви). В результате создавались государственные бюро, советы, департаменты, комитеты, министерства образования. Все учебные заведения подлежали государственному контролю. В течение XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные. Таким образом, были организованы:  
• неоклассическая гимназия, реальное училище и школа смешанного типа в Германии;  
• муниципальные коллежи и лицеи во Франции;  
• академии и дополнительные учебные заведения (high school) в CШA.

     В результате исторических школьных реформ в XX веке были укреплены основы обязательного бесплатного начального обучения и платного (за исключением США и Франции: в США действует государственная система бесплатного обучания до 16-18 лет, во Франции обучение в средней школе стало частично бесплатным с начала 1940-х годов) государственного среднего образования; сохранилась привилегия состоятельных слоев общества на полноценное и качественное образование; была расширена программа начального обучения; появились промежуточные типы школ, связующие начальное и среднее образование; была расширена программа естественнонаучного среднего образования.

     В США в наше время реализуются  два принципа организации школ: 8 лет обучения (начальное образование) + 4 года (среднее образование) и 6 лет (начальное) + 3 года (младшая средняя школа) + 3 года (старшая средняя школа, а также частные школы и элитные академии).

Информация о работе История 20 века