Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 17:50, реферат
Цель реферата: изучить особенности, основные идеи и принципы бихевиоризма как направления в истории психологии.
Данная цель конкретизирована в следующих задачах:
Определить сущность бихевиоризма на основании анализа литературы, имеющейся по данной проблеме.
Рассмотреть основные идеи и принципы данного направления.
Проанализировать существующие в психологической науке исследования в рамках бихевиористического направления.
Введение
Глава 1. Бихевиоризм как психологическое течение
1.1 Предпосылки возникновения бихевиоризма
1.2 Основные идеи и принципы бихевиоризма в психологии. Бихевиоризм Д. Уотсона
Глава 2. Необихевиоризм в психологии
2.1 Характерные черты необихевиоризма
2.2 Б. Скиннер и его теория «оперантного бихевиоризма»
Заключение
Список использованных источников
Можно также рассмотреть пример ситуации, которая встречается почти в каждой семье, где есть маленькие дети, а именно - оперантное научение поведению плача. Когда маленькие дети испытывают боль, они плачут, и немедленной реакцией родителей является выражение внимания и предоставление других позитивных подкреплений. Так как внимание является подкрепляющим фактором для ребенка, реакция плача становится естественно обусловленной. Однако плач может возникать и тогда, когда боли нет. Хотя большинство родителей утверждают, что они способны к различению плача от расстройства и плача, который вызван желанием внимания, все же многие из них упорно подкрепляют последний.
Таким образом, Скиннер признавал два основных типа поведения:
Респондентное поведение - ответ на знакомый стимул;
Оперантное поведение - поведение, которое определяется и контролируется результатом, следующим за ним.
Работа Скиннера почти полностью сконцентрирована на оперантном поведении. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, влияющий на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, а оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. По Скиннеру, поведение самым лучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.
Ключевой концепцией системы Скиннера является подкрепление (зависимость от прошлого опыта).
Описаны четыре режима подкрепления, в результате которых возникают различные формы реагирования:
подкрепление с постоянным соотношением;
подкрепление с постоянным интервалом;
подкрепление с вариативным соотношением;
подкрепление с вариативным интервалом [13].
Режим подкрепления с постоянным соотношением характеризуется тем, что организм здесь подкрепляется по наличию заранее определенного или постоянного количества соответствующих реакций. Данный режим является распространенным в повседневной жизни каждого человека, ему принадлежит огромная роль в процессе контроля над поведением. Так, во многих сферах занятости сотрудникам платят в соответствии с тем количеством единиц, которые они производят либо продают (плата за единицу продукции).
Режим подкрепления с постоянным интервалом характеризуется подкреплением после того, как твердо установленный или «постоянный» временной интервал проходит со времени предыдущего подкрепления. На уровне человека такой режим действителен, к примеру, при выплате заработной платы за работу, выполненную за час, неделю либо месяц. Таким же образом, еженедельная выдача ребенку денег на карманные расходы образует аналогичную форму подкрепления.
При рассмотрении данного вида подкрепления интересным является тот факт, что он дает низкую скорость реагирования сразу после того, как получено подкрепление. Данный феномен получил название паузы после подкрепления.
В режиме подкрепления с вариативным соотношением организм подкрепляется на основе какого-то в среднем предопределенного числа реакций. Наиболее ярким примером поведения человека, который находится под влиянием данного вида подкрепления, является захватывающая азартная игра.
Рассмотрим действия человека, играющего в игральный автомат, где нужно опускать монетку или специальной рукояткой вытягивать приз. Эти аппараты запрограммированы так, что подкрепление (деньги) распределяется в соответствии с числом попыток, за которые человек платит, чтобы управлять рукояткой. Однако выигрыш непредсказуем, непостоянен и редко позволяет получать свыше того, что вложил игрок. Это объясняет тот факт, почему владельцы казино получают значительно больше подкреплений, чем их постоянные клиенты [14].
Далее, угасание поведения, приобретенного в соответствии с рассматриваемым режимом, происходит очень медленно, так как организм точно не знает, когда будет следующее подкрепление. Таким образом, игрок принуждается опускать монеты в прорезь автомата, несмотря на ничтожный выигрыш (или даже проигрыш), в полной уверенности, что в следующий раз он «сорвет куш». Такая настойчивость типична для поведения, вызванного режимом подкрепления с вариативным соотношением.
Режим подкрепления с вариативным интервалом характеризуется тем, что организм получает подкрепление поле того, как проходит неопределенный временной интервал. Подкрепление здесь зависит от времени, однако время между подкреплениями в данном случае варьирует вокруг какой-либо средней величины, а не является точно установленным. Как правило, скорость реагирования при подкреплении с вариативным интервалом является прямой функцией примененной длины интервала: короткие интервалы порождают высокую скорость, а длинные - низкую. В повседневной жизни режим подкрепления с вариативным интервалом встречается нечасто, хотя несколько его вариантов все же можно наблюдать. Так, к примеру, родители могут хвалить поведение ребенка достаточно произвольно, рассчитывая на то, что он будет продолжать вести себя также и в неподкрепленные интервалы времени.
Было также проведено различие между первичными (безусловными), и вторичными (условными) подкрепляющими стимулами. По Скиннеру, вторичные подкрепляющие стимулы (деньги, внимание, похвала) оказывают сильное влияние на поведение человека. Он также подчеркивал, что поведение контролируется аверсивными стимулами, такими как наказание и негативное подкрепление.
Позитивное наказание имеет место, когда за реакцией следует неприятный стимул, а негативное наказание состоит в том, что за реакцией следует устранение приятного стимула. Напротив, негативное подкрепление встречается, когда организму удается ограничить или избежать предъявления аверсивного стимула. Скиннер боролся с применением аверсивных методов (особенно наказания) в контроле поведения и придавал особое значение контролю посредством позитивного подкрепления.
Концепции оперантного научения многократно подвергались экспериментальной проверке. Подход Скиннера к бихевиористическим исследованиям характеризуется изучением одного субъекта, использованием автоматизированного оборудования, а также четким контролем условий окружения. В качестве примера можно привести исследование эффективности жетонной системы вознаграждения для улучшения форм поведения в группе госпитализированных пациентов психиатрической клиники.
Широко применяются принципы оперантного научения и в настоящее время. Двумя основными областями такого применения являются обучение навыкам общения и биологическая обратная связь. Предполагается, что тренировка уверенности в себе, основанная на методиках репетиции поведения и самоконтроля, очень полезна для того, чтобы люди вели себя более успешно в различных социальных интеракциях. Оказалось, что тренинг с биологической обратной связью эффективен в лечении тревоги, мигрени, мышечного напряжения и гипертензии [15].
Таким образом, идеи теории Б. Скиннера оказались очень важными для развития всей психологической науки и широко применяются также в настоящее время.
Движение необихевиоризма возглавили такие американские психологи как Э. Толмен и К. Холл. Толмен, как и все его предшественники «классические бихевиористы», отстаивал положение о том, что исследования поведения должны проводиться строго объективным методом, без всякого рода допущений о внутреннем мире сознания. Однако он возражал против того, что необходимо ограничиваться при анализе поведения только формулой «стимул-реакция», а также игнорировать те факторы, которые играют крайне важную роль в промежутке между ними. Эти факторы он называет «промежуточными переменными».
К. Холл в основном опирался на учение Павлова об условных рефлексах и считал, что наиболее важную роль при использовании этого понятия необходимо придавать силе навыка. Для проявления этой силы нужны определенные физиологические потребности. Из всех факторов самое большое влияние на силу навыка оказывает редукция потребности. Чем чаще она редуцируется, тем более высокой будет сила навыка. Таким образом, величина редукции потребности определяется количеством, а также качеством подкреплений. Таким образом, необихевиористы стали добавлять в схему «стимул-реакция» промежуточные переменные (образ, цель, потребность).
Новым импульсом в развитии данного психологического направления стала теория Б. Скиннера, который разработал концепцию «оперантного бихевиоризма». Скиннер признавал два основных типа поведения:
Респондентное поведение - ответ на знакомый стимул;
Оперантное поведение - поведение, которое определяется и контролируется результатом, следующим за ним.
Работа Скиннера почти полностью сконцентрирована на оперантном поведении. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, влияющий на вероятность того, что поведение повторится. По Скиннеру, поведение самым лучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.
Важным элементом системы Скиннера является подкрепление (зависимость от прошлого опыта).
Описаны четыре режима подкрепления, в результате которых возникают различные формы реагирования:
подкрепление с постоянным соотношением;
подкрепление с постоянным интервалом;
подкрепление с вариативным соотношением;
подкрепление с вариативным интервалом.
Идеи концепции «оперантного бихевиоризма» Б. Скиннера оказались очень важными для развития всей психологической науки и широко применяются также в настоящее время [16].
Заключение
Возникнув в начале 20-го столетия, бихевиоризм стал ведущим направлением в американской психологии того времени. В качестве предмета психологии в данном направлении выступили поведение и поведенческие реакции, потому что именно эти явления могут быть объективно изучены опытным путем. Исследованием поведения занимались многие ученые, однако наиболее популярными являются взгляды Д. Уотсона, Э. Торндайка и Б. Скиннера.
Согласно данной теории, поведение животных и человека рассматривается как совокупность двигательных реакций (R) в ответ на внешние воздействия - стимулы (S). Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение (ответ на знакомый стимул) и оперантное поведение (поведение, которое определяется и контролируется результатом, следующим за ним). Ключевой концепцией системы Скиннера является подкрепление (зависимость от прошлого опыта).
На основании проведенного анализа можно выделить некоторые достоинства и недостатки бихевиоризма как направления, возникшего в психологии.
Во-первых, бихевиоризм обозначил историческую потребность в том, чтобы расширить предмет изучения психологической науки и ввел в круг изучаемых явлений поведение человека, сделав его предметом своих исследований. Однако при этом потребность в расширении предмета трактовалась бихевиористами крайне неадекватно, так как игнорировалось сознание как объективная сущность.
Следующим положительным моментом является проведение исследований поведения и острая постановка проблемы объективного подхода в психологии. Однако понимание поведения бихевиористами сводится лишь к внешним проявлениям, и игнорируются те физиологические и психические процессы, которые невозможно наблюдать.
Не менее важной заслугой бихевиоризма является обозначение задачи управления поведением человека, а также нацеленности научных исследований, которые проводились в рамках данного направления, на связь с практическими задачами. Однако из-за механистической трактовки поведения человек лишается своей активной деятельностной сущности и выступает как реагирующее существо.
Однако, несмотря на все существующие недостатки, бихевиоризм сыграл огромную роль в истории психологии, дал ей большое количество полезных идей и методик. Была создана целая наука о поведении, исследования которого способствовали утверждению объективного подхода в психологической науке.
Список использованных источников
Информация о работе Основные школы и направления в психологии 20 века: бихевиоризм