Организация семинаров в курсе психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение семинара, как одного из основных видов практических занятий и средство раз¬вития у студентов культуры научного мышления.
Задачи исследования:
1.Теоретический анализ психологической литературы.
2. Раскрыть понятие семинара;
3. Изучить классификацию и функции

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы организации семинаров 6
1.1 Понятие семинара 6
1.2 Классификация семинаров 9
1.3 Функции семинаров 17
2 Методика организации семинаров 21
2.1 Подготовка преподавателя к проведению семинара 21
2.2 Способы, приемы, требования, технологии организации семинарского занятия 23
2.3 Методические рекомендации для преподавателя 31
Заключение 37
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Организация семинаров в курсе психологии2.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение                                                                                                                      4

1 Теоретические основы организации семинаров                                                  6

1.1 Понятие семинара                                                                                            6

1.2 Классификация семинаров                                                                              9

1.3 Функции семинаров                                                                                        17

2 Методика организации семинаров                                                                       21

2.1 Подготовка преподавателя к проведению семинара                                  21

2.2 Способы, приемы, требования, технологии организации семинарского занятия                                                                                                                   23                                     

2.3 Методические рекомендации для преподавателя                                        31

Заключение                                                                                                             37

Библиографический список                                                                                     39

Приложение А Конспект урока-семинара, предмет  «Общая психология»      43                                                                                                                               

Приложение Б Технологическая карта урока                                                       47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Самостоятельность - одно им ведущих  качеств личности, выражающееся в  умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предполагает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно, принимать нетрадиционные решения.

Основная задача высшего образования  заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность.

Происходящая в настоящее время  реформа высшего образования связана, по своей сути с переходом от парадигмы обучения к парадигме образования. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой» т. к. только те знания, к которым человек пришел самостоятельно, становятся действительно прочным его достоянием. Именно поэтому высшая школа постепенно переходит от передачи студентам знаний в готовом виде к управлению их самостоятельной учебно-познавательной деятельностью. Такой переход предполагает соответствующий отбор учебного материала, планирование его объема с учетом сложности и трудоемкости, использование передовых технологий обучения, проверки и оценка приобретаемых студентами знаний в результате самообразования.

Педагогическая эффективность применения семинарских занятий получила обоснование в трудах отечественных дидактов Б.П. Есипова, В.П. Стрезикозина, А.В. Усовой, В.В. Завьялова и других. В зарубежных источниках условиям эффективного применения семинарских занятий посвящены исследования Дж. Трампа и Д. Бейнам, В.П. Стрезикозин

В современной высшей школе семинар  является одним из основных видов  практических занятий по различным  наукам, так как представляет собой  средство развития у студентов культуры научного мышления общения. Важным фактором результативности данного вида занятия, его высокой эффективности является процесс подготовки. Выступления даже самых добросовестных студентов без направляющей роли преподавателя не смогут прозвучать на самом семинаре.

Для успешного проведения семинара нужна целенаправленная предварительная подготовка. И преподаватель и обучаемые должны настраиваться на серьезную и глубокую работу. Поэтому необходимо научится правильно построить свою методическую работу по подготовке и организации, как самого себя, так и всех студентов.

Объект исследования: семинарское занятие.

Предмет исследования: подготовка и проведение семинарского занятия. 

Цель работы: изучение семинара, как одного из основных видов практических занятий и средство развития у студентов культуры научного мышления.

Задачи исследования:

1.Теоретический анализ психологической литературы.

2. Раскрыть понятие семинара;

3. Изучить классификацию и функции семинаров;

4. Предложить методические рекомендации для преподавателя.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы.

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМИНАРОВ

 

 

1.1 Понятие семинара

Семинарские занятия как форма  обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. - в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи высшей школы [18, с. 94].

В современной высшей школе семинар  является одним из основных видов  практических занятий по различным  наукам, так как представляет собой  средство развития у студентов культуры научного мышления общения. Педагогическая эффективность применения семинарских занятий получила обоснование в трудах отечественных дидактов Б.П. Есипова, В.П. Стрезикозина, А.В. Усовой, В.В. Завьялова и других. В зарубежных источниках условиям эффективного применения семинарских занятий посвящены исследования Дж. Трампа и Д. Бейнам, В.П. Стрезикозин отмечал: «Большое обучающее и развивающее значение семинарских занятий состоит в том, что они приучают учащихся свободно оперировать приобретенными знаниями, доказывать выдвинутые в их докладах и выступлениях положения, полемизировать с товарищами, теоретически объяснять жизненные явления».

Семинар - это такая форма организации  обучения, при которой на этапе  подготовки доминирует самостоятельная  работа учащихся с учебной литературой  и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения.

Успех всего семинара и особенно на этапе его подготовки во многом зависит от эффективности самостоятельной работы учащихся. Другими словами, семинар вбирает в себя, интегрирует как часть самостоятельную работу учащихся.

Семинар в сравнении с другими  формами обучения требует от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с литературой - умение работать с несколькими источниками, осуществить сравнение того, как один и тот же вопрос излагается различными авторами, сделать собственные обобщения и выводы. Как уже отмечалось, при подготовке к семинару и в процессе его проведения к учащимся предъявляют более высокие требования, в плане их самостоятельности, инициативы, уровня развития, их умения работать с учебной литературой, что и создает более благоприятные условия, чем на обычном уроке, для организации дискуссий, создания индивидуальной и коллективной работы учащихся, повышает уровень их осмысления и обобщения изученного материала.

Комплексность данной формы занятий  определяется тем, что в ходе его  проведения сочетаются выступления  обучающихся и преподавателя; положительное толкование (рассмотрение) обсуждаемой проблемы и анализ различных, часто дискуссионных позиций; обсуждение мнений обучающихся и разъяснение (консультация) преподавателя; углубленное изучение теории и приобретение навыков умения ее использовать в практической работе.

Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания и главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А.М. Матюшкину):

- развитие творческого профессионального мышления;

- познавательная мотивация;

- профессиональное использование знаний в учебных условиях:

- овладение языком соответствующей науки;

- навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями;

- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения [11, с.18].

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

- повторение и закрепление знаний;

- контроль;

- педагогическое общение.

Особенность семинарского занятия - возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов. Трактовка семинара как завершающего звена в изучении блока взаимосвязанных тем дисциплины обусловлена тем, что во время его проведения подводятся итоги работы преподавателей, читающих лекции, и самостоятельной работы обучающихся по усвоению обсуждаемой научной проблемы.

По своему назначению семинарское  занятие, в процессе которого обсуждается  та или иная научная проблема, способствует:

- углубленному изучению определенного раздела дисциплины, закреплению знаний;

- отработке методологии и методических приемов познания;

- выработке аналитических способностей, умения обобщения и формулирования выводов;

- приобретению навыков использования научных знаний в практической деятельности;

- выработке умения кратко, аргументировано и ясно излагать обсуждаемые вопросы;

- осуществлению контроля преподавателя за ходом обучения.

Семинары выполняют многогранную роль: стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии; позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии; прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, основными понятиями и категориями; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях; позволяют изучить мнения, интересы студентов, служат средством контроля преподавателя не только за работой студентов, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т.д. [8, с.59].

1.2 Классификация семинаров

Семинары могут быть различными как по содержанию, так и по построению, организации работы. Обычно на семинарах обсуждаются заранее поставленные вопросы. Студенты заблаговременно знакомятся с планом семинарского занятия и литературой, рекомендуемой к изучению данной темы, чтобы иметь возможность подготовиться к семинару.

Выделяют три типа семинаров, принятых в университетах:

1) Просеминар;

2) Семинар;

3) Спецсеминар исследовательского  типа по отдельным частным  проблемам науки, для углубления их разработки.

Просеминар - это занятие, готовящее  к семинару, проводиться на первых курсах. Цель: ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, с литературой, первоисточниками, методикой работы с ними.

Опыт показывает, что студенты первого  курса не умеют работать с несколькими  источниками и, прочитав список рекомендуемой  литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, максимально его синтезировать и изложить в соответствии с темой. Поэтому особое внимание следует обратить на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компиляции и компилятивного подхода к решению научных проблем, которые развиваются именно при неправильной подготовке к семинару. Второй этап работы в просеминаре - подготовка рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их с участниками просеминара с заключением руководителя.

В высшей школе практикуется 3 типа семинаров:

- семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;

- семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы семинар исследовательского типа с тематикой;

- семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Семинар – это продукт педагогического общения студентов и преподавателей. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.

Опытные преподаватели, формируя атмосферу  творческой работы, ориентируют студентов  на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым  изложением подготовленных тем, заслушиванием  рефератов. Преподаватель дает установку  на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении в зависимости от тематики и ситуации.

Учитывая характерологические  качества студентов (коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

Информация о работе Организация семинаров в курсе психологии