Организация семинаров в курсе психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучение семинара, как одного из основных видов практических занятий и средство раз¬вития у студентов культуры научного мышления.
Задачи исследования:
1.Теоретический анализ психологической литературы.
2. Раскрыть понятие семинара;
3. Изучить классификацию и функции

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы организации семинаров 6
1.1 Понятие семинара 6
1.2 Классификация семинаров 9
1.3 Функции семинаров 17
2 Методика организации семинаров 21
2.1 Подготовка преподавателя к проведению семинара 21
2.2 Способы, приемы, требования, технологии организации семинарского занятия 23
2.3 Методические рекомендации для преподавателя 31
Заключение 37
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Организация семинаров в курсе психологии2.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

10. Выводы на будущее (для изучения  очередной темы) [31, с.71].

Если к семинару студенты не готовили докладов, то преподаватель обычно предлагает выступить желающим. Но на случай отсутствия таковых необходимо заранее наметить, кого следует вызвать в обязательном порядке. Если же выступить захотели несколько студентов, рекомендуется предоставить слово слабейшему из них. Когда первым выступает сильный, хорошо подготовленный студент, то его исчерпывающий ответ может исключить всякую активность по обсуждаемому вопросу. Выступление же слабого или среднего студента всегда оставляет место для дополнений и уточнений, а это необходимое условие активности других студентов.

В ходе первого выступления нужно:

а) внимательно следить за речью  студента, запоминая или записывая  ее достоинства и недостатки;

б) не исправлять допущенные студентом  в ходе ответов недостатки и ошибки, кроме произношения отдельных слов, однако, если он отклоняется от существа вопроса, следует направить его выступление в нужное русло;

в) не допускать, чтобы первое выступление  было очень долгим, иначе может  рассеяться внимание остальных;

г) напоминать присутствующим, чтобы они сосредоточенно слушали своего сокурсника и записывали, по поводу чего сами будут выступать на семинаре.

После того как первый студент закончит свое выступление, не рекомендуется  задавать ему возникшие дополнительные вопросы, их следует ставить  перед всей группой. Перед тем как сформулировать вопрос, представляется не лишним привлечь внимание группы, обратившись к ней, примерно, с такими словами: «Вопрос всей группе...».

Постановка ряда вопросов необходима и тогда, когда никто не выражает желания дополнить предыдущее выступление. Если же такие студенты есть, им следует предоставить возможность выступить так, как они хотят. Это позволяет видеть, насколько внимательно группа слушала первого оратора, и в то же время повышает общую инициативу.

В ходе семинара необходимо следить, чтобы не было повторений в ответах, отмечать, какие из пробелов, допущенные в первом выступлении, устранены. Затем следует поставить перед группой те вопросы, которые были упущены всеми или неверно освещены. Если же по ним не найдется желающих выступить, то можно вызвать, для ответа конкретных студентов.

Труднее организовать активное обсуждение темы, когда группа слабо подготовлена. В таких случаях преподаватель  вынужден сразу давать наводящие  вопросы, и успех семинара во многом зависит от того, насколько умело это будет сделано.

Дополнительные вопросы не только должны быть четкими и ясными, но и вызывать у студентов стремление высказаться. С этой целью очень  полезно развернуть дискуссию, для  чего обратиться к аудитории и  спросить, все ли согласны с каким-либо неверным (а иногда и верным) положением, нет ли другого мнения по этому поводу. Иногда предложение высказаться можно адресовать конкретным студентам. Элементы дискуссии значительно оживляют семинар.

Подводя итоги занятию и оценивая выступления студентов, следует исправить допущенные ими ошибки, указать недостатки, но сделать это так, чтобы мотивировать желание выступать на следующем семинаре. Особый такт нужен в отношении слабых студентов или тех, кто предпочитает отмалчиваться. Если своевременно отметить, пусть даже небольшой, прогресс в их знаниях или умении излагать свои мысли, если осторожно и в известной мере «авансом» похвалить, это укрепит их веру в свои силы, повысит дальнейшую активность.

По окончании семинара преподаватель нередко выставляет оценки не только за основные выступления, но и за дополнения к ним. Не рекомендуется при этом отмечать посредственные или даже плохие знания студентов, проявивших инициативу на занятии. Целесообразнее поставить хорошие и отличные оценки лишь тем, кто в процессе ответов на дополнительные вопросы показал глубокое знание учебного материала [10, с.152].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Изучив методику организации  и проведения семинарского занятия  в высшей школе мы пришли к выводу о том, что:

Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников.

Семинар - это такая  форма организации обучения, при  которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа учащихся с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления учащихся, где они под руководством учителя делают обобщающие выводы и заключения.

Существует ряд форм семинарского занятия, такие как: развернутая  беседа, обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, семинар - пресс-конференция, комментированное чтение, упражнения на самостоятельность мышления, письменная (контрольная) работа, семинар-коллоквиум и другие.

Семинар в сравнении  с другими формами обучения требует  от учащихся довольно высокого уровня самостоятельности в работе с  литературой.

В организации семинарских  занятий реализуется принцип  совместной деятельности, сотворчества. Семинар так же является важнейшей формой усвоения знаний.

В процессе подготовки к  семинару закрепляются и уточняются уже известные и осваиваются  новые категории. Семинар  как развивающая, активная форма учебного процесса способствует выработке самостоятельного мышления студента, формированию информационной культуры.

С точки зрения методики проведения семинар представляет собой  комбинированную, интегративную форму  учебного занятия.

Для подготовки и точного  и полного ответа на семинарском занятии студенту необходимо серьезно и основательно подготовится. Для этого он должен уметь работать с учебной и дополнительной литературой, а так же знать основные критерии для написания реферата или доклада, если семинар проходит в данной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

  1. Абасов З. Проектирование и организация самостоятельной работы студентов / З. Абасов // Высшее образование в России. - 2007.- N 10.- С. 81-84.
  2. Батыршина А.Р. Технология организации самостоятельной работы студентов (на опыте изучения курса психологии) / А. Р. Батыршина // Высшее образование сегодня. - 2008.- N 9.- С. 82-84.
  3. Бурцева В. С. Совершенствование организации самостоятельной работы студентов / В. С. Бурцева // Специалист. - 2007.- N 3.- С. 17.
  4. Вайсеро З. В. Активизация самостоятельной работы студентов - путь к повышению качества подготовки специалистов среднего звена / З. В. Вайсеро // Инновации в образовании. - 2008.- N 9.- С. 4-8.
  5. Воронин Е. С. О повышении роли самостоятельной работы студентов / Е. С. Воронин, А. В. Коробов, Ф. И. Василевич // Ветеринария. - 2004.- N 6.- С. 59-61.
  6. Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е. Галицких // Высшее образование в России. - 2004.- N 6.- С. 160-163.
  7. Григорян В. Г. Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студентов / В. Г. Григорян, П. Г. Химич // Высшее образование в России. - 2009.- N 11.- С. 108-114.
  8. Губарева А.Е. Современные формы организации самостоятельной работы и контроля знаний студентов вузов / А. Е. Губарева // Высшее образование сегодня. - 2009.- N 10.- С. 59-62.
  9. Дворникова Т. А. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов / Т. А. Дворникова, С. Н. Костромина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология и право. - 2007.- Вып. 4.- С. 278-284.
  10. Ефремова О. Н. О методах организации самостоятельной работы студентов / О. Н. Ефремова // Высшее образование в России. - 2011.- N 2.- С. 149-153.
  11. Ивлиева И.А. Значение и форма самостоятельной работы как средство формирования профессиональных умений и навыков студентов-юристов / Ивлиева Ирина Алексеевна // Юридическое образование и наука. - 2013.- № 2.- С. 18-20.
  12. Игнатова И. Г. Методические и организационные подходы к проведению самостоятельной работы с использованием сетевых технологий / И. Г. Игнатова, Н. Ю. Соколова // Информатика и образование. - 2009.- N 12.- С. 112-114.
  13. Кайсина Т. В. Информационно-коммуникационные технологии в организации самостоятельной работы студентов / Т. В. Кайсина // Научное обозрение. - 2007.- N 5.- С. 169-176.
  14. Крученкова М. Г. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов / М. Г. Крученкова // Специалист. - 2009.- N 1.- С. 14-16.
  15. Лапина Е. Использование нестандартных форм и методов обучения для повышения качества самостоятельной работы учащихся / Е. Лапина // Народное образование. - 2007.- N 10.- С. 232.
  16. Лецких Л. А. Инновационный подход к моделированию самостоятельной работы / Л. А. Лецких // Среднее профессиональное образование. - 2008.- N 4.- С. 51-55.
  17. Мампория С.В. Информационно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов вузов / С. В. Мампория // Высшее образование сегодня. - 2010.- N 11.- С. 57-59.
  18. Маняхина В. Г. Возможности информационно-коммуникационной учебной среды для организации самостоятельной работы / В. Г. Маняхина // Информатика и образование. - 2008.- N 7.- С. 94-96.
  19. Михайловская Т. А. Формирование самообразовательной компетенции студентов через изменение методов самостоятельной работы / Т. А. Михайловская // Среднее профессиональное образование. - 2007.- N 3.- С. 30-32.
  20. Муравьева Н. В. Информационно-обучающая среда самостоятельной работы студентов-заочников / Н. В. Муравьева, Е. А. Суховиенко // Вестник развития науки и образования. - 2012.- № 1.- С. 95-103.
  21. Организация самостоятельной работы студентов - условие реализации компетентностного подхода / Г. Тюрикова [и др.] // Высшее образование в России. - 2008.- N 10.- С. 93-97.
  22. Пан Н. В. Организация самостоятельной работы студентов / Н. В. Пан // Среднее профессиональное образование. - 2005.- N 3.- С. 19-23.
  23. Полоскина З. А. Развитие познавательных способностей и активности студентов при выполнении самостоятельной работы по общепрофессиональным дисциплинам / З. А. Полоскина // Среднее профессиональное образование. - 2008.- N 9.- С. 28-30.
  24. Прохорова О.Н. Современные информационные технологии как условие организации самостоятельной работы студентов педагогического вуза / О. Н. Прохорова // Образовательные технологии. - 2009.- N 4.- С. 118-122.
  25. Сенашенко В. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. - 2006.- N 7.- С. 103-109.
  26. Трущенко Е. Н. Основные направления организации самостоятельной работы / Е. Н. Трущенко // Среднее профессиональное образование. - 2007.- N 10.- С. 26-28.
  27. Тулькибаева Н. Н. Педагогика: организация самостоятельной работы студентов: [учеб.-метод. пособие] / Н. Н. Тулькибаева, З. М. Большакова, Г. Я. Гревцева; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Челяб. гос. пед. ун-т», Каф. педагогики.- Челябинск: Цицеро, 2010.- 63 с.
  28. Усачев А.С. «Информационные навигаторы» и организация самостоятельной работы студентов / А. С. Усачев // Высшее образование в России. - 2012.- № 2.- С. 110-115.
  29. Харланова Г. А. Некоторые виды самостоятельной работы студентов в образовательном процессе / Г. А. Харланова // Специалист. - 2009.- N 11.- С. 24-25.
  30. Хилкова Н. Проблемы организации самостоятельной работы / Н. Хилкова, Л. Ермакова // Высшее образование в России. - 2007.- N 2.- С. 171-172.
  31. Цыганова Л.В. Стратегии самостоятельной работы как основа ее эффективной организации / Л. В. Цыганова // Высшее образование сегодня. - 2009.- N 12.- С. 69-71.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

Конспект урока-семинара по предмету «Общая психология»

 

Тема: «Темперамент».

Цель: познакомить с понятием «темперамент».

Задачи:

- Познакомить с понятием «темперамент», типами темперамента;

- Составить сводную таблицу типов темперамента;

- Разработать рекомендации по учету особенностей типов темперамента в учебном процессе;

- Обобщить представления об учете темперамента в общении и деятельности.

Оборудование: 4 листа формата А-3, фломастеры, цветные карандаши, таблички с названиями темпераментов, раздаточные материалы.

Особенности организации: студенты разделены на 4 группы.

Приемы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»: «Кластер», «Зигзаг», «Линии сравнения», «Чтение с остановками», «Мозговой штурм», «Синквейн».

Ход занятия

1. Организационный момент

Фаза вызова.

Задачи:

- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

- Побудить познавательный интерес к изучаемому материалу.

Прием технологии «Развитие критического мышления»  «Кластер»

- Какую информацию вы знаете по теме «Темперамент»?

- Составление кластера «Темперамент». Формулирование и запись определения.

 

2. Фаза реализации смысла (осмысления)

Задачи:

- Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал.

- Помочь соотнести старые знания  с новыми.

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Зигзаг»

1. Группа делится на 4 подгруппы.  В каждой подгруппах студентам  выдаются

 

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

 

 

информационные статьи по темам «Холерик» «Флегматик», «Сангвиник», «Меланхолик».

2. Каждый учащийся работает со своим текстом: выделяя главное, структурируя, наглядно представляя материалы. Либо использует одну из графических форм (например «кластер»). По окончании работы учащиеся переходят в другие группы - группы экспертов.

3. Новые группы составляются так, чтобы в каждой оказались специалисты по одной теме (т.е. возникнет 4 группы: «Холерик», «Флегматик», «Сангвиник», «Меланхолик»). В процессе обмена результатами своей работы, составляется общая презентационная схема рассказа по теме. Решается вопрос о том, кто будет проводить итоговую презентацию.

Затем учащиеся пересаживаются в свои первоначальные группы. Вернувшись в  свою рабочую группу, эксперт знакомит других членов группы со своей темой, пользуясь общей презентационной  схемой. В группе происходит обмен информацией всех участников рабочей группы. Таким образом, в каждой рабочей группе, благодаря работе экспертов, складывается общее представление по изучаемой теме.

  Следующим этапом станет  презентация сведений по отдельным  темам, которую проводит один из экспертов, другие вносят дополнения, отвечают на вопросы. Таким образом, идет «второе слушание» темы.

Обобщение полученной информации и составление сводной таблицы «Линии сравнения».

Прием технологии «Развитие критического мышления»  «Линии сравнения»

- Выделение категорий сравнения

- Составление кластера «Что можно выделить в объекте исследования, по каким критериям их можно сравнить?» (по каким критериям можно сравнить темпераменты?).

 

Составление группой сводной таблицы  «Линии сравнения»

Линии сравнения

Холерик

Меланхолик

Сангвиник

Флегматик

Тип нервной системы

       

…другие критерии…

       

 

Прием технологии «Развитие критического мышления»  «Чтение с остановками»

Сейчас я расскажу вам сказку о типах темперамента (1;80), буду останавливать  в некоторых местах. Ваша задача будет продолжить и придумать конец у сказки.

Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А

 

 

(Преподаватель делает остановки  в местах, где необходимо дать  характеристику темпераментов принцев,  предлагая студентам продолжить. В конце организует дискуссию о том, принца какого темперамента выбрала принцесса и почему.)

Итоги: «плюсы» и «минусы» проявлений каждого типа темперамента

Прием технологии «Развитие критического мышления»  «Мозговой штурм»

Учет особенностей темперамента в  педагогической деятельности:

1. Выбирается секретарь в каждой  группе (который будет все записывать), и ведущий (который будет руководить процессом).

2. В режиме «мозгового штурма» группа отвечает на вопросы 1, 2 (ниже).

3. Выбираются наиболее подходящие  ответы, корректируются.

Информация о работе Организация семинаров в курсе психологии