Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 18:32, курс лекций
В результате изучения теории организации менеджер должен получать следующие знания и навыки:
Применение методов научной организации труда и организации проектирования, практическое использование навыков рационализации управленческого труда.
Владение методами прогнозирования развития социально-экономических процессов в орг-ии и оценка их состояния в текущий момент времени.
Лекция 1. Организация как процесс и явление, формы организации, классификация организаций…………………………………………….
3
Лекция 2. Общее понятие системы. Признаки, типы и свойства…… 5
Лекция 3. Виды управленческих структур ……….………………… 6
Лекция 4. Функции управления и их связь со структурой…………... 8
Лекция 5. Конкретные функции управления (КФУ)………………….
9
Лекция 6. Процедуры и операции…………………...............…….. 10
Лекция 7. Организационная система. Система управления. Стратегическое управление. Распределение функций………….……..
11
Лекция 8. Хозяйственные организации. Их эволюция. Формы……..
13
Лекция 9. Классификационные характеристики, формы хозяйственных организаций. Отношение к собственности…….………
15
Лекция 10. Субъекты и объекты организационной деятельности……………………………………………………….………
17
Лекция 11. Виды организационных работ, выполняемые различными субъектами управления (примеры)………………………………………
18
Лекция 12. Малое предпринимательство……………………………….
20
Лекция 13. Документационное обеспечение организационной системы…………………………………………………………………….
22
Лекция 14. Контроль исполнения документов………………………… 25
Лекция 15. Служебные письма. ………………………..….……………. 27
По
курсу: «Теория организации».
В
П
Cодержание:
Лекция 1. Организация как процесс и явление, формы организации, классификация организаций……………………………………………. | 3 |
Лекция 2. Общее понятие системы. Признаки, типы и свойства…… | 5 |
Лекция 3. Виды управленческих структур ……….………………… | 6 |
Лекция 4. Функции управления и их связь со структурой…………... | 8 |
Лекция 5. Конкретные функции управления (КФУ)…………………. |
9 |
Лекция
6. Процедуры и операции…………………............... |
10 |
|
11 |
|
13 |
|
15 |
|
17 |
|
18 |
|
20 |
Лекция
13. Документационное обеспечение
организационной системы…………………………………………………………… |
22 |
Лекция 14. Контроль исполнения документов………………………… | 25 |
Лекция 15. Служебные письма. ………………………..….……………. | 27 |
Приложение. Примеры оформления документов……………………... | 27 |
Лекция
1. Организация как
процесс и явление, формы
организации, классификация
организаций.
Организация (процесс) Организация (явление)
- проектирование орг. процессов - правовые нормы
- закономерности орг. процессов - соц. структура орг-ий
- орг. культура, традиции орг. процессов - субъекты орг. деятельности,
т е. элементы орг-ий
В результате изучения теории организации менеджер должен получать следующие знания и навыки:
4
формы организаций:
(не зарегистрировано)
(зарегистрировано)
Общие
черты для всех форм
организаций:
Классификация
организаций.
Цели
классификации организаций:
Основные
признаки по которым
классифицируются организации:
Правительственная орг-ия – статус ПО дается официальными формами власти. (Например, властью федерального или местного уровня). На эти организации распространяются различные привилегии, но и предъявляются жестокие требования. (Привилегии – финансирование. Требования – гос. чиновники не имеют права возглавлять коммерческие структуры, не имеют права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды сотрудников.)
Неправительственные орг-ии – орг-ии, которые не имеют статуса правительственных.
Коммерческие орг-ии – организации, ставящие своей целью получение прибыли в интересах учредителей или акционеров.
Некоммерческие орг-ии – ставят целью удовлетворение общественных потребностей. Полученная прибыль идет на учредителям, а используется на развитие орг-ии (прибыль не облагается налогами).
Бюджетные орг-ии – источником их финансирования является государственный бюджет или бюджет государственного органа (освобождаются от многих налогов, в том числе от НДС).
Небюджетные орг-ии – сами изыскивают источники финансирования.
Общественные орг-ии – удовлетворяют потребности своих членов. Отличаются от некоммерческих тем, что менее масштабны (например, любая партия).
Хозяйственные орг-ии – удовлетворяют потребности отдельных индивидуумов и общества путем хозяйственно-производительной деятельности.
Формальные орг-ии – это зарегистрированные в установленном порядке общественные и хозяйственные организации.
Неформальные
орг-ии – организации незарегистрированные
в государственных органах власти по каким-либо
причинам.
Лекция
2. Общее понятие системы.
Признаки, типы и свойства.
Общее
понятие системы.
Система
– это целое, собранное из частей и элементов
для целенаправленной деятельности.
Признаки
системы:
Закрытая
и открытая системы.
Закрытая система – система, которая минимально реагирует на воздействие внешней среды и не обменивается с внешней средой продуктами своей жизнедеятельности.
Открытая система – система, которая в процессе своей жизнедеятельности обменивается с окружающей средой энергией, информацией и материей. Биологические и социальные системы чаще всего открыты. Среди технических преобладают закрытые.
вход выход
вход
открытая, но без закрытая
обратной связи
внешняя среда
одностороннее влияние
Большинство
систем включают в себя подсистемы.
Подсистема
– это набор элементов, выполняющих определенную
функцию и имеющих автономию в рамках
систем.
Свойства
систем:
Лекция 3. Виды управленческих структур.
Линейная структура. Обеспечивает высокий
уровень управляемости.
Лекция
4. Функции управления
и их связь со структурой.
Функции
управления – совокупность действий
однородных по некоторому признаку, обеспечивающих
достижение частной цели и направленных
на достижение общей цели управления.
Выделяют
3 группы функций:
Производственные функции осуществляет производственный персонал (специалисты): рабочие, техники, инженеры, конструкторы, технологи, инспекторы, секретари, бухгалтеры, продавцы. Функции осуществляющиеся по созданию и продаже товаров и услуг.
Управление производством осуществляют мастера участков, бригадиры, руководители групп и проектов, т. е. Те, у которых в подчинении специалисты (менеджеры).
Управление
управлением осуществляют руководители,
у которых в подчинении находятся менеджеры,
руководители, занимающиеся стратегическим
управлением, внешним представительством
и консультационной деятельностью. Они
направляют деятельность менеджеров в
соответствии с целью и миссией организации.
Распределение
функций управления.
Категории работников | Управление управлением | Управление производством | Производство |
Руководители | + | +? | -? |
Менеджеры | - | + | +? |
Специалисты | - | - | + |
Каждая
функция управления
отличается 3-мя параметрами:
Лекция
5. Конкретные функции
управления (КФУ).
КФУ – важнейший элемент при построении структуры организации, т. к. от их набора (набора КФУ) зависит объем и структура системы управления.
Малые предприятия имеют близкие по трудоемкости и сложности КФУ. Их можно поделить на 4 группы.
Базовый набор:
Отраслевой набор:
Групповой набор:
Специальный набор:
Лекция
6. Процедуры и
операции.
Функции
управления можно представить как набор
типовых процедур (формулировка задания,
сбор информации, разработка вариантов
решений, утверждение решений, организация
выполнения работы и сдачи работы заказчику).
Процедура
– это любая часть деятельности и объекты,
связанные с ней, повторяющиеся при одинаковых
внешних условиях.
Процедура
делится на операции.
Операции
– это деятельность по выполнению функций,
которые можно рассматривать как элементы
при построении алгоритма.
Классификация
операций по объекту
деятельности с убывающей
сложностью.
Документы | Люди | Метер. Объет |
1. синтезирование | консультирование | наладка и испытание |
2. координация и согласование | Ведение переговоров | точная обработка |
3. анализ | обучение | контроль процессов |
4. классификация | управление | управление движением |
5. расчеты | развлечения | установка и сборка |
6. копирование и передача | убеждение | обслуживание |
7. сопоставление | подача сигналов | транспортировка
материалов |
8. прочее | обслуживание |
Лекция
7. Организационная
система. Система
управления. Стратегическое
управление. Распределение
функций.
Организационная
система – система, в составе которой
находятся организации + система управления
управленческой деятельностью.
Подсистемы | |||
Методология | Процессы упр-я | Стр-ура упр-я | Техника упр-я |
цели и задачи | коммуникация | функциональнаяструктура | компьютеры и оргтехника |
законы и принципы | технология управления | схема орг-ии отношений | офисная мебель |
методы | разработка и принятие реш-ий | проф. структура кадров | сети связи |
инф-е обесп-е | система док-ов | ||
характер управленческой деятельности | механизм управления |
Система
управления – совокупность всех
элементов, подсистем и коммуникаций между
ними, а также процессов, обеспечивающих
заданное функционирование организации.
Система
управления строится на базе типового
функционального звена, которое проектируется
на основе следующих принципов:
in
Для
малого предприятия функциональная
схема управления на базе типового
функционального звена имеет следующий
вид:
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УТ УТ УТ
ПР ПР ПР
СО СО
УПРАВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРОИЗВОДСТВОМ ПЕРСОНАЛОМ МАРКЕТИНГОМ
УТ
УТ УТ
Σ ПО
Каждая общая функция управления составляет КФУ, включающая набор процедур:
Приоритет процедур определяет ответственность исполнителя.
Возможны другие, отличные от табличного распределения функций,
распределения функций и операций среди работников:
Количество
функций на одного
работника:
K1Фi – уровень сложности (1-3);
K2Фi – коэффициент совместимости;
Kip – уровень сложности (max);
Ti – трудоемкость функции;
Tn – нормативное время;
n –
число функций.
Норма
выполнения функции:
Норма сложности | 1 | 2 | 3 | ||||||
Коэфф. совмест. | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
max кол-во ф-ий | 24 | 17 | 12 | 17 | 12 | 9 | 12 | 9 | 6 |
Лекция
8. Хозяйственные
организации. Их эволюция.
Хозяйственные организации
– это организации, удовлетворяющие
потребности человека и общества во внешней
для организации среде.
Товары Услуги Знания
Хозяйственные
организации могут
иметь следующие
формы собственности:
Хозяйственные
организации разделяются
на 4 группы:
К
малому предприятию могут быть отнесены
хозяйственные организации, удовлетворяющие
следующим критериям:
промышленность
строительство
транспорт 100
человек
сельское хозяйство
инновационная деятельность
(научно-технические
разработки) 60 человек
наука
научное обслуживание
розничная торговля
общественное питание
бытовое
обслуживание 30 человек
оптовая торговля
другие
виды деятельности 50 человек.
Эволюция
хозяйственных организаций.
Параметр | Прошлое (начало века) | Современность | Будущее |
Общая характеристика | Преимущественно средние и крупные предприятия | Большое количество крупных и гигантских организаций | Развитие дочерних и зависимых под контролем холдингов |
Характер управлен-ческого труда | Не является производительной силой | Является производи-тельной силой | Является основной производи-тельной силой |
Основной метод управления | Организационно- |
Экономический | Социально-психологический |
Характер труда | Преобладание ручного и механизирован-ного | Полу- и автоматизи-рованный труд | Преобладание творческого (ручного) труда на беза ИСКИН |
Преиму-
щественные виды страхования |
Имущество | Коммерческие риски, имущество | Профессиональная
ответственность,
интеллектуальная собственность. |
Лекция
9. Классификационные
характеристики, формы
хозяйственных организаций.
Отношение к собственности.
Характеристика
хозяйственных организаций
по пунктам, отличным
от величины:
Формы
хозяйственных организаций.
Хозяйственные
организации располагают
Отношение
к собственности:
(Субсидиарная
– дополнительная ответственность
третьих лиц, если они гаранты по договору.)
Лекция
10. Субъекты и объекты
организационной
деятельности.
Организационная
деятельность
– создание или усовершенствование
механизма управления в соответствии
с целями и задачами системы.
Данная
функция осуществляется объектами
и субъектами, относится к управлению
управлением. Объекты и субъекты
определяются по их отношению к управленческим
воздействиям.
Субъект
– источник управленческого воздействия.
Объект
– приемник и исполнитель управленческого
воздействия.
Субъекты организационной деятельности выполняют в рамках КФУ следующие процедуры:
Объекты выполняют процедуры:
Понятия
«субъект» и «объект» являются относительными
и зависят от места в иерархической
структуре.
Необходимо разделять и осознавать различие своих прав как объекта так и субъекта. Это позволяет менеджеру правильно строить свою работу, распределяя время между двумя видами организаторской деятельности Организационная деятельность основных субъектов хозяйственных и общественных организаций включает общие и конкретные виды деятельности.
Общие,
то есть независящие от предметной
области, виды деятельности, изложены
в виде положений об отделах и
службах и должностных
К объектам организационной деятельности на уровне страны относятся: президент, члены совета федерации, депутаты Государственной Думы, председатель правительства, федеральный министр.
Их организационная деятельность регламентируется конституцией.
К
субъектам организационной
Организационная деятельность субъектов разделяется на специфическую и общую.
И
те и другие виды деятельности отражаются
в таких документах как положения
и инструкции деятельности субъектов
управления организации.
Лекция
11. Виды организационных
работ, выполняемые
различными субъектами
управления (примеры).
Директор
организации
обязан выполнять следующие функции:
Заместитель
директора по экономическим
вопросам (он же главный экономист,
он же финансовый директор) выполняет
следующие виды организационных работ:
Заместитель
директора по маркетингу должен:
Начальник
отдела материально-технического
снабжения (он же заместитель директора
по логистике, начальник отдела логистики):
Заместитель
директора по производству:
Лекция
12. Малое предпринимательство.
Предпринимательская
деятельность – самостоятельная деятельность,
осуществляющаяся на собственный риск,
направленная на систематическое получение
прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ и пр., субъекты
которой зарегистрированы в этом качестве
в установленном законом порядке.
Крупные
предприятия – определяют экономическую
и техническую мощь страны. В целях сомосохранения
тяготеют к интеграции в международном
масштабе. В результате чего теряют национальную
привязку и могут действовать в ущерб
национальным экономическим интересам.
Средний
бизнес – зависит от внутренней экономической
конъюнктуры, которая определяется воздействием
со стороны импортных товаров. Его задача
– удержать свою долю национального рынка.
Малый
бизнес – быстрая адаптация к жестким
внешним условиям происходит на уровне
малых предприятий, которые используют
свои объективные преимущества в гибкости,
мобильности и быстроте приспособления
к запросам рынка.
К
1998 году было около 127 000 предприятий. Государственные
предприятия составляют сейчас 16% от
общей численности юридических лиц,
в том числе 13 000 унитарных предприятий.
И всего 5 000 пакетов акций, закрепленных
в собственность государством.
По
отраслям приватизировано:
В цветной металлургии - 92%
В нефтехимической промышленности - 95%
В черной металлургии - 99%
В легкой промышленности - 100%
В
сельском хозяйстве - 60-70%
После приватизации прошел процесс разукрупнения предприятий, и на базе бывших государственных предприятий созданы малые и средние. Но большинство предприятий, созданных в процессе приватизации, сохранили устаревшую технику и технологию, а также архаичные структуры и методы управления. Слабый инновационный потенциал, то есть невостребованность достижений ТНП при разработке и производстве продукции.
Другими
проблемами приватизированных предприятий
являются недостатки мотивации персонала,
авторитарные способы принятия решений,
неэффективность использования ресурсов,
большие материальные издержки, слабая
контрактная и технологическая дисциплина,
финансовые трудности, связанные с неэффективной
налоговой политикой, долгами.
Общесистемные
проблемы в управлении
малыми предприятиями.
СОБСТВЕННИК
МЕНЕДЖЕР РАБОТНИК
Связи элементов классического управленческого треугольника должны быть такими, чтобы обеспечивать равновесие системы, необходимое для ее развития. В современных условиях в России этот треугольник несформирован или не обладает устойчивостью, так как совет директоров не отражает интересы внешних акционеров, профсоюзы слабы, коллективные договоры не заключаются. Представительство коллективов в системе принятия решения отсутствует, правление отражает интересы директора.
В
итоге, управление предприятием представляет
равнодействие сил директора
и стратегического инвестора, что
приводит к конфликту, чаще в пользу
инсайдеров.
Факторы
внешней среды неблагоприятные для малых
предприятий.
Лекция
13. Документационное
обеспечение
организационной системы.
Документ
– это информация, записанная на материальном
носителе любым способом, изданная или
полученная юридическим или физическим
лицом для использовании в своей деятельности.
Делопроизводство
– совокупность работ по документированию
управленческой деятельности и организации
документооборота.
Документооборот
– движение документов в организации
с момента их создания или получения до
исполнения или отправки.
Движение
документов – это движение управленческой
информации для выполнения функций управления,
принятия решений и их претворения в жизнь.
При
создании документов необходимо соблюдать
принцип достаточности и
Культура
работы с документами определяет
уровень организационной
В
малых предприятиях более простая
схема управления Þ более простая схема
документооборота Þ эта система более рациональна.
Документооборот
– регламентированная схема движения
документов по пунктам обработки для выполнения
необходимых творческих, формально-логических
и технических операций с документами.
Требования
к документообороту:
Основными нормативными документами в организации, которые регламентируют документооборот, являются инструкция по делопроизводству и номенклатура дел.
Документооборот –
одна из функций организации.
Документооборот состоит
из следующих документопотоков:
Состав
управленческих документов определяется
компетенцией и функцией организации,
порядком решения вопросов, объемом и
характером взаимосвязей с другими организациями.
Единство
правил документирования управленческой
деятельности обеспечивает применение
государственной системы документационного
управления, утвержденной правительством
РФ 24.06.1992 №118-р и ГОСТ638-90 и называющейся
«Система организационно-
Эта
система определяет требования к
оформлению документов и вводит понятие
«бланк документа» и «реквизиты документа».
Бланк
документа – набор элементов обязательных
для этого вида документа, расположенных
в определенной последовательности. Основными
элементами бланка является реквизит.
ГОСТ
предусматривает наличие тридца
Перечислим некоторые из них. Номер реквизита отражает последовательность их нанесения на бланк.
6. Министерство.
7. Название учереждения, организации (см. Гражданский кодекс).
(Все вышеперечисленные реквизиты относятся к бланку документа.)
22. Отметка о приложениях.
23. Подпись (наименование должности, сама подпись, Фамилия И. О.).
24.Согласование
(с кем согласован этот
25. Визы (свидетельство о знакомстве с документом, указывается Фамилия И. О.)
26. Печать (печать на подпись первого лица – у нас , в западной системе – подпись или печать).
28. Ф.И.О. исполнителя документа.
29. Отметка
об исполнении и направлении
в дело.
Лекция
14. Контроль исполнения
документов.
Функция
контроля исполнения возлагается на
ответственного за делопроизводство,
а также на линейных руководителей,
которые несут ответственность
за своевременное выполнение решений,
относящихся к сфере их компетенции.
Формальный контроль делится на:
Контролю исполнения подлежат все зарегистрированные документы, требующие принятия решения, составления ответов, внесения изменений в нормативные и инструктивные документы.
Предметом контроля в распорядительных документах и решениях коллегиальных органов служат не сами документы, а содержащиеся в них задания и сроки.
Состав
наиболее массовых категорий контролируемых
документов с указанием типовых сроков
их исполнения указывается в инструкции
по делопроизводству и содержит наиболее
важные с точки зрения целей организации
виды документов.
В технологии контроля исполнения выделяются 4 этапа:
Документ
считается исполненным и
При организации делопроизводства в системе управления следует исходить из того, что документооборот – одна из важнейших обслуживающих функций, которая должна выполняться специальной службой или специально выделенными сотрудниками.
Функцией такой служит документационное обеспечение деятельности учереждения, куда входят прием, учет, распределение, печать и размножение, а также отправка документов, контроль за их исполнением, формирование дел, текущее хранение, подготовка дел к сдаче в архив.
Следующая
функция – это организационно-
Лекция
15. Служебные письма.
Служебное письмо – средство обмена информацией между учреждениями и гражданами, между структурами организации.
Письма
составляют порядка 80% документооборота
в организации. Это определяет повышенные
требования к оформлению письма.
Ввиду
больших объемов документов в
форме писем, к содержанию письма
и к его оформлению предъявляются
жесткие требования:
Письма
бывают:
и другие.
Приложение. Примеры оформления документов (см. ниже).
Довожу до Вашего сведения, что в связи с увеличение объема продаж отдел бронирования нуждается в компьютерной программе, которая будет автоматически заполнять формы бронирования отелей и составлять окончательные списки вылетающих групп туристов.
Прошу
рассмотреть вопрос о выделении
группы программистов для написания данной
программы.
Начальник отдела
бронирования
Выездной
ознакомительного семинар по Турции,
проведение которого было намечено на
период с 23.04.99 по 30.04.99 переносится на период
15.05.99 – 22.05.99 в связи с недостаточным
количеством желающих принять участие
туристических агентств.
Начальник отдела по работе
с региональными
представителями
ООО «Светал»
Москва, 125422, Дмитровский пер., 5
Тел.: (095)
956-17-33 факс: (095) 956-1734
Производственный отдел
Положение
13.05.99 П-3
Директор ООО «Светал»
А. В. Никандров
13.05.99
Положение
о производственном отделе.
1. Общие положения.
1.1 Производственный
отдел осуществляет
1.2. Производственный
отдел возглавляет заместитель директора
по производству, подчиненный непосредственно
директору фирмы.
1.3. Заместитель
директора по производству
1.4. Промзводственный отдел в своей деятельности руководствуется:
1.5. Производственный
отдел имеет круглую печать с обозначением
своего наименования.
2. Основные
цели и задачи.
2.1. Основными
целями производственного
2.2. Производственный
отдел решает следующие задачи:
3. Функции
производственного отдела:
3.1 Функции
между структурными подразделениями производственного
отдела распределяются следующим образом:
3.2
ООО «Светал»
Москва, 125422, Дмитровский пер., 5
Тел. : (095)
956-17-33 факс: (095) 956-1734
Должностная инструкция
13.05.99 Д-5
г. Москва
13.05.99
Должностная
инструкция заместителя директора
по производству.
1. Общая часть
1.1. Заместитель
директора по производству
1.2. Заместитель
директора по производству непосредственно
подчинен директору фирмы.
1.3. Заместитель
директора по производству
1.4. На должность
заместителя директора по
1.5. Заместитель
директора по производству
2. Основные задачи
и обязанности.
2.1. Основной
задачей заместителя директора
по производству является
2.2. Для выполнения
указанной работы заместитель
директора по производству
3. Право.
3.1. Заместитель
директора по производству имеет право:
4. Ответственность.
4.1 Заместитель
директора по производству несет ответственность
за неисполнение обязанностей и не использование
прав, предусмотренных действующими правовыми
актами и настоящей инструкцией.
Общество с ограниченной ответственностью «Светал»
Москва, 125422, Дмитровский пер., 5
Тел. : (095)
956-17-33 факс: (095) 956-1734
ПРИКАЗ
от 0.04.99
г. Москва
«Об изменении
режима работы в предпраздничные
и праздничные дни»
Приказываю:
Генеральный директор
ООО «Светал»
ООО «Светал»
Москва, 125422, Дмитровский пер., 5
Тел. : (095)
956-17-33 факс: (095) 956-1734
ПРОТОКОЛ
24.05.99
г. Москва
Заседание
начальников отделов.
Председатель: Никандров А. В.
Секретарь: Радищева С.С.
Присутсвовали: Зорько
А. А., Козырев В.В., Половникова Е. Е., Ротмистрова
Н. В. , Старовойтов Е.Е.
ПОВЕСТКА
ДНЯ:
Старовойтова Е.Е. - текст доклада прилагается.
ВЫСТУПИЛИ:
Ротмистрова
Н.В.- к 30.05.99 материалы для выставки
«Туризм и отдых – 99 » будут подготовлены,
пожелания уполномоченных агентств учтены.
ПОСТАНОВИЛИ:
Одобрить
и принять предложение
2. СЛУШАЛИ:
Зорько А.А. – текст доклада прилагается.
ВЫСТУПИЛИ:
Козырев В.В. – Разработка нового программного обеспечения.
ПОСТАНОВИЛИ:
Одобрить
предложение Зорько А.А. об автоматизации
бронирования отелей. Разработать техническое
задание до 05.06.99, подготовить программу
к тестированию до 30.06.99. Ответственный
Половникова Е. Е.
Председатель
Секретарь