Организация работы педагога-психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:38, контрольная работа

Краткое описание

В современной системе общего образования интенсивно развивается практическая психология.
Работа педагога-психолога – это новая форма общественно значимой профессиональной деятельности, вызванной к жизни потребностями общества, повышением требований к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Этические и профессиональные принципы деятельности практического психолога…………………………………………………………………………..4
2. Должностные обязанности, права и ответственность педагога-психолога…………………………………………………………………………9
3. Организация психологического кабинета…………………………………...14
4. Нормативно-правовые вопросы организации деятельности психолога в ДОУ……………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

текст к.р..doc

— 140.00 Кб (Скачать)


25

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2

1. Этические и профессиональные принципы деятельности практического психолога…………………………………………………………………………..4
2. Должностные обязанности, права и ответственность педагога-психолога…………………………………………………………………………9
3. Организация психологического кабинета…………………………………...14
4. Нормативно-правовые вопросы организации деятельности психолога в ДОУ……………………………………………………………………………….18

Заключение……………………………………………………………………….25

Литература………………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современной системе общего образования интенсивно развивается практическая психология.

Работа педагога-психолога – это новая форма общественно значимой профессиональной деятельности, вызванной к жизни потребностями общества, повышением требований к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны.

В настоящее время мы наблюдаем весьма интенсивное развитие практической психологии образования. Интерес к практической психологии велик и не случаен. Он связан с тем, что общество, хоть и очень медленно, поворачивается лицом к человеку, начинает ценить инициативу, свободу мысли, активность, самостоятельность своих граждан. Это происходит не только потому, что развитая личность несет в себе больший заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу. Такой интерес появился в связи с тем, что происходит постепенное осознание ценности человека как такового, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающейся в том, что каждый человек, его развитие, его самоопределение и самоощущение в мире — главная цель общества, основное оправдание его существования. Именно поэтому ключевой задачей системы образования в нашей стране становится воспитание развитого, свободно мыслящего, творчески относящегося к жизни человека, что связано с личностно заинтересованным со стороны взрослых индивидуальным подходом к каждому ребенку.

Психологическая служба образования весьма интенсивно развивается в нашей стране и в настоящее время представляет собой специальную отрасль психологической науки и практики.

В настоящее время психологи работают в детских садах, в общеобразовательных школах и интернатах, в лицеях и специальных школах, в гимназиях, колледжах, кадетских корпусах, в центрах различного профиля: реабилитации, коррекции, развития и иной медико-психолого-педагогической поддержки и помощи детям, подросткам, молодежи. В круг основных задач таких специалистов входят:

- профессиональное определение условий для благоприятного и позитивного проживания ребенком дошкольного и школьного детства;

- максимальное содействие администрации учреждений образования, педагогам и родителям в деле создания таких условий;

- оказание психологической помощи как самим детям, так и их родителям, воспитателям, учителям в решении личных проблем, проблем обучения, воспитания, общения, отношений, переживаний и пр.

Психологи выступают, в определенной степени, гарантами права каждого ребенка на полноценное психическое и личностное развитие, на развитие своей индивидуальности.

Наряду с содержательным и технологическим компонентами в работе практического психолога выделяются организационные параметры (характеристики). Их можно определить как правила (нормы) организации условий профессиональной психологической деятельности в образовательном учреждении (детском саду). Данные правила в равной степени приняты как при первичном формировании психологической службы, так и в текущем ее функционировании. Они связаны с понятием «профессиональная компетентность» и во многом определяют успешность и результативность непосредственной работы психолога.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Этические и профессиональные принципы деятельности практического психолога.

Специфика деятельности практического психолога определяет важность и необходимость соблюдения принципов, основой которых являются ответственность и обязательства в профессиональных взаимоотношениях с другими людьми. Во многих странах мира существуют Этические кодексы психолога, регулирующие его профессиональную деятельность. Нарушение стандартов и требований, составляющих данные кодексы, может привести к лишению психолога лицензий, диплома, права на оказание психологических услуг и ведение частной практики.

В учебнике «Общая психодиагностика», вышедшем под редакцией А.А. Бодалева и В.В. Столина,  кратко сформулированы 10 основных соответствующих международным профессионально- этических стандартов психодиагностической работы психологов:

1)        ответственность;

2)        компетентность;

3)        этическая и юридическая правомочность;

4)        квалифицированная пропаганда психологии;

5)        конфиденциальность;

6) благополучие клиента;

7) профессиональная кооперация;

8) информирование клиента о целях обследования;

              9) морально-позитивный эффект исследования;

              10) гражданственность и патриотизм (Общая психодиагностика, 1987).

    Обобщая представленные принципы работы практического психолога, важно выделить именно те, реализация которых является обязательной для психолога-профессионала. Непременным содержанием Этического кодекса психологов выступает ряд наиболее важных требований и принципов, имеющих универсальный характер, соблюдение которых является залогом эффективной деятельности практического психолога во всех областях и направлениях его профессиональной практики. Среди этих принципов важно выделить следующие:

-      уважение фундаментальных прав и достоинства человека;

-      забота о благополучии клиента;

-      компетентность;

-      честность;

-      запрет на двойные отношения;

-      ответственность.

Уважение фундаментальных прав и достоинства человека

Признание уникальности, неповторимости и безусловной ценности каждой личности — одно из наиболее важных условий психологической практики. Психолог уважает право каждого на частную жизнь, конфиденциальность, самоопределение и автономию, заботится о решении тех ситуаций, в которых юридические, профессиональные или иные обязательства входят в противоречие с осуществлением этих прав. Признавая существование культурных, индивидуальных и ролевых различий, таких как возраст, пол, расовая, этническая и национальная принадлежность, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, социально-экономический статус и т.д., психолог должен уметь контролировать влияние предубеждений, основанных на этих факторах, на свою профессиональную деятельность.

Забота о благополучии клиента

«Не навреди!» — по аналогии с основным принципом медицинской практики данное положение должно стать главным, регулирующим каждое действие психолога, его профессиональные взаимоотношения. В своей деятельности психолог должен стремиться к взвешенным, обдуманным и ответственным решениям в случаях, когда выполнение его профессиональных задач может привести к ущемлению прав и интересов клиентов, его родственников, а также педагогов и других заинтересованных лиц. В ситуации, когда причинение вреда какой-либо стороне, участвующей в психологическом взаимодействии, неизбежно, психолог обязан продумать стратегию и тактику своего поведения таким образом, чтобы негативные последствия были минимальными.

Компетентность

Психолог должен стремиться поддерживать высокие стандарты компетентности в работе, при этом признавая некоторую ограниченность своей профессиональной компетентности. Так, психолог может оказывать только те услуги и использовать только те методы, на которые распространяется соответствующая профессиональная квалификация, подтвержденная документами об образовании, сертификатами о пройденных тренингах в конкретных прикладных отраслях психологии, мастер-классов, опытом реальной работы по данному направлению и в данной технике, приобретенным под руководством специалиста или под контролем супервизора. Там, где признанные профессиональные стандарты еще не отработаны, психолог должен действовать весьма осторожно и использовать все возможные меры, чтобы защитить благополучие тех, с кем он работает. Практические психологи обязаны постоянно поддерживать высокий уровень осведомленности  в области научной и профессиональной информации, признавать необходимость в непрерывном образовании и постоянном повышении уровня своей квалификации, участвовать в научных семинарах и конференциях, иметь научные публикации.

Честность

В своей профессиональной деятельности психолог должен быть честным перед самим собой и теми людьми, с которыми он вступает в профессиональные взаимоотношения. Сообщая информацию о своей квалификации, услугах, оплате, он не име­ет права делать утверждения или заявления, которые являются ложными, обманчивыми и вводят клиентов в заблуждение. Такое же значение имеет этот принцип в случае оказания практичес­ким психологом образовательных услуг, проведения тренингов, мастер-классов.

Психолог должен стремиться к осознанию собственной системы ценностей, интересов и потребностей, а также ограничений, связанных с особенностями личности или профессиональной подготовки, которые могут существенно повлиять на результаты его практики. Психолог обязан разъяснять всем заинтересованным лицам, входящим в сферу его профессиональных  взаимодействий, свои функции, профессиональную специализацию и направленность своей деятельности, а также возможности обязанности и меру ответственности за последствия и результаты психологического воздействия.

Запрет на  двойные отношения

Осуществляя свою практическую деятельность, психолог обязан охранять чистоту профессиональных отношений от любых других отношений и притязаний (личных, родственных, сексуальных). В связи с этим нецелесообразно проводить психологическое консультирование родственников, друзей, сотрудников, студентов, обучающихся у практического психолога, так как внепрофессиональные стереотипы, неизбежные в такого рода взаимоотношениях, вторгаются в работу и существенно влияют на её эффективность.

Непрофессиональным является также практикуемый опыт экономических отношений, лежащих вне решения психологических задач. Например, оказание психологической помощи на основе бартерного обмена.  Психолог должен  воздерживаться от принятия товаров, услуг, совместных путешествий, круизов или другого неденежного вознаграждения от клиентов или родственников взамен психологических услуг, потому что такие меры создают почву для конфликта, эксплуатации и искажения профессиональных отношений.

Ответственность

Поддерживая высокие профессиональные стандарты, разъясняя свою профессиональную роль и обязательства, психолог несет полную ответственность за свое поведение. В том случае, если этого требуют интересы клиентов, психолог обязан проконсультироваться с другими специалистами, более квалифицированными психологами или обратиться за помощью в соответствующие институты и учреждения.

Психолог несет ответственность не только перед клиентами, но и перед членами профессионального сообщества, и в связи с этим должен избегать высказываний, поступков, действий, которые могут скомпрометировать его профессионализм и уменьшают доверие к психологии и психологической практике.

Психолог должен помнить и о той ответственности, которую он несет перед обществом в целом. Вся его практическая, научная и исследовательская деятельность должна быть направлена на улучшение благополучия и благосостояния каждой личности в отдельности и всего общества в целом. Психолог должен избегать публичных высказываний, которые могут способствовать расколу общества, дискриминации личности по социальному, национальному и половому признаку, ущемлению прав личности, служить источником негативного оценивания отдельных социальных групп.

Соблюдение перечисленных выше принципов предотвратит возможные проблемы в профессиональной деятельности практического психолога и в значительной степени облегчит принятие решений в случае возникновения этически противоречивых ситуаций.

Психолог несет полную ответственность за то решение, которое он примет, и за возможные последствия данного решения.

 

 

2. Должностные обязанности, права и ответственность педагога-психолога.

Должностные обязанности

Педагог-психолог:

      Осуществляет профессиональную деятельность, направ­ленную на сохранение психического, соматического и социаль­ного благополучия всех субъектов образовательного пространс­тва в процессе воспитания и обучения в данном учреждении;

      Реализует основные направления деятельности педаго­га-психолога: психологическую профилактику, психологическое просвещение, психологическую диагностику, психологическую коррекцию, психологическое консультирование;

      Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка;

      Способствует гармонизации социальной сферы учреждения, содействует формированию благоприятного социально-психологического климата и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации;

      Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи: психокоррек-реабилитационной, консультативной;

      Оказывает психологическую помощь и поддержку обучающимся (воспитанникам), родителям (лицам их заменяющим), учителям, воспитателям, находящимся в состоянии актуального конфликта, сильного эмоционального переживания;

      Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения по мере необходимости;

      Составляет психолого-педагогические заключения по материалам психодиагностики с целью ориентации педагогического коллектива в проблемах личностного и социального развития обучающихся (воспитанников);

Информация о работе Организация работы педагога-психолога