Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:38, контрольная работа
В современной системе общего образования интенсивно развивается практическая психология.
Работа педагога-психолога – это новая форма общественно значимой профессиональной деятельности, вызванной к жизни потребностями общества, повышением требований к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Этические и профессиональные принципы деятельности практического психолога…………………………………………………………………………..4
2. Должностные обязанности, права и ответственность педагога-психолога…………………………………………………………………………9
3. Организация психологического кабинета…………………………………...14
4. Нормативно-правовые вопросы организации деятельности психолога в ДОУ……………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………………27
Участвует в разработке здоровьесберегающих образовательных технологий, здорового образа жизни, профилактике асоциальных явлений в среде обучающихся и воспитанников;
Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся (воспитанников), способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения;
Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся воспитанников, содействует их развитию и поиску;
Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся (воспитанников), а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;
Формирует психологическую культуру обучающихся (воспитанников), педагогических работников и родителей (лиц их заменяющих), в том числе культуру полового воспитания;
Консультирует работников учреждения по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц их заменяющих).
Ведет документацию по установленной форме и использует её по назначению;
Систематически повышает собственную профессиональную компетентность и квалификацию.
Права
Педагог-психолог имеет право:
Знакомиться с документацией образовательного учреждения;
Самостоятельно определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательного учреждения, избирать формы, приемы, методы проведения учебно-воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики работы;
Формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ;
Вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности образовательного учреждения и совершенствованию методов работы;
Участвовать с правом совещательного голоса в работе психолого-медико-
Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей;
Сотрудничать со специалистами социальных служб, медицинских учреждений, инспекций по делам несовершеннолетних в вопросах воспитания и развития обучающихся (воспитанников);
Обращаться с запросами в медицинские, социальные и научные психологические учреждения, а также в учреждения городской, районной, областной психологической службы за помощью и содействием;
Отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для их успешного выполнения;
Обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах ребенка;
Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах, газетах и других средствах массовой информации;
Участвовать в работе педагогического и методического советов учреждения;
Повышать свою квалификацию, посещать семинары, курсы;
Педагог-психолог имеет право на льготы, предусмотренные для работников учреждений образования в соответствии с законодательством РФ.
Ответственность
Педагог-психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций;
Педагог-психолог несет ответственность за оформление и сохранность протоколов обследований, другой документации, рекомендованной к использованию в установленном порядке;
Педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиентов;
Педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, а также за нарушение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно- гигиенических правил психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством;
За качество используемых методических материалов для психодиагностики, обработку результатов психодиагностики, их анализ и соответствующее использование;
За качество и конфиденциальность собранной информации об индивидуально-психологических особенностях обучающихся (воспитанников);
За своевременное и правильное оформление, ведение и хранение документации;
За соблюдение и защиту прав и свобод детей, строгое соблюдение этического кодекса практического психолога.
3.Организация психологического кабинета.
Создание условий для психического здоровья детей — это главная цель деятельности психологической службы в коррекционном дошкольном образовательном учреждении. Под психическим здоровьем ребенка обычно понимают состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивает адекватную регуляцию поведения и деятельности.
Обычно для обеспечения психического благополучия детей в ДОУ оформляют кабинет психолога, состоящий из нескольких помещений различного функционального назначения. Атмосфера психологического кабинета очень важна — все здесь должно говорить о том, что это место предназначено именно для детей. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету. Предпочтительнее использовать старую обжитую комнату, небольшую по размерам, пропорциональную и хорошо освещенную. Большие и непропорциональные помещения очень сложно оформить; кроме того, они не способствуют созданию близости общения и доверительной атмосферы.
Комната должна гарантировать ребенку защиту от посторонних глаз: в ней не должно быть внутренних окон и стеклянных дверей. Наличие внешних окон необходимо, но они должны иметь занавески.
Цветовые сочетания и общий фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Эта цветовая гамма способствует адаптации к помещению и к ситуации взаимодействия с психологом.
Игрушки должны располагаться на прикрепленных к стене полках или стеллаже. Верхняя полка должна находиться не выше, чем в метре от пола, чтобы малыши могли до нее дотянуться.
Основной принцип оформления помещения — ничего лишнего. Увлечение декорированием может разрушить психологическое пространство кабинета.
В идеале, кабинет психолога должен быть разделён на несколько зон, которые соответствуют основным направлениям работы психолога коррекционного дошкольного образовательного учреждения.
Зона консультативной работы оформляется комфортно и уютно, располагая к длительному доверительному общению. Здесь желательны мягкие кресла, столик, литература для посетителей (родителей, педагогов), искусственное освещение (бра).
Вспомогательный материал: распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях; литература (или картотека) по проблемам возрастного развития детей, особенностям их поведения, познавательного и эмоционально-личностного развития дошкольников, вопросам школьной готовности и т.д.; различные консультации для родителей.
Зона игровой терапии имеет особое значение. К ней предъявляются требования, направленные на устранение возможного напряжения ребенка при контакте с психологом. Обязательными здесь являются мягкое покрытие пола, наличие игрового сюжета в оформлении зоны, игрушки, детские поделки.
Поскольку дети наиболее легко могут выразить свои чувства посредством игры, очень важны игрушки и материалы, используемые для игровой терапии. Рекомендуется подбирать их по трем направлениям: игрушки из реальной жизни, игрушки, помогающие отреагировать отрицательные эмоции, игрушки для творческого самовыражения ребенка.
Игрушки из реальной жизни: кукольная семья, кукольный домик, кукольная мебель, машина, грузовик, лодка, касса.
Игрушки, помогающие отреагировать на отрицательные эмоции: игрушечные солдатики, резиновый крокодил, ружья и резиновый нож, мишень с дротиками для метания, наручники.
Игрушки для творческого самовыражения: песок, вода, кубики, конструкторы, карандаши, акварель и бумага, лоскутки.
Желательно яркое цветовое решение зоны игровой терапии в стиле детского пространства.
Зона релаксации и психического расслабления должна помогать снимать усталость, располагать к отдыху и расслаблению. При ее оформлении рекомендуется использовать спокойные тона, ненавязчивое искусственное освещение, мягкую мебель. Обязательными элементами являются фотодизайн, музыкальное сопровождение, водопады и фонтанчики. Можно включать записи природных шумов и звуков, классическую музыку в негромком фоновом звучании.
Зона развивающих занятий должна стимулировать психическую активность детей — здесь расположены столы для занятий, доска, ТСО.
Зона недирективной терапии предназначена для решения задач релаксации, отреагирования семейных и внутренних конфликтов, выражения и отработки новых эмоциональных состояний ребенка. Здесь можно разместить «Центр воды и песка».
Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве игровой среды. «Центр» представляет собой большой ящик, разделенный на 3 части. В одну часть вставлена емкость для воды, в другую насыпан песок, а третья часть разделена пополам: в одном отделении находятся природные материалы (камушки, галька, ракушки) и водоплавающие игрушки, а в другом — игрушки для игры с песком (лопатки, грабли, формочки для песка, ведерки).
Не существует правильного или неправильного способа игры с песком или водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе, а песок и вода могут по его желанию превратиться во что угодно.
Зона организационно-планирующей деятельности психолога помогает специалисту организовать свою профессиональную деятельность. Необходимыми здесь являются письменный стол, материалы и средства для работы (бумага, ручки, карандаши и т.д.).
Безусловно, трудности финансового и материально-технического обеспечения большинства дошкольных учреждений государственного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологической службы достаточно реальна.
4. Нормативно-правовые вопросы организации деятельности психолога в ДОУ.
Основная нормативно – правовая документация,
регламентирующая деятельность психолога.
Законодательно-правовые акты и нормативные документы - это совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.
Нормативно-правовая документация включает в себя нормативные документы, обеспечивающие деятельность психолога образовательного учреждения, учетно-отчетную документацию, а также архив.
Нормативные документы регламентируют деятельность психолога – это документы как федерального, так и регионального уровней. Они определяют правовую, нормативную стороны деятельности специалиста (режим рабочего времени, отпуска, права и ответственность и т.п.). Психолог в своей деятельности основывается на предписаниях этих документов. Документы федерального уровня являются основополагающими, на их положениях основываются и документы, издающиеся на региональных уровнях.
В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:
Закон РФ «Об образовании»» (редакция Закона вступила в силу 1 января 2005 г.);
«Конвенция о правах ребёнка" (принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.); [5, 291]
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ;
«Об утверждении Концепции модернизации Российского образования» Приказ министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393;
«О введении должности психолога в учреждениях народного образования» - Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27 апреля 1989 г. № 16;
«О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации» - Решение коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. № 7/1;