Организация работы педагога-психолога

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:38, контрольная работа

Краткое описание

В современной системе общего образования интенсивно развивается практическая психология.
Работа педагога-психолога – это новая форма общественно значимой профессиональной деятельности, вызванной к жизни потребностями общества, повышением требований к развитию творческого и нравственного потенциала молодого поколения страны.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
1. Этические и профессиональные принципы деятельности практического психолога…………………………………………………………………………..4
2. Должностные обязанности, права и ответственность педагога-психолога…………………………………………………………………………9
3. Организация психологического кабинета…………………………………...14
4. Нормативно-правовые вопросы организации деятельности психолога в ДОУ……………………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………….25
Литература………………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

текст к.р..doc

— 140.00 Кб (Скачать)

«Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» - Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. № 1;

«Об утверждении положения о координационном совете по психологии» - Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 6 января 1998 г. № 18;

Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении Положения о Координационном совете по психологии» от 06.01.98 № 18;

«О работе центров психолого – педагогической и медико – социальной помощи с безнадзорными детьми» - Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.98 № 7/2;

«Об утверждении типового положения об образовательном учреждения для детей, нуждающихся в психолого – педагогической и медико – социальной помощи» - Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867;

«О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» - Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г.  № 70/23-16;

«Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ» - Приказ от 22.10.99 г. №636;

«О психолого – медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения» -  Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6;

«Об использовании рабочего времени педагога – психолога образовательного учреждения» - Инструктивное письмо от 24.12.2001 № 29/1886-6;

Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г. Москве);

«Об учителях – логопедах и педагогах психологах учреждений образования» - Письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4.

Кроме этого к нормативно-правовым документам педагога-психолога можно отнести следующие документы:   

- квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста);

- положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.

Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.

При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация детского учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации.

Особый вид документации практического психолога – это специальная документация, обеспечивающая содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности

Нормативная документация педагога-психолога в ДОУ основывается на тех же основных нормативных документах, что и в любом образовательном учреждении и может быть следующей:

1. Перспективный годовой план работы, утвержденный руководителем учреждения.

2. График работы специалиста, утвержденный руководителем учреждения.

3. Журнал регистрации групповых форм работы.

4. Журнал регистрации индивидуальных форм работы.

5. Журнал регистрации консультаций.

6. Список детей, нуждающихся в сопровождении психолога. Протоколы работы и индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения воспитанников, нуждающихся в комплексном сопровождении.

7. Материалы, отражающие взаимодействие специалиста с воспитателями и другими специалистами в ДОУ.

8. Материалы, отражающие методическую работу.

9. Программы, реализуемые в процессе коррекционно-развивающей работы, рассмотренные на районном МО и рекомендованные к использованию, а так же утвержденные педагогическим советом.

10. Годовой анализ работы.

11. Дополнительно ведется документация согласно должностным инструкциям и положениям, утвержденным руководителем каждого конкретного образовательного учреждения (в зависимости от специфики учреждения).

12. Организационно-методическая документация

Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога. По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.

В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени практического психолога в дошкольном учреждении; график работы практического психолога в дошкольном учреждении; годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год).

Хронометраж – совокупность временных норм, регламентирующих выполнение различных видов психологической деятельности. Хронометраж рассчитывается исходя из среднего показателя времени выполнения каждого из

видов психологической деятельности, представленный ниже хронометраж рассчитан по стандартам рабочего времени «практического психолога образования», где средняя норма времени в месяц составляет 144 рабочих часа, соответственно 36 часов в неделю, из которых 12 являются методическими (изучение специальной литературы, освоение новых психологических технологий, участие в региональных мероприятиях, например, конференциях семинарах, коллегиальное консультирование, работа со специалистами смежной квалификации, оформление документации и т.д.).

При пересмотре норм по временной регламентации профессиональной деятельности практических психологов количественные показатели хронометража изменяются.

График работы – распределение видов профессиональной деятельности практического психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу.

Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник, а все диагностические процедуры, напротив, целесообразно организовывать с утра. Кроме того, индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно в середине рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучению родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в дошкольном учреждении.

Годовой план — документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога дошкольного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).

Поскольку одной из ведущих целей профессиональной деятельности психолога является психологизация педагогического воспитательно-образовательного процесса, то данная стратегия стимулируется в соответствии с «программой образования и развитии детей», принятой в дошкольном учреждении. Кроме того, создание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает ее психологической цели — обеспечения психического здоровья детей и содействия их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляло следующим направлениям: работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями и педагогами. Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий с примерными сроками их выполнения (поквартально). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное изложение планируемой деятельности в течение года.

Дифференцированный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы практического психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц.

Журнал психологических запросов – документ, фиксирующий «заказ», т.е. существующую необходимость психологического вмешательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от администрации дошкольного учреждения.

В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса.

В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желающих.

Итоговый отчет – совокупность результатов профессиональ­ной деятельности практического психолога в соответствии с целя­ми и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документаль­но подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиаг­ностика, психокоррекция и психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также ра­бота по повышению научно-теоретической и научно-практической компетентности психолога: изучение специальной литературы, ос­воение новых технологий, проведение экспериментальных (науч­но-практических) исследований, участие в региональных научно-ме­тодических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.

В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что информация конфиденциального характера в отчет не включается.

 

 

 

 

Заключение

Круг вопросов, которые решает психолог, широк и многообразен, он требует от него высоких профессиональных знаний и умений.

Детский психолог — удивительный человек, профессионально его отличают: стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность эмоционально притягивать к себе людей, повышенное чувство ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей профессиональной компетенции. Он приветлив, необидчив и обязательно умен, ибо, как сказал Б. Паскаль, чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми.

Постоянно возрастающая востребованность в таких специалистах со стороны педагогической практики, расширение профессионального поля их деятельности, включение в орбиту их взаимодействия все более широких слоев субъектов образовательного процесса требуют большего внимания к решению организационно-управленческих вопросов, регламентирующих деятельность, как отдельных психологов, так и психологической службы в целом.

Поэтому в числе важнейших задач дальнейшего развития психологической службы образования выступают преодоление разрозненности отдельных подразделений службы, обеспечение их координации и создание единой системы психологической службы образования в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны. Система – это единство взаимозависимых частей, каждая из которых привносит свое конкретное в уникальные характеристики целого.

При этом следует учитывать, что развитие прикладного и практического компонентов психологической службы, а также и ее организационного компонента целиком и полностью зависит от научного компонента, который

24

определяет основную теоретическую базу и формирует природу психологической службы. Именно на основе этой базы создается концепция деятельности психологической службы, и решаются конкретные проблемы практическими психологами образования.

Признание важности научного обеспечения психологической службы образования предполагает, что любые управленческие решения в отношении деятельности как службы в целом, так и ее отдельных исполнителей должны быть хоть в какой-то степени согласованы с научными психологическими подразделениями города, понимающими суть практической психологической работы в системе образования и несущими за нее профессиональную ответственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики, 2000. — 255 с.

2.Детский практический психолог: Программы и методические материалы [текст]/ Под редакцией О. А. Шаграевой,А. Д. Кошелева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256с.

3.Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ. Методическое пособие. Айрис-Пресс, 2005.

4.Психокоррекционная работа с детьми: учебник для студ. высш. учебн. заведений / авт.-сост.: А. В. Можейко, Н. Н. Иванова. – Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2008. – 286 с.
5.Чиркова Т. Я. Психологическая служба в детском саду. М, 1998.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Организация работы педагога-психолога