МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «Молодёжная политика
на муниципальном уровне»
(на примере муниципального
образования «Кикнурский муниципальный
район» Кировской области)
ЙОШКАР-ОЛА
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........... 7
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО
– ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЁЖНОЙ
ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ…….…..11
1.1. Теоретические основы
молодёжной политики в муниципальных
образованиях……………………………………………………..……………….11
1.2. Правовые основы
молодёжной политики……………………………….19
1.3. Муниципальные целевые
программы, направленные на поддержку
молодёжи…………………………………………………..………………..…….32
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В МО КИКНУРСКИЙ
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ
ОБЛАСТИ………………………………………………………………..………..48
2.1. Анализ эффективности
реализации основных направлений
молодёжной политики в МО Кикнурский
район Кировской области………..48
2.2. Анализ реализации
МЦП в МО Кикнурский район
Кировской области…………………………………………………………………………….66
2.3. Анализ проблем,
выявленных при реализации молодёжной
политики в МО Кикнурский район
Кировской области……………………….……….…...77
3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КИКНУРСКОМ
РАЙОНЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………….....….84
3.1 Разработка предложений
по повышению занятости молодежи
Кикнурского района……………………………………………………………...84
3.2 Мероприятия по
повышению гражданской активности
молодежи Кикнурского района
Кировской области …………………………………..…..97
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………112
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Два десятилетия
коренных общественных перемен
в России существенно изменили
облик страны, содержание и формы
государственности, смысл и технологию
управления социальными процессами.
Затронуты все стороны жизни
людей как на уровне социальной
структуры и социальных институтов,
так и на уровне повседневных
социальных практик. Эти грандиозные
изменения не могли не породить нарушения
устоявшихся социальных связей, переоценки
ценностей. Разрушены механизмы поддержания
социального контроля в обществе и управления
социальными процессами, и на их месте
строится иная управленческая система.
При этом даже те сферы управленческой
деятельности, которые сформировались
как социальные инновации в новой России,
в силу длительности постсоветской трансформации
претерпевают изменения, меняют содержание.
К таким сферам относится и молодежная
политика и, прежде всего, молодежная политика,
реализуемая на уровне муниципальных
образований. Специфика муниципальной
молодежной политики состоит в том, что
муниципалитеты на практике пытаются
творчески осуществлять стратегическую
линию государственной молодежной политики.
Именно муниципальные молодежные структуры
работают с молодежью. Поэтому муниципальные
молодежные структуры являются индикатором
целесообразности всей молодежной политики,
осуществляемой на территории Российской
Федерации. Близость к молодежи заставляет
муниципальные молодежные структуры творчески
адаптировать и модифицировать существующее
российское законодательство, касающееся
молодежи. Процесс перехода российской
экономики к постиндустриальному рыночному
хозяйству идет противоречиво и еще далек
от завершения. Управление молодежной
политикой сталкивается с массой препятствий
на всех уровнях социальной организации
российского общества, в итоге концептуальные
установки, даже самые передовые, остаются
намерениями, а на практике осуществление
мер в области молодежной политики оказывается
малоэффективным. В этом смысле найти
адекватные способы управления молодежной
политикой актуальная задача для современного
российского общества. Изложенные выше
обстоятельства, а также противоречия
реализации муниципальной молодежной
политики определили тему настоящего
дипломного проекта
Переход
к рыночной экономике вызвал
значительные изменения социального
положения различных групп населения,
в том числе и таких которые
традиционно считались носителями
передовых идей. Одно из главных
мест в новых условиях принадлежит
молодёжи. Выбранные ею социальные
ориентиры во многом определяет
будущее общества.
Актуальность
темы заключается в том, что
формирование жизнеспособного подрастающего
молодого поколения становится
одной из главных стратегических
задач развития страны для
обеспечения национально-государственных
интересов.
Цель данного
дипломного проекта состоит в
выявлении основных проблем в
муниципальной молодежной политике,
причины их возникновения, следствия
данных проблем и выработка
путей оптимизации молодежной
политики в муниципальном образовании
Кикнурский район Кировской области.
В соответствии
с поставленной целью задачами
исследования являются: теоретически
рассмотреть проблему управляемости
в сфере молодежной политики
на муниципальном уровне, проанализировать
систему муниципальной молодежной
политики в аспекте ее эффективности;
выявить основные противоречия
реализации муниципальной молодежной
политики; разработать предложения
по оптимизации муниципальной
молодежной политики.
Информационной
базой выполнения дипломного
проекта послужили: Конституция
РФ, 1993,ФЗ от 28.06.1995 г. №98-ФЗ «О
государственной поддержке молодежных
и детских общественных объединений»
(ред. от 22.08.2004 г.), ФЗ от 24.06.1999 г.
№ 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»
(ред. от 05.01.2006 г.), Закон Кировской
области «О государственной молодежной
политике в Кировской области»
от 28.01.97 № 36-ЗО (в редакции Законов
Кировской области от 16.07.1998 №
59-ЗО, от 03.11.1998 № 65-ЗО, от 06.06.2000 №
188-ЗО, от 30.06.2003 № 175-ЗО, от 02.03.2005 №
312-ЗО), Закон Кировской области
«О государственной поддержке
молодежных и детских общественных
объединений в Кировской области»
от 02.03.2005 № 312-ЗО, Закон Кировской
области от 27.03.2007 № 96-ЗО «О
социальной поддержке отдельных
категорий граждан в сфере
ипотечного жилищного кредитования»
(в редакции Законов Кировской
области от 04.05.2007 № 121-ЗО, от 17.04.2008
№ 230-ЗО).
Объект
исследования - молодежная политика,
проводимая в муниципальном образовании
Кикнурский муниципальный район
Кировской области.
Предмет
исследования – анализ и разработка
муниципальной молодёжной политики
в муниципальном образовании
Кикнурский муниципальный район
Кировской области.
Диплом
состоит из введения, трех разделов,
выводов и предложений, списка
использованной литературы, приложений.
В теоретической
части данного дипломного проекта
на основе системного подхода
анализируются принципы молодежной
политики, реализуемой на государственном,
региональном и муниципальных
уровнях. В аналитической части
проводится анализ молодежной
политики в районе через фактические
социально-экономические показатели
положения молодежи в Кикнурском
районе Кировской области. Выполняется
анализ реализации молодежной
политики в Кикнурском районе,
в частности, в области содействия
экономической самореализации молодежи.
В проектной части разрабатываются
рекомендации по совершенствованию
муниципальной молодежной политики;
проводится оценка экономических
затрат на реализацию программы
содействия экономической самостоятельности
молодежи в муниципальном образовании.
Практическую значимость имеет
разработанная программа содействия
экономической самостоятельности
молодежи Кикнурского района
Кировской области.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО
– ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЁЖНОЙ
ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Теоретические основы
молодежной политики в муниципальных
образованиях
В последние
годы в России возросло внимание
общественности к проблемам молодёжи,
проводятся мероприятия по оказанию
молодёжи практической помощи
в социализации. Однако пока не
создано условий для осуществления
долговременной эффективной молодёжной
политики. Нынешнее положение большей
части молодых россиян вызывает
серьёзную тревогу. Продолжающееся
социальное расслоение в молодёжной
среде, трудности с трудоустройством
и получением хорошо оплачиваемой
работы, утеря равных шансов на
получение образовательных, медицинских,
социально- бытовых и других
социальных услуг, возрастающее
различие взглядов среди молодёжи
по мировоззренческим, политическим
и культурным вопросам, рост преступности,
распространение наркомании ведёт
к духовному и экономическому
обнищанию подрастающего поколения,
его нравственной и физической
деградации. Такая ситуация требует
формирования и реализации эффективной
молодёжной политики, направленной
на решение проблем молодёжи, обеспечение
активного участия молодых граждан в социально-
экономическом развитии России.
Муниципальная
молодежная политика — совокупность
целей и мер по их реализации,
принимаемых органами местного
самоуправления в целях создания
и обеспечения условий и гарантий
для самореализации личности
молодого человека и развития
молодежных объединений, движений
и инициатив. Эта политика осуществляется
на основе нормативных правовых
актов представительных органов
местного самоуправления и в
русле государственной молодежной
политики, придавая ей логическую
стройность, системный и целостный
характер и делая демократичными
механизмы ее реализации. Молодежная
политика разрабатывается и реализуется
в отношении лиц в возрасте
от 14 до 30 лет, общая численность
которых в России по данным
Госкомстата превышает 38 млн.
чел. – 26% от общей численности
населения [107]. Правовые основы
государственной молодежной политики
определены Постановлением Верховного
Совета РФ «Об основных направлениях
государственной молодежной политики
в Российской Федерации» от 03.06.1993
г. [16]. С тех пор ее главные
направления не корректировались
(даже после принятия Конституции
РФ) [1]. В условиях возникшей правовой
неопределенности субъекты РФ
взяли на себя инициативу по
развитию законодательного обеспечения
в этой сфере, и в 1996-1997 гг.
законы о молодежной политике
были приняты почти в 40 регионах.
Основные
цели молодежной политики:
• социальное
становление, культурное, духовное
и физическое развитие молодежи;
• реализация
выдвигаемых молодежью общественно
полезных инициатив, программ
и проектов;
• наиболее
полное участие молодежи в
социально-экономической, политической
и культурной жизни;
• расширение
возможностей молодого человека
в выборе своего жизненного
пути, достижении личного успеха.
[21].
Для
достижения поставленных целей
необходимо взаимодействие органов
государственной власти РФ, органов
власти субъектов РФ и органов
местного самоуправления
Только
объединив усилия всех, кто участвует
в разработке и реализации
молодежной политики, можно успешно
решить многочисленные и подчас
очень сложные молодежные проблемы,
которые проявляются как на
муниципальном, так и на региональном
и общероссийском уровне. Субъектами
государственной молодежной политики
в РФ выступают органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
работодатели, общественные объединения,
другие юридические и физические
лица, осуществляющие деятельность
по созданию необходимых условий
для жизни молодежи, ее образования,
воспитания и развития.
Координация
деятельности органов власти
в области государственной молодежной
политики в РФ в соответствии
с Указом Президента РФ от 17
мая 2000 г. № 867 осуществляется
Министерством образования РФ [15],
на которое с этого времени
возложено осуществление функций
действующего ранее и упраздненного
Государственного комитета РФ
по молодежной политике.
В структуре
органов исполнительной власти
субъектов РФ созданы и функционируют
государственные органы по делам
молодежи, которые нуждаются как
в координации своей деятельности,
так и в методической, кадровой
и организационной поддержке
со стороны федерального центра.
Реализация
основных направлений муниципальной
молодежной политики должна строиться
так, чтобы укреплять целостность
общегосударственной молодежной
политики. Основные направления,
программы и проекты молодежной
политики целесообразно реализовать
в едином пакете федеральных,
региональных и местных программ
социально-экономического развития
соответствующей территории.