ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ····································································································································2
7.
НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ)
И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
··············································································································3
ЛИТЕРАТУРА···································································································································19
ТЕМА 7.
НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ)
И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ
ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
Россия
переживает сегодня большие трудности
не только в области государственного
устройства, но и в сфере экономики
и финансов. Успешное осуществление
экономической реформы во многом связано
с достижением финансовой стабилизации.
А это в первую очередь является результатом
грамотной фискальной политики государства.
Однако
для правильного осуществления
поставленных перед фискальной политикой
задач требуется четкий и глубокий подход
к пониманию сущности, целей и механизма
реализации фискальной политики, а также
элементов, ее составляющих. Определенный
интерес представляет опыт осуществления
финансовых мероприятий за рубежом. Для
становления российской бюджетной и налоговой
системы, несомненно, будет полезно использование
широкого опыта других государств, уже
создавших у себя достаточно успешно функционирующие
бюджетные органы.
В
прошлом, в течение длительного
времени, экономисты понимали лишь тот
факт, что государство через бюджетно-налоговую
политику определяет, в какой пропорции
объем производства страны должен быть
распределен между коллективным и частным
потреблением, а также каким образом бремя
платежей за коллективные блага следует
разделить среди населения. Бюджет играет
важную роль в жизни каждого государства.
Поскольку
повышение уровня цен приводит к
сокращению всех видов плановых инвестиций,
равновесный уровень реального национального
продукта возрастает на величину, несколько
меньшую, чем определенная произведением
мультипликатора расходов на увеличение
реального объема государственных закупок
и заказов.
Это
одна из сторон налогово-бюджетной
политики (система государственных
закупок).
Второй
ее стороной являются чистые налоги.
Что
такое чистые налоги нам уже известно:
это разность между доходом правительства,
полученным от взимания налогов и правительственными
трансфертными платежами (или доходы правительства
и федеральных органов от сбора налогов
за вычетом трансфертных платежей).
Сокращение
чистых налогов приведет в действие
мультипликативный механизм, как и
в случае увеличения объема государственных
заказов.
Что
касается первого условия – изменения
реального объема производства, то
его увеличение ведет к повышению реальных
доходов от всех главных источников налоговых
поступлений (подоходного налога, социального
страхования, налога на прибыль корпораций,
с продаж, с оборота) в доходную часть бюджета.
Изменение
уровня цен, как второе экономическое
условие, то при неизменном уровне реального
объема производства рост цен увеличивает
номинальные государственные (федеральные)
доходы от налогов. В то же время рост цен
увеличивает номинальные расходы, а реальные
сокращает.
Фискальная
политика подразумевает воздействие
государства на экономику через
изменение объема государственных расходов
и налогообложения.
Основные
принципы, на которых должна строиться
эффективная бюджетная политика
в среднесрочной перспективе, включают
в себя:
- недопущение
опережающего роста государственных расходов
над темпами роста экономики и ограничение
уровня непроцентных расходов федерального
бюджета;
- безусловное
исполнение обязательств, возникающих
в секторе государственного и муниципального
управления, после завершения их инвентаризации
и подтверждения эффективности;
- ориентация
бюджетных расходов на достижение конечных
социально-экономических результатов;
- приоритет
среднесрочного бюджетного планирования,
отражающего стратегические направления
экономической политики;
- конкурсные
принципы распределения бюджетных ресурсов;
- открытость
и общедоступность информации по осуществлению
расходных операций на всех уровнях бюджетной
системы.
При
этом формирование эффективной бюджетной
системы страны требует решения
таких задач, как:
- повышение
устойчивости бюджетной системы, снижение
ее зависимости от внешнеэкономической
конъюнктуры;
- усиление
роли налогово-бюджетной политики в качестве
инструмента, направленного на стимулирование
инвестиционной активности;
- учет сроков,
содержания и хода выполнения структурных
реформ;
- завершение
процесса инвентаризации активов и пассивов
государственного сектора и поэтапный
переход к методу начислений при отражении
операций, осуществляемых в рамках бюджетной
системы;
- сокращение
обязательств, требующих необоснованных
и малоэффективных бюджетных расходов,
отмена необеспеченных достаточным уровнем
финансирования расходных обязательств;
- обеспечение
прозрачности процедур выработки и реализации
бюджетной политики, делающей ее открытой
и понятной;
- обеспечение
единства и взаимоувязанности бюджетного
процесса и бюджетных процедур на всех
уровнях бюджетной системы;
- повышение
качества планирования, исполнения бюджета
и обеспечение их соответствия обязательствам,
принятым на всех уровнях бюджетной системы;
- завершение
разграничения доходных и расходных полномочий
Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации и обеспечение на этой основе
сбалансированности бюджетов всех уровней.
- реорганизация
системы государственных и муниципальных
унитарных, казенных предприятий и бюджетных
учреждений, с целью снижения стоимости
и повышения качества предоставления
государственных и муниципальных услуг
населению.
С
учетом вышеперечисленных ограничений
и задач бюджетная политика в области
доходов должна преследовать следующие
цели:
1)
обеспечение эффективного функционирования
налоговой системы;
2)
совершенствование таможенной политики;
3)
повышение эффективности управления государственным
имуществом;
4)
консолидация в рамках бюджетной
системы и отражение в бюджетном
учете всех операций органов
государственной власти и местного
самоуправления, а также бюджетных
учреждений, связанных с извлечением доходов;
5)
формирование в составе бюджета
резервного (стабилизационного) фонда,
для защиты от неблагоприятной внешнеэкономической
конъюнктуры с соблюдением требований
прозрачности его формирования и максимально
публичного характера отчетности о движении
его средств, позволяющей обеспечить достаточный
общественный контроль над его функционированием.
Источниками формирования фонда будет
являться часть средств, дополнительно
поступивших в бюджет при благоприятной
внешнеэкономической конъюнктуре. Приоритетами
использования этих средств станут сглаживание
и недопущение секвестра бюджетных расходов
при неблагоприятной внешнеэкономической
конъюнктуре, финансирование реформ, приводящих
к будущему снижению или повышению эффективности
бюджетных расходов, замещение долговых
источников финансирования в случае существенного
ухудшения условий заимствований на финансовых
рынках, финансирование возможных потерь
при проведении налоговой реформы.
В
области расходов бюджетная политика
должна развиваться по следующим
основным направлениям:
1.
Обеспечение полного финансирования
обязательств, принятых на себя
государственными органами власти федерального
и регионального уровней, а также органами
местного самоуправления. В этой связи
будет проводиться планомерная работа
по инвентаризации бюджетных обязательств,
в особенности в социальной сфере. Итогом
подобной инвентаризации станет отмена
тех нормативных актов, финансирование
которых не способствует устойчивому
росту экономики и повышению качества
оказания социальных услуг, но ложится
бременем на бюджетную систему.
2.
Внедрение программно-целевого принципа
при планировании и исполнении
бюджета по статьям расходов. В рамках
данного направления будет разработана
и внедрена система распределения бюджетных
средств по межведомственным программам,
нацеленным на решение острых социальных
и экономических проблем. При этом для
исключения простора для отраслевого
лоббизма, будут установлены строго конкурентные
принципы отбора программ для бюджетного
финансирования, внедрена система институционального
и индивидуального контрактирования органов
государственной власти и их сотрудников,
установлена система оценки эффективности
осуществления программ. Исключительно
важным в данной связи является приоритет
среднесрочного планирования, который
позволил бы зафиксировать источники
и объемы финансирования программ на несколько
лет, чтобы избежать их недофинансирования
в будущем.
3.
В рамках совершенствования методов
осуществления закупок для государственных
и муниципальных нужд будет осуществлено
разделение законодательного регулирования
вопросов подряда для государственных
нужд и закупки товаров для государственных
нужд. Будут приняты меры для широкого
распространения механизма государственного
социального заказа в целях обеспечения
конкуренции за бюджетные средства при
предоставлении государственных и муниципальных
услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения,
образования и культуры с учетом особенностей
функционирования данных отраслей. Законодательство
о закупках товаров для государственных
нужд будет усовершенствовано для создания
необходимых условий для честной конкуренции
за бюджетные средства.
4.
Одним из важнейших направлений
является реформирование системы
государственных и муниципальных унитарных,
казенных предприятий и бюджетных учреждений.
Сокращение государственного сектора
должно происходить за счет поэтапного
перехода части бюджетных организаций
в частный сектор на добровольной основе
в условиях постепенного сокращения гарантированной
бюджетной составляющей их финансирования.
В случае если их передача в частный сектор
нецелесообразна, необходимо предусмотреть
более гибкую организационно-правовую
форму для бюджетных организаций, осуществляющих
переход на нормативно-подушевое финансирование.
Такой формой может стать специализированная
государственная (муниципальная) некоммерческая
организация. Она должна получить широкое
распространение в отраслях социальной
сферы, в особенности здравоохранения
и образования. Такие организации смогут
выступать в качестве получателей бюджетных
средств, распределяемых по принципу оплаты
за фактически оказанные услуги (нормативно-целевое
финансирование, государственный социальный
заказ) и будут нести полную ответственность
по своим обязательствам. Оставшиеся бюджетные
организации будут финансироваться из
бюджета по фиксированной смете.
5.
Будет осуществлено совершенствование
бюджетной отчетности для установления
полного охвата государственных
и муниципальных операций с
бюджетными и внебюджетными средствами,
а также повышения прозрачности операций
с бюджетными средствами.
6.
С целью установление объективных
ориентиров для определения бюджетных
ассигнований будет осуществлен переход
к нормативам минимально необходимого
финансирования предоставления государственных
и муниципальных услуг от нормативов содержания
сети учреждений социальной сферы, а в
дальнейшем – и по иным видам бюджетных
расходов. Важнейшими условиями эффективности
такой системы нормативов являются принцип
подушевого финансирования, когда возмещение
государственных и муниципальных услуг
происходит в соответствии с количеством
получателей этих услуг и объемом оказанных
им услуг, фиксирование доли софинансирования
нормативов из бюджетов различного уровня,
определение граждан, предоставление
услуг которым должно осуществляться
на безвозмездной основе и на основе критериев
нуждаемости и, наконец, обеспеченность
нормативов достаточным уровнем финансирования.
7.
Совершенствование механизмов казначейского
исполнения и контроля за расходованием
бюджетных средств и их распространение
на субфедеральный уровень.
Налоги
представляет собой часть национального
дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной
системы. Это обязательные платежи юридических
и физических лиц, поступающие государству
в заранее установленных законом размерах
и в определенные сроки.
В
зависимости от органа, который взимает
налог и его использует, различают:
- федеральные
налоги;
- региональные
налоги;
- местные налоги.
Сущность
налогов проявляется в их функциях.
Они выполняют 2 основные функции
– фискальную и регулирующую. Фискальная
функция была присуща налогам всегда.
Она состоит в возможно большей мобилизации
средств в бюджетную систему.
Основные
элементы налога: субъект, объект, источник,
единица обложения, ставка налога, налоговые
льготы, налогооблагаемая база, налоговый
оклад.
Субъект
налога – лицо, которое по закону является
плательщиком налога.
Объект
налога – предмет, наличие которого
дает основание для обложения его владельца
налогом (земля, имущество, дом).