Налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 23:02, контрольная работа

Краткое описание

Однако для правильного осуществления поставленных перед фискальной политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации фискальной политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной и налоговой системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Оглавление

7. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••3

ЛИТЕРАТУ-РА•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••19

Файлы: 1 файл

Теория экономической динамики.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ····································································································································2

7. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ··············································································································3 

ЛИТЕРАТУРА···································································································································19

 

ТЕМА 7. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

     Россия  переживает сегодня большие трудности  не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики  и финансов. Успешное осуществление  экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. А это в первую очередь является результатом грамотной фискальной политики государства.

     Однако  для правильного осуществления  поставленных перед фискальной политикой  задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации фискальной политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной и налоговой системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

     В прошлом, в течение длительного  времени, экономисты понимали лишь тот  факт, что государство через бюджетно-налоговую  политику определяет, в какой пропорции объем производства страны должен быть распределен между коллективным и частным потреблением, а также каким образом бремя платежей за коллективные блага следует разделить среди населения. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства.

     Поскольку повышение уровня цен приводит к  сокращению всех видов плановых инвестиций, равновесный уровень реального национального продукта возрастает на величину, несколько меньшую, чем определенная произведением мультипликатора расходов на увеличение реального объема государственных закупок и заказов.

     Это одна из сторон налогово-бюджетной  политики (система государственных  закупок).

     Второй  ее стороной являются чистые налоги.

     Что такое чистые налоги нам уже известно: это разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов и правительственными трансфертными платежами (или доходы правительства и федеральных органов от сбора налогов за вычетом трансфертных платежей).

     Сокращение  чистых налогов приведет в действие мультипликативный механизм, как и в случае увеличения объема государственных заказов.

     Что касается первого условия – изменения  реального объема производства, то его увеличение ведет к повышению реальных доходов от всех главных источников налоговых поступлений (подоходного налога, социального страхования, налога на прибыль корпораций, с продаж, с оборота) в доходную часть бюджета.

     Изменение уровня цен, как второе экономическое  условие, то при неизменном уровне реального  объема производства рост цен увеличивает  номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. В то же время рост цен увеличивает номинальные расходы, а реальные сокращает.

     Фискальная  политика подразумевает воздействие  государства на экономику через  изменение объема государственных расходов и налогообложения.

     Основные  принципы, на которых должна строиться  эффективная бюджетная политика в среднесрочной перспективе, включают в себя:

  • недопущение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики и ограничение уровня непроцентных расходов федерального бюджета;
  • безусловное исполнение обязательств, возникающих в секторе государственного и муниципального управления, после завершения их инвентаризации и подтверждения эффективности;
  • ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
  • приоритет среднесрочного бюджетного планирования, отражающего стратегические направления экономической политики;
  • конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов;
  • открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.

     При этом формирование эффективной бюджетной  системы страны требует решения  таких задач, как:

  • повышение устойчивости бюджетной системы, снижение ее зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • усиление роли налогово-бюджетной политики в качестве инструмента, направленного на стимулирование инвестиционной активности;
  • учет сроков, содержания и хода выполнения структурных реформ;
  • завершение процесса инвентаризации активов и пассивов государственного сектора и поэтапный переход к методу начислений при отражении операций, осуществляемых в рамках бюджетной системы;
  • сокращение обязательств, требующих необоснованных и малоэффективных бюджетных расходов, отмена необеспеченных достаточным уровнем финансирования расходных обязательств;
  • обеспечение прозрачности процедур выработки и реализации бюджетной политики, делающей ее открытой и понятной;
  • обеспечение единства и взаимоувязанности бюджетного процесса и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;
  • повышение качества планирования, исполнения бюджета и обеспечение их соответствия обязательствам, принятым на всех уровнях бюджетной системы;
  • завершение разграничения доходных и расходных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и обеспечение на этой основе сбалансированности бюджетов всех уровней.
  • реорганизация системы государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений, с целью снижения стоимости и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

     С учетом вышеперечисленных ограничений и задач бюджетная политика в области доходов должна преследовать следующие цели:

     1) обеспечение эффективного функционирования  налоговой системы;

     2) совершенствование таможенной политики;

     3) повышение эффективности управления государственным имуществом;

     4) консолидация в рамках бюджетной  системы и отражение в бюджетном  учете всех операций органов  государственной власти и местного  самоуправления, а также бюджетных  учреждений, связанных с извлечением доходов;

     5) формирование в составе бюджета  резервного (стабилизационного) фонда,  для защиты от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры с соблюдением требований прозрачности его формирования и максимально публичного характера отчетности о движении его средств, позволяющей обеспечить достаточный общественный контроль над его функционированием. Источниками формирования фонда будет являться часть средств, дополнительно поступивших в бюджет при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. Приоритетами использования этих средств станут сглаживание и недопущение секвестра бюджетных расходов при неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуре, финансирование реформ, приводящих к будущему снижению или повышению эффективности бюджетных расходов, замещение долговых источников финансирования в случае существенного ухудшения условий заимствований на финансовых рынках, финансирование возможных потерь при проведении налоговой реформы.

     В области расходов бюджетная политика должна развиваться по следующим  основным направлениям:

     1. Обеспечение полного финансирования  обязательств, принятых на себя  государственными органами власти федерального и регионального уровней, а также органами местного самоуправления. В этой связи будет проводиться планомерная работа по инвентаризации бюджетных обязательств, в особенности в социальной сфере. Итогом подобной инвентаризации станет отмена тех нормативных актов, финансирование которых не способствует устойчивому росту экономики и повышению качества оказания социальных услуг, но ложится бременем на бюджетную систему.

     2. Внедрение программно-целевого принципа  при планировании и исполнении  бюджета по статьям расходов. В рамках данного направления будет разработана и внедрена система распределения бюджетных средств по межведомственным программам, нацеленным на решение острых социальных и экономических проблем. При этом для исключения простора для отраслевого лоббизма, будут установлены строго конкурентные принципы отбора программ для бюджетного финансирования, внедрена система институционального и индивидуального контрактирования органов государственной власти и их сотрудников, установлена система оценки эффективности осуществления программ. Исключительно важным в данной связи является приоритет среднесрочного планирования, который позволил бы зафиксировать источники и объемы финансирования программ на несколько лет, чтобы избежать их недофинансирования в будущем.

     3. В рамках совершенствования методов  осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд будет осуществлено разделение законодательного регулирования вопросов подряда для государственных нужд и закупки товаров для государственных нужд. Будут приняты меры для широкого распространения механизма государственного социального заказа в целях обеспечения конкуренции за бюджетные средства при предоставлении государственных и муниципальных услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и культуры с учетом особенностей функционирования данных отраслей. Законодательство о закупках товаров для государственных нужд будет усовершенствовано для создания необходимых условий для честной конкуренции за бюджетные средства.

     4. Одним из важнейших направлений  является реформирование системы  государственных и муниципальных унитарных, казенных предприятий и бюджетных учреждений. Сокращение государственного сектора должно происходить за счет поэтапного перехода части бюджетных организаций в частный сектор на добровольной основе в условиях постепенного сокращения гарантированной бюджетной составляющей их финансирования. В случае если их передача в частный сектор нецелесообразна, необходимо предусмотреть более гибкую организационно-правовую форму для бюджетных организаций, осуществляющих переход на нормативно-подушевое финансирование. Такой формой может стать специализированная государственная (муниципальная) некоммерческая организация. Она должна получить широкое распространение в отраслях социальной сферы, в особенности здравоохранения и образования. Такие организации смогут выступать в качестве получателей бюджетных средств, распределяемых по принципу оплаты за фактически оказанные услуги (нормативно-целевое финансирование, государственный социальный заказ) и будут нести полную ответственность по своим обязательствам. Оставшиеся бюджетные организации будут финансироваться из бюджета по фиксированной смете.

     5. Будет осуществлено совершенствование  бюджетной отчетности для установления  полного охвата государственных  и муниципальных операций с  бюджетными и внебюджетными средствами, а также повышения прозрачности операций с бюджетными средствами.

     6. С целью установление объективных  ориентиров для определения бюджетных  ассигнований будет осуществлен переход к нормативам минимально необходимого финансирования предоставления государственных и муниципальных услуг от нормативов содержания сети учреждений социальной сферы, а в дальнейшем – и по иным видам бюджетных расходов. Важнейшими условиями эффективности такой системы нормативов являются принцип подушевого финансирования, когда возмещение государственных и муниципальных услуг происходит в соответствии с количеством получателей этих услуг и объемом оказанных им услуг, фиксирование доли софинансирования нормативов из бюджетов различного уровня, определение граждан, предоставление услуг которым должно осуществляться на безвозмездной основе и на основе критериев нуждаемости и, наконец, обеспеченность нормативов достаточным уровнем финансирования.

     7. Совершенствование механизмов казначейского  исполнения и контроля за расходованием бюджетных средств и их распространение на субфедеральный уровень.

     Налоги представляет собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

     В зависимости от органа, который взимает налог и его использует, различают:

  • федеральные налоги;
  • региональные налоги;
  • местные налоги.

     Сущность  налогов проявляется в их функциях. Они выполняют 2 основные функции  – фискальную и регулирующую. Фискальная функция была присуща налогам всегда. Она состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.

     Основные  элементы налога: субъект, объект, источник, единица обложения, ставка налога, налоговые льготы, налогооблагаемая база, налоговый оклад.

     Субъект налога – лицо, которое по закону является плательщиком налога.

     Объект  налога – предмет, наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом (земля, имущество, дом).

Информация о работе Налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика