Налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 23:02, контрольная работа

Краткое описание

Однако для правильного осуществления поставленных перед фискальной политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации фискальной политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной и налоговой системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Оглавление

7. НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ (ФИСКАЛЬНАЯ) И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА ••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••3

ЛИТЕРАТУ-РА•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••19

Файлы: 1 файл

Теория экономической динамики.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Как и все представители количественной теории, М.Фридман идет от денежной массы к ценам, не ставя при  этом вопрос о возможности обратной связи и игнорируя практику монополистического ценообразования. Однако последняя как раз свидетельствует об обратной связи между ценами и денежной массой.

     Конечный  результат от фискальной политики государства  зависит от состояния экономики. При неполной занятости эффект вытеснения проявляется в росте объема выпуска и сохранения стабильного уровня цен. При повышении уровня занятости увеличение государственных расходов способствует росту производства, но влияет и на рост цен. В состоянии полной занятости активная фискальная политика приведет только к росту уровня цен и вызовет инфляцию спроса.

     Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.

     Денежно-кредитная  политика в промышленно развитых странах рассматривается как инструмент «тонкой настройки» экономической конъюнктуры, как оперативное и гибкое дополнение бюджетной политики. Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос.

     Денежно–кредитная политика базируется на принципах монетаризма  и имеет ряд преимуществ перед фискальной политикой. Прежде всего, она обладает быстротой и гибкостью, а поскольку проводится Центральным банком, а не парламентом страны, то в значительной мере изолирована от политического лоббизма.

     Отрицательные моменты денежно-кредитной политики заключаются в том, что она  оказывает лишь косвенное влияние на коммерческие банки с целью регулирования динамики предложения денег и, соответственно, не может напрямую заставить их сократить или расширить кредиты.

     Применительно к России, переживающей глубокий кризис переходного периода, который характеризовался устойчивой стагфляцией, задача денежно-кредитной политики состоит в таком управлении денежной массой, которое способствовало бы финансовой стабилизации, постепенному снижению инфляции и в то же время сдерживало спад производства.

     Основополагающей  целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

     Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом

     С помощью денежно-кредитного регулирования  государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.

     Нужно отметить, что денежно-кредитная  политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

     Денежно-кредитная (монетарная) политика государства  очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост таковы ее высшие и конечные цели.

     Денежно-кредитная  политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на основные переменные народнохозяйственного комплекса, а также результат корреляции между приращением денежной массы и состоянием экономики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях, используемых для принятия денежными властями практических решений.

     В качестве проводника денежно-кредитной  политики выступает Центральный эмиссионный банк государства. Такими банками, например, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. В некоторых странах функции центрального денежно-кредитного учреждения выполняет целая группа банков (в США, например – Федеральная Резервная Система). Влияя на основной объект монетарной политики – денежную массу, центральный финансовый орган играет одну из ведущих ролей в государственном регулировании рыночной экономики. Наделенный государством эмиссионным правом, Центральный банк реализует политику стабилизации экономики, достижения товарно-денежной сбалансированности.

     Регулирующая  деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы. Она направлена на осуществление контроля за состоянием совокупной денежной массы в стране и имеет своей целью эффективное управление совокупным денежным оборотом, включая наличный и безналичный компоненты, путем установления границ прироста денежной массы.

     Кредитно-денежная политика на макроуровне  это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

     Механизм  регулирования включает методы, инструменты  регулирования наличных и безналичных  банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро-, микроуровне.

     Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.

     Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и проявлением эффекта от его реализации.

     Основными инструментами денежно-кредитной  политики – средствами, при помощи которых государство планирует достичь поставленных целей являются:

  • операции на открытом рынке,
  • изменение резервной нормы
  • изменение учетной ставки.

     Одним из самых важных средств регулирования  денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом указанные операции отражаются на состоянии резервной позиции банковской системы и используется как метод ее регулирования.

     В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа  Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

     В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано их прежде всего необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

     В России рынок государственных облигаций  высоко развит (правда, скорее количественно, нежели качественно). Их роль в денежно-кредитной политике несколько отличается от той, которую они играют в западных странах. Безусловно, в любом случае (и в России, и на Западе) главной является фискальная цель – финансирование бюджетного дефицита. Однако как инструмент монетарного регулирования государственный долг применяется в России весьма своеобразно.

     Казначейские  обязательства, например, являются беспрецедентным инструментом в мировой практике. На финансовом рынке появился гибрид, обладающий одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.

     На первом этапе своего обращения казначейские обязательства выступают в качестве своеобразного суррогата денег – средства обращения, предназначенного для расшивки неплатежей. Эти обязательства «появляются» в результате оформления задолженности госбюджета перед предприятиями в виде бумаг с доходностью 40%. Но следует отметить, что обращение некоторых серий может быть затруднено из-за дополнительных ограничений (в частности, осуществления расчетов только со строго определенными отраслями народного хозяйства).

     После того как бумаги получают определенное количество индоссаментов (от одного до пяти), они могут продаваться любому юридическому лицу, т.е. поступают на открытый рынок как государственные ценные бумаги с доходностью 40%. Объемы продаж казначейских обязательств на открытом рынке в 1997 году росли. Вот здесь-то и открывались для Центробанка возможности по проведению ортодоксальных операций на открытом рынке. Однако многопрофильность КО, в частности, возможность погашения обязательств налоговыми освобождениями, увеличивала фискальную и преуменьшала денежно-кредитную составляющие этого нетривиального инструмента.

     Что же касается государственных краткосрочных  обязательств (ГКО), то в денежно-кредитной  политике (в отличие от фискальной) они играли совсем иную роль, нежели казначейские векселя, используемые Федеральной Резервной Системой. Главным результатом их использования при реализации мероприятий монетарной политики являлось регулирование курса американского доллара по отношению к российскому рублю, а отнюдь не изменение совокупных резервов банковской системы.

     Таким образом, операции, осуществляемые российским Центробанком на открытом рынке, довольно своеобразны. Нетривиальность инструментов денежного рынка еще более осложняет выработку стратегий, а также реализацию тактических мероприятий, направленных на приостановление спада промышленного производства и сдерживание инфляции.

     Изменение учетной ставки.

     Учетная дисконтная политика является старейшим  методом кредитного регулирования: она активно применяется с середины 19 века. Возникновение этого метода было связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя и получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам (учетную ставку, ставку дисконта), центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сокращать заимствования. Это затрудняло пополнение банковских ресурсов, вело к повышению процентных ставок и в конечном счете к сокращению кредитных операций.

     Центральные банки, как правило, проводят учетную  политику посредством установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных видов: ставки редисконтирования (переучета ценных бумаг) и ставки рефинансирования (непосредственного кредитования банковских учреждений).

     Ставка  рефинансирования, или уровень платы  за кредитные ресурсы, предоставляемые Центральным банком другим банкам, сейчас несколько выше, чем ставки на рынке межбанковских кредитов (в терминологии США – федеральных фондов).

     Политику переучетных операций как метод монетарного регулирования Центральный банк осуществляет либо путем установления ставки редисконтирования (косвенный метод), либо при помощи изменения условий их переучета (прямой метод) – прежде всего, посредством квотирования. Политика рефинансирования Центральным банком коммерческих банков может включать регулирование при помощи установления ставки по централизованным кредитам (косвенный метод), а также прямых ограничений для отдельных банков или их групп в отношении их величины, видов, сроков и других условий предоставления централизованных финансовых ресурсов (прямой метод).

Информация о работе Налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика