Механизмы
реализации муниципальной молодежной
политики
Молодежная
политика на муниципальном уровне,
тесно связанная с государственной
политикой, тем не менее, представляет
собой относительно самостоятельный
процесс со своим механизмом
реализации. Последний предполагает
учет самых острых проблем
молодежи конкретного муниципального
образования в сфере здоровья
и досуга, занятости и образования,
бытовых проблем. На муниципальном
уровне должна быть сформирована
целостная система социальной
поддержки молодежи, ее обучения
и трудоустройства, которая создает
возможности регулирования процессов
молодежной миграции, обеспечения
защиты прав и реализации интересов
молодых людей, поддержки молодых семей,
способствует развитию молодежного и
детско-юношеского движения.
Реализация
молодежной политики на муниципальном
уровне сопряжена с рядом проблем.
1. Сохраняются
ведомственная разобщенность и
недостаточная координация в
управлении молодежной политикой.
Например, отделы по молодежной
политике во многих муниципальных
образованиях находятся в непосредственном
подчинении заместителей глав
администраций по социальным
вопросам, которые, как показывает
практика, в большинстве случаев
не относят проблемы молодежи
к числу первоочередных.
2. Объекты
социальной инфраструктуры для
молодежи (например, оздоровительные
лагеря) находятся в разноведомственной
подчиненности, что не способствует
координации действий.
3. Объем
финансирования мероприятий в
сфере молодежной политики не
позволяет решать даже самые
острые вопросы. В этих условиях
важнейшей задачей комитетов
и отделов по делам молодежи
всех уровней является поиск
источников финансирования. В ряде
регионов привлеченные средства
на молодежную политику в 1,5-2
раза превышают бюджетное финансирование.
Эти
средства складываются из различных
фондов, федерального финансирования,
привлеченных средств соисполнителей
по программам, в том числе
балансодержателей объектов социальной
инфраструктуры, поддерживаемой из
бюджета [36].
Практика
реализации молодежной политики
показывает, что наиболее перспективным
является программно-целевой подход
к реализации муниципальной молодежной
политики. Он предполагает развитие
на муниципальном уровне системы
ежегодных государственных социальных
заказов в сфере молодежной
политики, которые распределяются
на открытой конкурсной основе
по итогам юридической, финансовой
и социальной экспертизы.
Система
социального заказа основана
на существующих в пределах
конкретной территории острых
проблем развития молодежи и
необходимости их эффективного
решения. Получение социального
заказа предполагает, что представленные
на конкурс проекты и программы
имеют необходимое ресурсное
обеспечение [33].
В частности,
экономические ресурсы предусматривают
следующее: возможность федерального
финансирования или получения
гранта; самофинансирование за счет
разработки и осуществления самоокупаемых
проектов, прежде всего на рынке
информационных услуг; поиск спонсоров,
заинтересованных в конечном
результате.
Муниципальные
органы реализации молодежной
политики
Для
реализации молодежной политики
в муниципальных образованиях
создаются структурные подразделения
по делам молодежи. Их основные
задачи:
• проведение
единой молодежной политики в
муниципальном образовании;
• создание
социально-экономических и правовых
условий и гарантий для самореализации
и становления молодого человека;
• обеспечение
реального соблюдения на территории
муниципального образования прав
и интересов молодежи;
• привлечение
молодежи к решению социальных,
экономических и общественных
задач на местном уровне;
• духовное,
патриотическое и интеллектуальное
развитие молодежи;
• поддержка
и реализация научно значимых
инициатив в области социальной
защиты молодежи и развития
досуговой сферы;
• организация
научных исследований по анализу
положения дел и прогнозированию
молодежной среды;
• осуществление
межмуниципального, межрегионального
и международного сотрудничества
молодежных организаций;
• координация
деятельности муниципальных учреждений,
занимающихся решением молодежных
проблем [43].
В целях
решения перечисленных задач
муниципальные органы по вопросам
работы с молодежью осуществляют
следующие функции:
1. Финансовая поддержка
общественно полезной деятельности
молодежи - Формирование проекта
местного бюджета в области
молодежной политики, разработка
нормативов финансирования; формирование
и общественных фондов;
2. Содействие экономической
самостоятельности молодых граждан
и реализации их прав на
труд - поддержка и развитие сети
формирований, занимающихся трудовой
деятельностью молодежи, создание
МУ «Молодежная биржа труда»;
содействие развитию молодежного
предпринимательства; поощрение
работодателей, способствующих обеспечению
занятости молодежи;
3. Разработка и реализация
молодежных целевых программ
на территории муниципального
образования - разработка и финансирование
муниципальных молодежных программ,
их экспертиза, расчет экономических
и ресурсных затрат, представление
программ на утверждение администрации
города и контроль за их
реализацией;
4. Обеспечение молодежи
условий для воспитания, образования,
формирования здорового образа
жизни - Организация массовых
молодежных мероприятий; организация
деятельности клубов, консультационных
пунктов, центров, занимающихся
организацией досуга, оказывающих
правовую, социально-психологическую
и иную помощь молодежи; взаимодействие
с правоохранительными органами
и участие в реализации мероприятий
по предупреждению правонарушений
среди несовершеннолетних и молодежи
Основными
задачами в развитии физической
культуры и спорта среди молодёжи
является:
- обеспечение
равных возможностей молодёжи
заниматься физической культурой
и спортом.
- формирование
устойчивого интереса и потребности
в регулярных занятиях физической
культурой и спортом, навыков
здорового образа жизни у подростков;
- создание
эффективной системы подготовки
спортсменов высокого класса;
- снижение
количества преступлений и правонарушений
среди учащихся и молодёжи;
Основными
направлениями деятельности по
развитию здорового образа жизни
среди молодёжи являются:
• - создание
правовой базы для обеспечения
занятий физкультурой и спортом;
• - укрепление
спортивной базы школьных учреждений
и повышение ответственности
родителей за здоровье подростков;
• - укрепление
материальной базы общеобразовательных
школ для проведения уроков
физкультуры;
• - укрепление
материальной базы детской юношеской
спортивной школ;
• - укрепление
материальной спортивной базы
предприятий, организаций;
• - расширение
сети подростково - молодежных
спортивных клубов по месту
жительства, спортивных площадок
по месту жительства;
• - организация
и проведение спортивно-массовых
мероприятий, пропагандирующих физическую
культуру и спорт;
• - совершенствование
информационно-пропагандистской деятельности
средств массовой информации, направленной
на вовлечение в регулярные
занятия физической культурой
и спортом широких слоев населения
района, формирования ценности собственного
здоровья и здоровья окружающих;
• -оказание
помощи в работе общественным
организаторам , тренерам – преподавателям
и учителям физкультуры;
• - привлечение
внебюджетных источников к финансированию
деятельности и развитию физической
культуры и спорта.
При реализации
задач в развитии физической
культуры и спорта среди молодёжи
первоочередными мерами являются:
- создание
организационных, нормативно-правовых,
материально-технических, социально-педагогических
условий вовлечения различных
категорий и групп населения
в регулярные занятия физической
культурой и спортом, подготовки
спортсменов высокого класса.
- обеспечение
межведомственного подхода в
вопросах организации отдыха
населения, способствующего формированию
здорового образа жизни, базовым
элементом которого является
физическая культура и спорт;
- создание
постоянно действующей информационно-пропагандистской
и просветительно-образовательной
системы, направленной на вовлечение
в активные занятия физической
культурой и спортом всех групп
и категорий населения района;
- обеспечение
минимальных гарантированных государственных
социальных услуг в области
физической культуры и спорта
для социально-незащищенных категорий
и групп населения, а также
инвалидов [44].
5. Обеспечение социального обслуживания
для молодежи - социально-бытовая
помощь молодым семьям; осуществление
социальной работы в образовательных
учреждениях; помощь молодым гражданам,
вернувшимся из мест лишения
свободы, безнадзорным молодым
гражданам, находящимся в специальных
учебно-воспитательных учреждениях
1.2. Правовые основы молодёжной
политики
Принятие нормативных
правовых актов, касающихся молодежи,
в субъектах Российской Федерации
не ограничивается только региональным
уровнем. В них на современном
этапе активно развивается нормотворчество
органов местного самоуправления
в сфере молодежной политики.
В системе
местного самоуправления постепенно
начинает выделяться муниципальная
молодежная политика как самостоятельная
область деятельности муниципального
образования, направленная на
создание правовых, экономических
и организационных условий, гарантий
и стимулов для социального
развития проживающей на его
территории молодежи, ее наиболее
полной самореализации в интересах
всего общества, а также развития
местных молодежных и детских
общественных объединений. Она
является продолжением государственной
молодежной политики и составной
частью муниципальной социальной
политики. Специфика нормотворчества
органов местного самоуправления
по вопросам, касающимся реализации
прав и законных интересов
молодежи, характеризуется их наибольшей
приближенностью к молодым гражданам
и их проблемам по сравнению
с федеральными и региональными
органами государственной власти.
Муниципальная
молодежная политика осуществляется
на основе муниципальных правовых
актов и в русле государственной
молодежной политики, придавая ей
логическую стройность, системный
характер и делая демократичными
механизмы ее осуществления. Будучи тесно
связанной с ГМП и призванной укреплять
ее целостность, тем не менее, молодежная
политика на муниципальном уровне, представляет
собой относительно самостоятельный процесс
со своим механизмом реализации.
Процесс формирования
правовых основ работы с молодежью
в муниципальных образованиях
обусловлен реформированием системы
местного самоуправления в России
и тем, что в действующей
редакции Федерального закона
от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» содержатся нормы,
относящие организацию и осуществление
мероприятий по работе с детьми
и молодежью в поселении к
вопросам местного значения поселения
(статья 14); мероприятий межпоселенческого
характера по работе с детьми
и молодежью к вопросам местного
значения муниципального района
(статья 15); мероприятий по работе
с детьми и молодежью в городском
округе к вопросам местного
значения городского округа (статья
16). Учитывая это, в 2006-2008 гг. соответствующие
изменения были внесены в базовые
законы о местном самоуправлении
многих субъектов РФ. Примечательно,
что на региональном уровне
в ряде действующих базовых
законов субъектов РФ в сфере
ГМП введены статьи, касающиеся
специфики молодежной политики,
осуществляемой органами местного
самоуправления. [14]