Молодёжная политика на муниципальном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного дипломного проекта состоит в выявлении основных проблем в муниципальной молодежной политике, причины их возникновения, следствия данных проблем и выработка путей оптимизации молодежной политики в муниципальном образовании Кикнурский район Кировской области.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........... 7
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ…….…..11
1.1. Теоретические основы молодёжной политики в муниципальных образованиях……………………………………………………..……………….11
1.2. Правовые основы молодёжной политики……………………………….19
1.3. Муниципальные целевые программы, направленные на поддержку молодёжи…………………………………………………..………………..…….32
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В МО КИКНУРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………………..………..48
2.1. Анализ эффективности реализации основных направлений молодёжной политики в МО Кикнурский район Кировской области………..48
2.2. Анализ реализации МЦП в МО Кикнурский район Кировской области…………………………………………………………………………….66
2.3. Анализ проблем, выявленных при реализации молодёжной политики в МО Кикнурский район Кировской области……………………….……….…...77
3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КИКНУРСКОМ РАЙОНЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………….....….84
3.1 Разработка предложений по повышению занятости молодежи Кикнурского района……………………………………………………………...84
3.2 Мероприятия по повышению гражданской активности молодежи Кикнурского района Кировской области …………………………………..…..97
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………112

Файлы: 1 файл

Молодёжная политика на муниципальном уровне.docx

— 130.03 Кб (Скачать)

       Механизмы  реализации муниципальной молодежной  политики

       Молодежная  политика на муниципальном уровне, тесно связанная с государственной  политикой, тем не менее, представляет  собой относительно самостоятельный  процесс со своим механизмом  реализации. Последний предполагает  учет самых острых проблем  молодежи конкретного муниципального  образования в сфере здоровья  и досуга, занятости и образования,  бытовых проблем. На муниципальном  уровне должна быть сформирована  целостная система социальной  поддержки молодежи, ее обучения  и трудоустройства, которая создает  возможности регулирования процессов  молодежной миграции, обеспечения  защиты прав и реализации интересов молодых людей, поддержки молодых семей, способствует развитию молодежного и детско-юношеского движения.

       Реализация  молодежной политики на муниципальном  уровне сопряжена с рядом проблем.

       1. Сохраняются  ведомственная разобщенность и  недостаточная координация в  управлении молодежной политикой.  Например, отделы по молодежной  политике во многих муниципальных  образованиях находятся в непосредственном  подчинении заместителей глав  администраций по социальным  вопросам, которые, как показывает  практика, в большинстве случаев  не относят проблемы молодежи  к числу первоочередных.

       2. Объекты  социальной инфраструктуры для  молодежи (например, оздоровительные  лагеря) находятся в разноведомственной  подчиненности, что не способствует  координации действий.

       3. Объем  финансирования мероприятий в  сфере молодежной политики не  позволяет решать даже самые  острые вопросы. В этих условиях  важнейшей задачей комитетов  и отделов по делам молодежи  всех уровней является поиск  источников финансирования. В ряде  регионов привлеченные средства  на молодежную политику в 1,5-2 раза превышают бюджетное финансирование.

       Эти  средства складываются из различных  фондов, федерального финансирования, привлеченных средств соисполнителей  по программам, в том числе  балансодержателей объектов социальной  инфраструктуры, поддерживаемой из  бюджета [36].

       Практика  реализации молодежной политики  показывает, что наиболее перспективным  является программно-целевой подход  к реализации муниципальной молодежной  политики. Он предполагает развитие  на муниципальном уровне системы  ежегодных государственных социальных  заказов в сфере молодежной  политики, которые распределяются  на открытой конкурсной основе  по итогам юридической, финансовой  и социальной экспертизы.

       Система  социального заказа основана  на существующих в пределах  конкретной территории острых  проблем развития молодежи и  необходимости их эффективного  решения. Получение социального  заказа предполагает, что представленные  на конкурс проекты и программы  имеют необходимое ресурсное  обеспечение [33].

       В частности,  экономические ресурсы предусматривают  следующее: возможность федерального  финансирования или получения  гранта; самофинансирование за счет  разработки и осуществления самоокупаемых  проектов, прежде всего на рынке  информационных услуг; поиск спонсоров,  заинтересованных в конечном  результате.

       Муниципальные  органы реализации молодежной  политики

       Для  реализации молодежной политики  в муниципальных образованиях  создаются структурные подразделения  по делам молодежи. Их основные  задачи:

       • проведение  единой молодежной политики в  муниципальном образовании;

       • создание  социально-экономических и правовых  условий и гарантий для самореализации  и становления молодого человека;

       • обеспечение  реального соблюдения на территории  муниципального образования прав  и интересов молодежи;

       • привлечение  молодежи к решению социальных, экономических и общественных  задач на местном уровне;

       • духовное, патриотическое и интеллектуальное  развитие молодежи;

       • поддержка  и реализация научно значимых  инициатив в области социальной  защиты молодежи и развития  досуговой сферы;

       • организация  научных исследований по анализу  положения дел и прогнозированию  молодежной среды;

       • осуществление  межмуниципального, межрегионального  и международного сотрудничества  молодежных организаций;

       • координация  деятельности муниципальных учреждений, занимающихся решением молодежных  проблем [43].

       В целях  решения перечисленных задач  муниципальные органы по вопросам  работы с молодежью осуществляют  следующие функции:

1. Финансовая поддержка  общественно полезной деятельности  молодежи - Формирование проекта  местного бюджета в области  молодежной политики, разработка  нормативов финансирования; формирование  и общественных фондов;

2. Содействие экономической  самостоятельности молодых граждан  и реализации их прав на  труд - поддержка и развитие сети  формирований, занимающихся трудовой  деятельностью молодежи, создание  МУ «Молодежная биржа труда»; содействие развитию молодежного  предпринимательства; поощрение  работодателей, способствующих обеспечению  занятости молодежи;

3. Разработка и реализация  молодежных целевых программ  на территории муниципального  образования - разработка и финансирование  муниципальных молодежных программ, их экспертиза, расчет экономических  и ресурсных затрат, представление  программ на утверждение администрации  города и контроль за их  реализацией;

4. Обеспечение молодежи  условий для воспитания, образования,  формирования здорового образа  жизни - Организация массовых  молодежных мероприятий; организация  деятельности клубов, консультационных  пунктов, центров, занимающихся  организацией досуга, оказывающих  правовую, социально-психологическую  и иную помощь молодежи; взаимодействие  с правоохранительными органами  и участие в реализации мероприятий  по предупреждению правонарушений  среди несовершеннолетних и молодежи

      Основными  задачами в развитии физической  культуры и спорта среди молодёжи  является:

      - обеспечение   равных возможностей молодёжи  заниматься физической культурой  и спортом.

      - формирование  устойчивого интереса и потребности  в регулярных занятиях физической  культурой и спортом, навыков  здорового образа жизни у подростков;

      - создание  эффективной системы подготовки  спортсменов высокого класса;

      - снижение  количества преступлений и правонарушений  среди учащихся и молодёжи;

      Основными  направлениями деятельности по  развитию здорового образа жизни  среди молодёжи являются:

    • - создание  правовой базы для обеспечения  занятий физкультурой и спортом;

    • - укрепление  спортивной базы школьных учреждений  и повышение ответственности  родителей за здоровье подростков;

    • - укрепление  материальной базы общеобразовательных  школ для проведения уроков  физкультуры;

    • - укрепление  материальной базы детской юношеской  спортивной школ;

    • - укрепление  материальной спортивной базы  предприятий, организаций;

    • - расширение  сети подростково - молодежных  спортивных клубов по месту  жительства, спортивных площадок  по месту жительства;

    • - организация  и проведение спортивно-массовых  мероприятий, пропагандирующих физическую  культуру и спорт;

    • - совершенствование   информационно-пропагандистской деятельности  средств массовой информации, направленной  на вовлечение в регулярные  занятия физической культурой  и спортом широких слоев населения  района, формирования ценности собственного  здоровья и здоровья окружающих;

    • -оказание  помощи в работе общественным  организаторам , тренерам – преподавателям  и учителям физкультуры;

    • - привлечение  внебюджетных источников к финансированию  деятельности и развитию физической  культуры и спорта.

      При реализации  задач в развитии физической  культуры и спорта среди молодёжи  первоочередными мерами являются:

      - создание  организационных, нормативно-правовых, материально-технических, социально-педагогических  условий вовлечения различных  категорий и групп населения  в регулярные занятия физической  культурой и спортом, подготовки  спортсменов высокого класса.

      - обеспечение  межведомственного подхода в  вопросах организации отдыха  населения, способствующего формированию  здорового образа жизни, базовым  элементом которого является  физическая культура и спорт;

      - создание  постоянно действующей информационно-пропагандистской  и просветительно-образовательной  системы, направленной на вовлечение  в активные занятия физической  культурой и спортом всех групп  и категорий населения района;

      - обеспечение   минимальных гарантированных государственных  социальных услуг в области  физической культуры и спорта  для  социально-незащищенных категорий  и групп населения, а также  инвалидов [44].

          5. Обеспечение социального обслуживания  для молодежи - социально-бытовая  помощь молодым семьям; осуществление  социальной работы в образовательных  учреждениях; помощь молодым гражданам,  вернувшимся из мест лишения  свободы, безнадзорным молодым  гражданам, находящимся в специальных  учебно-воспитательных учреждениях

 

 

 

1.2. Правовые основы молодёжной  политики

 

 

     Принятие нормативных  правовых актов, касающихся молодежи, в субъектах Российской Федерации  не ограничивается только региональным  уровнем. В них на современном  этапе активно развивается нормотворчество  органов местного самоуправления  в сфере молодежной политики.

     В системе  местного самоуправления постепенно  начинает выделяться муниципальная  молодежная политика как самостоятельная  область деятельности муниципального  образования, направленная на  создание правовых, экономических  и организационных условий, гарантий  и стимулов для социального  развития проживающей на его  территории молодежи, ее наиболее  полной самореализации в интересах  всего общества, а также развития  местных молодежных и детских  общественных объединений. Она  является продолжением государственной  молодежной политики и составной  частью муниципальной социальной  политики. Специфика нормотворчества  органов местного самоуправления  по вопросам, касающимся реализации  прав и законных интересов  молодежи, характеризуется их наибольшей  приближенностью к молодым гражданам  и их проблемам по сравнению  с федеральными и региональными  органами государственной власти.

     Муниципальная  молодежная политика осуществляется  на основе муниципальных правовых  актов и в русле государственной  молодежной политики, придавая ей  логическую стройность, системный  характер и делая демократичными механизмы ее осуществления. Будучи тесно связанной с ГМП и призванной укреплять ее целостность, тем не менее, молодежная политика на муниципальном уровне, представляет собой относительно самостоятельный процесс со своим механизмом реализации.

     Процесс формирования  правовых основ работы с молодежью  в муниципальных образованиях  обусловлен реформированием системы  местного самоуправления в России  и тем, что в действующей  редакции Федерального закона  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации» содержатся нормы,  относящие организацию и осуществление  мероприятий по работе с детьми  и молодежью в поселении к  вопросам местного значения поселения  (статья 14); мероприятий межпоселенческого  характера по работе с детьми  и молодежью к вопросам местного  значения муниципального района (статья 15); мероприятий по работе  с детьми и молодежью в городском  округе к вопросам местного  значения городского округа (статья 16). Учитывая это, в 2006-2008 гг. соответствующие  изменения были внесены в базовые  законы о местном самоуправлении  многих субъектов РФ. Примечательно,  что на региональном уровне  в ряде действующих базовых  законов субъектов РФ в сфере  ГМП введены статьи, касающиеся  специфики молодежной политики, осуществляемой органами местного  самоуправления. [14]

Информация о работе Молодёжная политика на муниципальном уровне