Многие муниципальные
образования к настоящему моменту
накопили значительный опыт решения
молодежных проблем. Об этом
свидетельствует имеющийся широкий
массив принятых муниципальных
правовых актов, касающихся молодежи
и работы с ней, в целом
по России. Сегодня на муниципальном
уровне у органов местного
самоуправления есть стремление
создать действенную нормативную
правовую базу, регулирующую вопросы
реализации прав и законных
интересов молодых граждан на
соответствующей территории. Нет
ни одного региона, где бы
отсутствовали муниципальные правовые
акты, касающиеся молодежи и муниципальной
молодежной политики.
Правовые вопросы
муниципальной молодежной политики
находят отражение в уставах
муниципальных образований. Наиболее
часто положения, связанные с
организацией и осуществлением
работы с молодежью, содержатся
в уставных статьях, в которых
речь идет о вопросах местного
значения и полномочиях местных
администраций.
Можно выделить
муниципальные правовые акты
по вопросам участия молодежи
и ее объединений в управлении
делами муниципального образования.
Данные аспекты касаются вопросов:
муниципальной поддержки деятельности
молодежных и детских общественных
объединений, привлечения их к
участию в разработке и реализации
муниципальной молодежной политики;
создания условий для развития
молодежного парламентаризма, в
том числе закрепления статуса
молодежных парламентских структур
(молодежных парламентов, молодежных
палат, молодежных правительств);
организации и проведения различных
мероприятий по привлечению молодых
избирателей к участию в выборах;
осуществления программ и мер
в области повышения правовой
культуры молодежи; участия молодежи
в охране общественного порядка.
В муниципальных
правовых актах значительное
место уделяется вопросам управления
работой с молодежью, т.е. планированию
и организации данной работы,
мотивации осуществляющих ее
кадров и обеспечению соответствующего
контроля.
Вопросы управления
работой с молодежью нередко
предусматриваются в муниципальных
правовых актах по вопросам
утверждения: планов нормотворческой
деятельности органов местного
самоуправления; регламентов представительных
органов муниципальных образований;
положений о местной администрации;
механизма распределения обязанностей
между главой местной администрации
и его заместителями; положений
о комитетах, управлениях и
отделах местных администраций;
положений о территориальном
общественном самоуправлении населения.
Правовые положения в области
планирования и организации работы
с молодежью, ее кадрового обеспечения
содержатся в ряде муниципальных
правовых актов, касающихся принятия
концепций, планов (прогнозов) и
программ социально-экономического
развития муниципального образования,
формирования кадровой политики,
регулирования муниципальной службы.
Примечательно,
что нередко разделяется компетенция
между представительными органами
муниципальных образований и
местными администрациями по
вопросам работы с молодежью.
Надо обратить внимание на
то, что некоторыми муниципальными
правовыми актами регулируются
вопросы, касающиеся функционирования
структур по делам молодежи
в составе представительных органов
муниципальных образований (комиссий,
комитетов, подкомитетов) и местных
администраций (комитетов, управлений,
отделов, секторов). Как правило,
муниципальные правовые акты
предусматривают возложение на одного
из заместителей главы местной администрации
курирование вопросов молодежной политики
[37, с.134-140].
Реализация
муниципальной молодежной политики
сегодня часто осуществляется
в рамках муниципальной комплексно-целевой
программы «Молодежь» или «Молодежная
политика», принимаемой в установленном
представительным органом муниципального
образования порядке. Наряду с
данной программой имеют место
разработка и осуществление различного
рода других местных молодежных
программ. Среди них можно выделить
программы, направленные на повышение
социальной активности молодежи,
раскрытие потенциала молодых
людей в целях социально-экономического
развития муниципального образования,
развитие молодежного добровольчества.
Примечательно, что в муниципальных
образованиях находит распространение
практика осуществления конкурсного
отбора и реализации молодежных
социальных программ и проектов
на основе положений о соответствующих
конкурсах.
Можно также
отметить муниципальные правовые
акты, регулирующие вопросы: создания
и функционирования местных органов
по делам молодежи, обеспечения
их деятельности; формирования координационных
советов по молодежной политике
при главе муниципального образования
или при главе местной администрации,
утверждение соответствующих положений
о данных советах; развития
муниципальной сети организаций,
работающих с молодежью (дворцов
и домов молодежи, молодежных
центров, клубов и других учреждений
по делам молодежи); организации
работы с детьми и молодежью
по месту жительства; содействия
организации работы со студенческой
и учащейся молодежью по месту
учебы; организации поддержки
социальной активности работающей
молодежи; проведения форумов молодежи;
кадрового обеспечения работы
с молодежью; выделения бюджетных
и внебюджетных средств для
финансирования мер в области
работы с молодежью; информационного
обеспечения работы с молодежью.
Анализ показывает,
что наблюдается большое разнообразие
в правовом регулировании вопросов
работы с молодежью на муниципальном
уровне. При этом можно отметить,
что принимаемые на уровне
местного самоуправления правовые
акты касаются как общих вопросов
муниципальной молодежной политики,
так и ее отдельных направлений.
Данные акты существенно дополняют
как в количественном, так и
в содержательном плане правовые нормы,
имеющиеся в действующем массиве законов
и подзаконных актов субъектов РФ в сфере
ГМП [57].
Таким образом,
сам факт существования огромного
количества региональных и муниципальных
нормативных правовых актов, использующих
термин «молодежь» и основанные
на нем слова и словосочетания,
предусматривающих соответствующие
нормы в сфере государственной
молодежной политики, позволяет
говорить о том, что в российских
регионах начался процесс ее
осмысления как общественно значимой
деятельности, механизмы осуществления
которой необходимо формировать
и реализовывать на основе
научно обоснованной концепции
и надежной нормативно-правовой
базе.
Эффективная
реализация молодёжной политики
требует внесения изменений и
дополнений в налоговое, трудовое,
семейное, жилищное, социальное, административное
законодательство, а также законодательство
в сфере охраны здоровья, о
местном самоуправлении, об общественных
объединениях, о рекламе и средствах
массовой информации.
Необходимо
признать, что в федеральном законодательстве
имеются сферы деятельности, не
достаточно отрегулированные и
требующие специальной правовой
регламентации с точки зрения
молодежной тематики. В первую
очередь, это касается реализации
базовых программ молодёжной
политики. На сегодняшний день
необходимо законодательно определиться
в следующих вопросах:
- квотирования
рабочих мест для трудоустройства
молодых людей и осуществления
мер поддержки предпринимательской
деятельности молодежи;
- реализации
мер по ограничению распространения
среди молодежи социально опасных
заболеваний, по профилактике
и предупреждению алкоголизма,
токсикомании и наркозависимости
среди молодых граждан, а также
определения гарантированных мер
по формированию здорового образа
жизни молодежи;
- кредитования
молодых семей для решения
проблем организации быта и
расширения сферы образовательных,
медико-социальных, социально-правовых,
психолого-педагогических, информационных
и иных услуг молодым семьям
для обеспечения охраны здоровья,
воспитания и развития детей
(программа «Семья»);
- выделения
целевых субсидий, льготных кредитов
молодым гражданам для строительства
или приобретения жилья, возможности
аренды государственного или
муниципального жилья, а также
правового обеспечения новых
форм содействия решению жилищных
проблем молодежи (программа «Жилье»).
Представляется
целесообразным обеспечение базовых
программ молодёжной политики
путем принятия соответствующих
федеральных законов, таких как
«О содействии молодежи в ее
трудоустройстве», «Об обеспечении
духовного и физического здоровья
молодежи», «О государственной
поддержке молодой семьи», «О
содействии решению жилищных
проблем молодежи».
Во-вторых, в федеральном законодательстве
должны быть отражены интересы
и защищены права молодых людей,
оказавшихся в трудной жизненной
ситуации. Эта категория молодежи
находится в поле зрения особого
внимания при реализации молодёжной
политики
В-третьих, в целях более активного
привлечения молодых граждан
к самостоятельному решению жизненных
проблем, поддержки их созидательной
гражданской активности, включения
в реализацию молодёжной политики
общественных организаций молодежи
требуется внесение изменений
и дополнений в Федеральный
закон «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных
объединений».
В-четвертых, нормативно-правового
обеспечения требуют, собственно,
сами меры по реализации молодёжной
политики, точнее, их конкретные
механизмы:
− организационно-управленческое
обеспечение молодёжной политики
требует правовой регламентации
деятельности учреждений молодежной
политики;
− финансово-экономическое обеспечение
требует правового регулирования
(налоговых льгот) деятельности
спонсоров и инвесторов, направляющих
свои средства на реализацию
молодёжной политики
− информационное обеспечение
ориентировано на внесение изменений
и дополнений в федеральное
законодательство о рекламе и
средствах массовой информации;
− научное обеспечение предполагает
принятие соответствующего нормативно-правового
акта относительно ежегодного
государственного доклада «О положении
молодежи и реализации молодёжной политики
в Российской Федерации»;
− кадровое обеспечение нуждается
в принятии постановления Правительства
РФ «О совершенствовании системы
оплаты труда работников сферы
молодежной политики».
В-пятых, необходимо, в соответствии
с законодательством Российской
Федерации, утверждение Президентом
Российской Федерации Концепции
и основных направлений реализации
государственной молодежной политики.
Концепция должна быть разработана
в соответствии с идеологией
современного российского государства,
являться стратегическим документом
и отражать задачи развития
на долгосрочную перспективу,
в срок до 2016 года [55,с. 56-64]. В настоящее
время на федеральном уровне
специальным актом, регулирующим
вопросы молодежной политики
в аспекте определения целей,
принципов и основных направлений
ее реализации, является Постановление
Верховного Совета Российской
Федерации от 3 июня 1993 года №
5090-1 «Об основных направлениях
государственной молодежной политики
в Российской Федерации». Данный
документ, естественно, требует переработки
на предмет соответствия потребностям
развития современной России.
В-шестых, в соответствии с Концепцией
и основными направлениями реализации
молодёжной политики необходимо
подготовить проект базового
федерального закона «О молодежи
и государственной молодежной
политике в Российской Федерации»,
определяющего:
− цели, задачи, принципы и основные
направления молодёжной политики;
− содержание мер, реализуемых
органами государственной власти
в области молодёжной политики;
− организационный и финансовый
механизм осуществления молодёжной
политики;
− порядок разграничения предметов
ведения в области государственной
молодежной политики между федеральным
центром, субъектами Российской
Федерации, органами местного
самоуправления.
В настоящее время полномочия
органов субъектов РФ и местного
самоуправления в области молодежной
политики получили вполне ясное
закрепление благодаря Федеральным
законам от 6 октября 1999г. №184 «Об
общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации», от 6 октября 2003г. №131 «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации», от 31 декабря
2005г. №199ФЗ «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в связи с совершенствованием разграничения
полномочий». Относительно полномочий
федеральных органов вопрос их закрепления
на законодательном уровне остается открытым.
Молодежная политика является системой
государственных и общественных приоритетов,
мер и действий, направленных на создание
условий и возможностей для успешной социализации
и реализации потенциала молодежи в интересах
страны, региона и муниципальных образований
области.