Молодёжная политика на муниципальном уровне

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:57, дипломная работа

Краткое описание

Цель данного дипломного проекта состоит в выявлении основных проблем в муниципальной молодежной политике, причины их возникновения, следствия данных проблем и выработка путей оптимизации молодежной политики в муниципальном образовании Кикнурский район Кировской области.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………........... 7
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ…….…..11
1.1. Теоретические основы молодёжной политики в муниципальных образованиях……………………………………………………..……………….11
1.2. Правовые основы молодёжной политики……………………………….19
1.3. Муниципальные целевые программы, направленные на поддержку молодёжи…………………………………………………..………………..…….32
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В МО КИКНУРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ………………………………………………………………..………..48
2.1. Анализ эффективности реализации основных направлений молодёжной политики в МО Кикнурский район Кировской области………..48
2.2. Анализ реализации МЦП в МО Кикнурский район Кировской области…………………………………………………………………………….66
2.3. Анализ проблем, выявленных при реализации молодёжной политики в МО Кикнурский район Кировской области……………………….……….…...77
3. ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КИКНУРСКОМ РАЙОНЕ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………….....….84
3.1 Разработка предложений по повышению занятости молодежи Кикнурского района……………………………………………………………...84
3.2 Мероприятия по повышению гражданской активности молодежи Кикнурского района Кировской области …………………………………..…..97
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………...…110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………112

Файлы: 1 файл

Молодёжная политика на муниципальном уровне.docx

— 130.03 Кб (Скачать)

     Многие муниципальные  образования к настоящему моменту  накопили значительный опыт решения  молодежных проблем. Об этом  свидетельствует имеющийся широкий  массив принятых муниципальных  правовых актов, касающихся молодежи  и работы с ней, в целом  по России. Сегодня на муниципальном  уровне у органов местного  самоуправления есть стремление  создать действенную нормативную  правовую базу, регулирующую вопросы  реализации прав и законных  интересов молодых граждан на  соответствующей территории. Нет  ни одного региона, где бы  отсутствовали муниципальные правовые  акты, касающиеся молодежи и муниципальной  молодежной политики.

     Правовые вопросы  муниципальной молодежной политики  находят отражение в уставах  муниципальных образований. Наиболее  часто положения, связанные с  организацией и осуществлением  работы с молодежью, содержатся  в уставных статьях, в которых  речь идет о вопросах местного  значения и полномочиях местных  администраций.

     Можно выделить  муниципальные правовые акты  по вопросам участия молодежи  и ее объединений в управлении  делами муниципального образования.  Данные аспекты касаются вопросов: муниципальной поддержки деятельности  молодежных и детских общественных  объединений, привлечения их к  участию в разработке и реализации  муниципальной молодежной политики; создания условий для развития  молодежного парламентаризма, в  том числе закрепления статуса  молодежных парламентских структур (молодежных парламентов, молодежных  палат, молодежных правительств); организации и проведения различных  мероприятий по привлечению молодых  избирателей к участию в выборах;  осуществления программ и мер  в области повышения правовой  культуры молодежи; участия молодежи  в охране общественного порядка.

     В муниципальных  правовых актах значительное  место уделяется вопросам управления  работой с молодежью, т.е. планированию  и организации данной работы, мотивации осуществляющих ее  кадров и обеспечению соответствующего  контроля.

     Вопросы управления  работой с молодежью нередко  предусматриваются в муниципальных  правовых актах по вопросам  утверждения: планов нормотворческой  деятельности органов местного  самоуправления; регламентов представительных  органов муниципальных образований;  положений о местной администрации;  механизма распределения обязанностей  между главой местной администрации  и его заместителями; положений  о комитетах, управлениях и  отделах местных администраций;  положений о территориальном  общественном самоуправлении населения.  Правовые положения в области  планирования и организации работы  с молодежью, ее кадрового обеспечения  содержатся в ряде муниципальных  правовых актов, касающихся принятия  концепций, планов (прогнозов) и  программ социально-экономического  развития муниципального образования,  формирования кадровой политики, регулирования муниципальной службы.

     Примечательно,  что нередко разделяется компетенция  между представительными органами  муниципальных образований и  местными администрациями по  вопросам работы с молодежью.  Надо обратить внимание на  то, что некоторыми муниципальными  правовыми актами регулируются  вопросы, касающиеся функционирования  структур по делам молодежи  в составе представительных органов  муниципальных образований (комиссий, комитетов, подкомитетов) и местных  администраций (комитетов, управлений, отделов, секторов). Как правило,  муниципальные правовые акты  предусматривают возложение на одного из заместителей главы местной администрации курирование вопросов молодежной политики [37, с.134-140].

     Реализация  муниципальной молодежной политики  сегодня часто осуществляется  в рамках муниципальной комплексно-целевой  программы «Молодежь» или «Молодежная  политика», принимаемой в установленном  представительным органом муниципального  образования порядке. Наряду с  данной программой имеют место  разработка и осуществление различного  рода других местных молодежных  программ. Среди них можно выделить  программы, направленные на повышение  социальной активности молодежи, раскрытие потенциала молодых  людей в целях социально-экономического  развития муниципального образования,  развитие молодежного добровольчества.  Примечательно, что в муниципальных  образованиях находит распространение  практика осуществления конкурсного  отбора и реализации молодежных  социальных программ и проектов  на основе положений о соответствующих  конкурсах.

     Можно также  отметить муниципальные правовые  акты, регулирующие вопросы: создания  и функционирования местных органов  по делам молодежи, обеспечения  их деятельности; формирования координационных  советов по молодежной политике  при главе муниципального образования  или при главе местной администрации,  утверждение соответствующих положений  о данных советах; развития  муниципальной сети организаций,  работающих с молодежью (дворцов  и домов молодежи, молодежных  центров, клубов и других учреждений  по делам молодежи); организации  работы с детьми и молодежью  по месту жительства; содействия  организации работы со студенческой  и учащейся молодежью по месту  учебы; организации поддержки  социальной активности работающей  молодежи; проведения форумов молодежи; кадрового обеспечения работы  с молодежью; выделения бюджетных  и внебюджетных средств для  финансирования мер в области  работы с молодежью; информационного  обеспечения работы с молодежью.

     Анализ показывает, что наблюдается большое разнообразие  в правовом регулировании вопросов  работы с молодежью на муниципальном  уровне. При этом можно отметить, что принимаемые на уровне  местного самоуправления правовые  акты касаются как общих вопросов  муниципальной молодежной политики, так и ее отдельных направлений.  Данные акты существенно дополняют  как в количественном, так и  в содержательном плане правовые нормы, имеющиеся в действующем массиве законов и подзаконных актов субъектов РФ в сфере ГМП [57].

     Таким образом,  сам факт существования огромного  количества региональных и муниципальных  нормативных правовых актов, использующих  термин «молодежь» и основанные  на нем слова и словосочетания, предусматривающих соответствующие  нормы в сфере государственной  молодежной политики, позволяет  говорить о том, что в российских  регионах начался процесс ее  осмысления как общественно значимой  деятельности, механизмы осуществления  которой необходимо формировать  и реализовывать на основе  научно обоснованной концепции  и надежной нормативно-правовой  базе.

      Эффективная  реализация молодёжной политики  требует внесения изменений и  дополнений в налоговое, трудовое, семейное, жилищное, социальное, административное  законодательство, а также законодательство  в сфере охраны здоровья, о  местном самоуправлении, об общественных  объединениях, о рекламе и средствах  массовой информации.

      Необходимо  признать, что в федеральном законодательстве  имеются сферы деятельности, не  достаточно отрегулированные и  требующие специальной правовой  регламентации с точки зрения  молодежной тематики. В первую  очередь, это касается реализации  базовых программ молодёжной  политики. На сегодняшний день  необходимо законодательно определиться  в следующих вопросах:

      - квотирования  рабочих мест для трудоустройства  молодых людей и осуществления  мер поддержки предпринимательской  деятельности молодежи;

      - реализации  мер по ограничению распространения  среди молодежи социально опасных  заболеваний, по профилактике  и предупреждению алкоголизма,  токсикомании и наркозависимости  среди молодых граждан, а также  определения гарантированных мер  по формированию здорового образа  жизни молодежи;

      -  кредитования  молодых семей для решения  проблем организации быта и  расширения сферы образовательных,  медико-социальных, социально-правовых, психолого-педагогических, информационных  и иных услуг молодым семьям  для обеспечения охраны здоровья, воспитания и развития детей  (программа «Семья»);

      - выделения  целевых субсидий, льготных кредитов  молодым гражданам для строительства  или приобретения жилья, возможности  аренды государственного или  муниципального жилья, а также  правового обеспечения новых  форм содействия решению жилищных  проблем молодежи (программа «Жилье»).

       Представляется  целесообразным обеспечение базовых  программ молодёжной политики  путем принятия соответствующих  федеральных законов, таких как  «О содействии молодежи в ее  трудоустройстве», «Об обеспечении  духовного и физического здоровья  молодежи», «О государственной  поддержке молодой семьи», «О  содействии решению жилищных  проблем молодежи».

         Во-вторых, в федеральном законодательстве  должны быть отражены интересы  и защищены права молодых людей,  оказавшихся в трудной жизненной  ситуации. Эта категория молодежи  находится в поле зрения особого  внимания при реализации молодёжной  политики

         В-третьих, в целях более активного  привлечения молодых граждан  к самостоятельному решению жизненных  проблем, поддержки их созидательной  гражданской активности, включения  в реализацию молодёжной политики  общественных организаций молодежи  требуется внесение изменений  и дополнений в Федеральный  закон «О государственной поддержке  молодежных и детских общественных  объединений».

         В-четвертых, нормативно-правового  обеспечения требуют, собственно, сами меры по реализации молодёжной  политики, точнее, их конкретные  механизмы:

         − организационно-управленческое  обеспечение молодёжной политики  требует правовой регламентации  деятельности учреждений молодежной  политики;

         − финансово-экономическое обеспечение  требует правового регулирования  (налоговых льгот) деятельности  спонсоров и инвесторов, направляющих  свои средства на реализацию  молодёжной политики

         − информационное обеспечение  ориентировано на внесение изменений  и дополнений в федеральное  законодательство о рекламе и  средствах массовой информации;

         − научное обеспечение предполагает  принятие соответствующего нормативно-правового  акта относительно ежегодного  государственного доклада «О положении молодежи и реализации молодёжной политики в Российской Федерации»;

         − кадровое обеспечение нуждается  в принятии постановления Правительства  РФ «О совершенствовании системы  оплаты труда работников сферы  молодежной политики».

         В-пятых, необходимо, в соответствии  с законодательством Российской  Федерации, утверждение Президентом  Российской Федерации Концепции  и основных направлений реализации  государственной молодежной политики. Концепция должна быть разработана  в соответствии с идеологией  современного российского государства,  являться стратегическим документом  и отражать задачи развития  на долгосрочную перспективу,  в срок до 2016 года [55,с. 56-64]. В настоящее  время на федеральном уровне  специальным актом, регулирующим  вопросы молодежной политики  в аспекте определения целей,  принципов и основных направлений  ее реализации, является Постановление  Верховного Совета Российской  Федерации от 3 июня 1993 года №  5090-1 «Об основных направлениях  государственной молодежной политики  в Российской Федерации». Данный  документ, естественно, требует переработки  на предмет соответствия потребностям  развития современной России.

         В-шестых, в соответствии с Концепцией  и основными направлениями реализации  молодёжной политики необходимо  подготовить проект базового  федерального закона «О молодежи  и государственной молодежной  политике в Российской Федерации», определяющего:

         − цели, задачи, принципы и основные  направления молодёжной политики;

         − содержание мер, реализуемых  органами государственной власти  в области молодёжной политики;

         − организационный и финансовый  механизм осуществления молодёжной  политики;

         − порядок разграничения предметов  ведения в области государственной  молодежной политики между федеральным  центром, субъектами Российской  Федерации, органами местного  самоуправления.

         В настоящее время полномочия  органов субъектов РФ и местного  самоуправления в области молодежной  политики получили вполне ясное  закрепление благодаря Федеральным  законам от 6 октября 1999г. №184 «Об  общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 31 декабря 2005г. №199ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Относительно полномочий федеральных органов вопрос их закрепления на законодательном уровне остается открытым. Молодежная политика является системой государственных и общественных приоритетов, мер и действий, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и реализации потенциала молодежи в интересах страны, региона и муниципальных образований области.

Информация о работе Молодёжная политика на муниципальном уровне