Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 05:31, курсовая работа
Цель работы – теоретическое исследование важнейших аспектов предподавания психологии в школе и разработка психологического тренинга для подростков на основе изученного теоретического материала.
Объект исследования: теория и методика преподавания психологии в школе.
Предмет исследования: разработка практико-ориентированного психологического тренинга для подростков.
Введение
Глава 1. Теоретические основы преподавания предмета «Психология» в средней школе
1.1. Предмет, цели и задачи курса психологии в школе
1.2. Принципы, формы, средства и методика преподавания психологии в старших классах
1.3. Функции преподавателя психологии. Требования к личности педагога-психолога
Глава 2. Разработка и организация тренинга для подростков «Я и общество»
2.1. Принципы организации психологического тренинга
2.2. Тренинг «Я и общество»
Заключение
Литература
Упражнение 3. «Лотерея»
Это упражнение позволяет подросткам задуматься о том, какой они представляют свою будущую самостоя тельную жизнь в обществе, прояснить свои мечты. Для него необходимо заготовить карточки, игральные кубики и игровое поле. Оформление зависит от вашей фантазии.
На каждой карточке обозначено, к какому классу она относится, порядковый номер соответствующего объекта в этом классе и дано словесное описание объекта. Классы объектов — это жилье, учеба, друзья, супруг(а), работа, семья, увлечения и т. д.
Например, в класс «жилье» могут входить следующие объекты: чердак, комната в коммуналке, вигвам, 5-ком-натная квартира в центре города, сельский домик, вилла на Канарах, диван в офисе, однокомнатная «хрущевка», шалаш, 3-комнатная квартира в «сталинском» доме и т. п. Разыгрывается, у кого какая будет жилплощадь. Участники делятся впечатлениями о полученном жилье, при желании они могут поменяться друг с другом карточками. Затем они рассказывают, как собираются обустроить свое жилье. Если кому-то не повезло, то как к этому относиться? Как улучшить свою ситуацию? Если кому-то попались идеальные условия, что ты будешь делать дальше?
При обсуждении акцентируется внимание на том, что мы выбираем в жизни, что от нас зависит, что мы можем изменить. Кто-то сможет из чердака сделать «конфетку».
2. Роли и социальные институты
Задача этого этапа — познакомить подростков с различными ролями, подвести их к пониманию того, что мы играем определенные роли, приспосабливаем себя к обществу. Мы решаем, какое дицо покажем миру, как бы нам хотелось выглядеть в глазах окружающих- Каждый из нас принимает на себя множество ролей. Роль — проводник в социум, который позволяет более естественно входить в среду, обеспечивает успешное взаимодействие с другими людьми. Общество связывает с ролью некоторые ожидания. У человека есть представления о том, что общество ждет от него в этой роли и что он ждет от общества и от отдельных людей. Если ожидания от ролей у участников взаимодействия не совпадают, это приводит к конфликтам. Понимание социальных ожиданий и овладение ролями повышает социальную успешность. 'То, какие роли мы выбираем, зависит от наших целей в жизни.
Упражнение 1. «Роли»
«Мы можем играть разные роли и можем менять их, но при этом мы остаемся собой — так же, как у нас остается то же тело, когда мы меняем одежду. Нарисуйте или опишите словами как можно больше ролей, в которых вы бывали когда-либо в жизни. Желательно нарисовать их, так как роль связана с образом... Нарисовали? Сейчас по кругу мы будем называть по одной роли и показывать рисунок или зачитывать описание. Если у кого-то закончились роли, то он просто пропустит ход.
Кому сколько ролей удалось представить? Какие из этих ролей — социальные роли? Какие роли назывались чаще других, а какие показались необычными? Какие роли вам нравятся, часто принимаются вами, а какие совсем не хочется играть?»
При обсуждении можно поставить вопрос: «А где ты — настоящий?» Это трудный вопрос, но он дает возможность еще раз подумать о разнице между личностью и ее ролями. Внимание группы акцентируется на том, что мы всегда больше, чем наши роли.
Упражнение 2 «Парные роли»
«Наши роли меняются в зависимости от того, с кем мы взаимодействуем. Давайте поиграем в такую игру: встанем в круг и, бросая друг другу мяч, будем называть какую-то роль. Тот, кто получает мяч, сначала называет парную ей роль, а затем какую-то свою роль и бросает мяч следующему».
Упражнение 3. «Парные роли - 2»
Двое участников (добровольцы) выходят из комнаты и задумывают какие-либо парные роли, например клоун—зритель, продавец—покупатель и т. п. Затем они возвращаются и показывают сценку без слов. Остальные участники должны догадаться, какие роли были задуманы.
Удалось ли отгадать, какие роли были изображены? Что помогло (помешало) узнать роли? Затем сценки разыгрывают другие участники.
Упражнение 4. «Парные роли - 3»
Участники делятся на две подгруппы — исполнители ролей и наблюдатели. Исполнителей должно быть четное количество. Они выходят за дверь, делятся на лары и определяют роли в каждой паре. Исполнители по одному заходят в комнату и говорят какую-либо ключевую фразу роли. Наблюдатели должны отгадать, что это за роль, и после того, как исполнят свои роли все играющие, попытаться соединить пары (ребенка с родителем, врача с больным и т. д.). После соединения каждая пара может проиграть целую сценку.
Упражнение 5. «Отгадай профессию»
Один из участников — водящий — в центре круга средствами пантомимы изображает человека какой-либо профессии (клоуна, учителя, маляра, рыбака и т. д.). Отгадавший профессию становится водящим.
Упражнение б. «Атрибуты ролей»
Социальные роли могут усиливаться определенными вещами — атрибутами и имиджем. Атрибут — то, что сопутствует роли: внешние предметы, вещи (например, белый халат и стетоскоп у врача или кисть и палитра у художника). Имидж — это ожидаемый внешний облик и особенности поведения данной роли (например, бизнесмен — в аккуратном дорогом костюме, с «дипломатом» и мобильником, серьезный или ослепительно улыбающийся). Упражнение выполняется по кругу. Один участник называет роль, а следующие — по одному из ее атрибутов, очередной участник опять называет роль и т. д. Проводится несколько кругов, чтобы каждый участник мог назвать хотя бы по одной роли. Например: повар — кастрюля, поварешка, белый фартук; милиционер — форма, дубинка, рация, свисток; пассажир - билет, поклажа; мама - сумка, конфеты и т. п.
3. Обучение конкретным социальным навыкам
Социальные навыки являются связующим звеном между личностью и обществом. Пока навык не усвоен, подросток вступает в каждую ситуацию социального взаимодействия как в новую, что каждый раз требует от него значительных усилий.
В этом разделе тренинга отрабатываются базовые навыки - как начать беседу, как задать вопрос, как попросить, как отстаивать свое мнение, как принимать критику, как преодолеть обвинение, как справляться со своим и чужим гневом, как убеждать других, преодолевать давление и приходить к компромиссу, как сказать «нет», как выразить благодарность. Критерием эффективного взаимодействия является достижение цели при сохранении или улучшении отношений. Если цель не достигнута или достигнута, но отношения участников общения ухудшились, взаимодействие не является эффективным.
Некоторые из приведенных здесь упражнений пересекаются с упражнениями тренинга уверенности в себе. При отработке упражнений-диалогов вторым собеседником вначале выступает консультант; после нескольких пробных бесед участники выполняют упражнение в парах.
Упражнение t. «Начало беседы»
«Каждому из вас приходится использовать этот навык хотя бы раз в день. Давайте подумаем, как много ситуаций мы можем решить с помощью этого навыка и в школе, и на улице. Правильное начало разговора поможет вам в его конце добиться того, чего вы хотите, и расстаться с собеседником так, что вы оба останетесь довольны».
Шаги упражнения:
1. Поздоровайся с собеседником (часто для этого следует выбрать правильное место и время).
2. Поговори о чем-нибудь нейтральном или интересном для собеседника, чтобы втянуть его в разговор.
3. Реши, слушает ли он тебя (смотрит он на тебя или в сторону, кивает ли головой, говорит ли «м-м, да-да»).
4. Перейди к главной теме.
Самым трудным для подростков является выполнение 2-го и 3-го шага. Зачастую, поздоровавшись, они сразу переходят к главной теме, забывая сказать одну или несколько вводных фраз, чтобы установить контакт, и не обращают внимания на то, слушают ли их.
Примеры ситуаций; договориться о том, чтобы помыть машину за определенную плату; отпроситься у родителей на дискотеку; познакомиться с новым человеком; договориться с учителем и пропустить урок.
Упражнение 2. «Волшебный щит»
В качестве первого шага обучения навыку принятия критики можно провести маленькое упражнение. «Давайте надуемся, как автомобильные шины... надуваемся... надуваемся... до конца, чтоб появилось желание сдуться, пока мы не лопнули. Так чувствует себя человек, когда его критикуют: или надувается и лопается — атакует в ответ, или чувствует, как проваливается сквозь землю. А теперь представьте, что канонир наводит на вас пушку и стреляет. Попадет в вас ядро или нет, зависит от вашей ответной реакции. Ядро пролетит мимо, если вы в ответ на критику выставите перед собой волшебный щит — зададите простой вопрос: что вы имеете в виду?»
Упражнение 3. «Принятие критики»
Человек, не умеющий принимать критику, похож на человека с длинными пальцами на ногах, на которые легко наступить.
Шаги упражнения:
1. Пойми, что тебе говорят, и оставайся спокойным.
2. Попроси разъяснения — «Что вы имеете в виду?». При этом желательно повторить фразу, по поводу которой требуются разъяснения.
3. Отметь реакцию партнера.
4. Скажи, с чем ты согласен, а с чем — нет, и почему. При этом чувствовать себя надо свободно.
«Услышав критику в свой адрес, нелегко остаться спокойным и попросить разъяснений. Приходится признать, что в каждой критике есть доля правды, здоровое зерно. Надо принять какую-то часть слов о себе. Критика всегда связана с каким-то разочарованием в нас. Важно признать факт своего несовершенства. «Да, я не могу быть идеальным. Если я признаю, что я не идеал, то этим разрешаю себе совершать ошибки и позволяю другим людям видеть себя несовершенным. Я могу не нравиться кому-то, и, если я принимаю это, мне удается правильно понять критику. С чем-то из сказанного я соглашаюсь, а с чем-то — нет».
Примеры ситуаций: учитель ругает тебя за грязь в тетради; друг называет тебя жадным.
Упражнение 4. «Как сказать «нет»
Для подростков овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно если этот человек настойчив. Подросткам часто бывает трудно определить, в каких случаях следует отказывать или соглашаться.
«Бывают ситуации, в которых сказать «да» значит сделать хуже себе, а сказать «нет» — сделать хуже другим. Если мы говорим «нет»; то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, но у меня сейчас нет времени на это дело».
Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да». Труднее всего отказывать близким людям, которые о нас заботятся, например родителям, которые не только заботятся о своих детях, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют к ним требования, которые надо выполнять».
Шаги упражнения:
1. Выслушай просьбу спокойно, доброжелательно.
2. Если что-то неясно, попроси разъяснения — так же, как и в случае критического замечания.
3. Оставайся спокойным и скажи «нет». Коротко объясни, почему ты отказываешь.
4. Если собеседник настаивает, повтори «нет» без объяснений.
«Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа. Лучший способ отказать настойчивому собеседнику — повторять «нет» в ответ на его попытки продолжить разговор».
Примеры ситуаций: друг просит тебя подежурить за него; уличный торговец пытается продать тебе ненужную тебе вещь.
Далее приводится основное содержание упражнений для отработки наиболее значимых для подростков навыков (шаги, комментарии, примеры моделируемых ситуаций).
Упражнение 5. «Просьба о помощи»
1. Реши, в чем заключается проблема.
2. Подумай, можешь ли ты решить проблему самостоятельно.
3. Реши, хочешь ли ты помощи.
4. Подумай, кто может помочь тебе.
5. Оцени всех возможных помощников и выбери лучшего.
6. Расскажи ему о своей проблеме и попроси его помочь тебе.
Примеры ситуаций: участник просит учителя помочь в решении трудной домашней задачи; просит одного из родителей помочь разобраться в личной проблеме; просит друга одолжить на вечер его модную куртку.
Упражнение 6. «Ведение переговоров»
1. Реши, действительно ли вы с собеседником расходитесь во мнениях.
2. Изложи собственную позицию и подчеркни уважение К чужому мнению.
3. Спроси собеседника, что он думает о проблеме.
4. Внимательно выслушай его ответ.
5. Подумай, что в его мнении является позитивным.
6. Предложи компромисс, учитывающий мнение и ■ чувства обеих сторон.
Примеры ситуаций: решить, какой фильм смотреть по телевизору; договориться с соседкой, которая просит посидеть с ее ребенком, о вознаграждении за работу.
Упражнение 7. «Отстаивание своего мнения»
1. Подумай, что случилось, из-за чего ты почувствовал себя недовольным. Ты чувствуешь моральное давление, тебя не замечают, с тобой плохо обращаются, дразнят?
2. Подумай о способах, которыми ты можешь отстоять свои права, и выбери лучший.
3. Выбери правильное время и место. Выскажи свое мнение, избегая давать оценки.
4. Выслушай ответное мнение.
5. Последовательно отстаивай свое мнение разумным способом.
Примеры ситуаций: обратиться к учителю с требованием отменить несправедливое наказание; убедить родителей, что твоя прическа — это твое личное дело; попросить сестру прекратить пользоваться твоей косметикой.
Информация о работе Методика преподавания психологии в школе