Методика преподавания психологии в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 05:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – теоретическое исследование важнейших аспектов предподавания психологии в школе и разработка психологического тренинга для подростков на основе изученного теоретического материала.
Объект исследования: теория и методика преподавания психологии в школе.
Предмет исследования: разработка практико-ориентированного психологического тренинга для подростков.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы преподавания предмета «Психология» в средней школе
1.1. Предмет, цели и задачи курса психологии в школе
1.2. Принципы, формы, средства и методика преподавания психологии в старших классах
1.3. Функции преподавателя психологии. Требования к личности педагога-психолога
Глава 2. Разработка и организация тренинга для подростков «Я и общество»
2.1. Принципы организации психологического тренинга
2.2. Тренинг «Я и общество»
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Методика преподавания психологии в школе.doc

— 183.50 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы преподавания предмета «Психология» в средней школе

1.1. Предмет, цели и задачи курса психологии в школе

1.2. Принципы, формы, средства и методика преподавания психологии в старших классах

1.3. Функции преподавателя психологии. Требования к личности педагога-психолога

Глава 2. Разработка и организация тренинга для подростков «Я и общество»

2.1. Принципы организации психологического тренинга

2.2. Тренинг «Я и общество»

Заключение

Литература


Введение

 

В системе профессиональной подготовки современного психолога дисциплина «Методика преподавания психологии» выступает в качестве одной из базовых, на котором систематизируются знания, усвоенные в процессе изучения других учебных курсов. Учебный курс направлен на образование студентов как будущих субъектов профессиональной деятельности, на стимулирование потребностей в самообразовании, самовоспитании и самосовершенствовании, на формирование общей и профессиональной психологической культуры специалистов.

Одной из центральных задач при изучении курса «Методика преподавания психологии» является овладение студентом основными принципами построения занятий по психологии, умением сочетать разнообразные формы и методы работы, привлекать наглядные и технические средства обучения. Для этого необходима глубокая проработка соответствующей учебно-методической литературы, активное участие в семинарских и практических занятиях, умение самостоятельно изучать дополнительный материал по интересующей теме.

В настоящей работе систематизированы полученные в процессе работы сведения об условиях организации преподавания курса психологии в школе. Данная тема является чрезвычайно актуальной, так как в современной школе наблюдается противоречие между необходимостью внедрения предмета «Психология» и отсутствием квалифицированных кадров для осуществления этого проекта.

В процессе работы были изучены традиционный и инновационный курсы преподавания психологии, определены цели, задачи, а также принципы, формы и методы организации преподавания психологии в старших классах общеобразовательной школы.

В качестве самостоятельной работы был рарзработан тренинг для страшеклассников «Я и общество», способствующий решению наиболее актуальных проблем подростка в аспекте его социализации и психической саморегуляции в процессе межличностного общения.

Цель работы – теоретическое исследование важнейших аспектов предподавания психологии в школе и разработка психологического тренинга для подростков на основе изученного теоретического материала.

Объект исследования: теория и методика преподавания психологии в школе.

Предмет исследования: разработка практико-ориентированного психологического тренинга для подростков.

Задачи исследования:

1. Определение целей, задач и принципов курса психологии в средней школе.

2. Анализ форм и методов организации уроков по предмету «Психология».

3. Изучение основных требований к преподавателю психологии в профессиональном и личностном аспекте.

4. Разработка психологического тренинга по актуальной для подросткового возраста тематике.

   


Глава 1. Теоретические основы преподавания предмета «Психология» в средней школе

1.1. Предмет, цели и задачи курса психологии в школе

 

Необходимость введения психологических знаний в общеобразовательный курс учебных заведений понималась, признавалась и поддерживалась не только крупнейшими философами (напр., Герберт и Гегель в Германии), но и педагогами, политиками, чиновниками от просвещения. С некоторыми перерывами «Психология» как учебный предмет в средних и высших учебных заведениях существует в Европе с 1811г. Психология как область знаний осуществлялась в рамках философии, как философская пропедевтика в тесной связи с логикой. В начале ХХ века интерес к психологии как науке возрос, психологические идеи стали проникать в более широкие слои общественной жизни, что нашло отражение и в дидактике. Уже в первой половине ХХ века «Психология» имела свое место в учебных планах как полноправная учебная дисциплина средней и высшей школы во всех развитых странах Европы и Америки. Психология преподавалась в старших классах 1-2 часа в неделю в течение семестра в качестве предмета по выбору. Общей установкой в преподавании психологии было дать определенное количество информации по специальным вопросам, обеспечить изучение некоторых психологических понятий и категорий.

С 60-х гг. в зарубежной школе появились новые тенденции в преподавании психологии: спецкурсы «Социальные и личностные умения»; психологические развивающие программы, объединенные идеей личностного роста; разработка большого количества новых программ по психологии для школьников и студентов [15].

В России «Психология» была включена в программу как самостоятельный образовательный предмет с 1906 г. После 1910 г. психология была выведена из общеобразовательных предметов средней школы (но оставлена в программах вузовского обучения). Вновь в российской школе предмет психологии официально появился только в сентябре 1988 г., когда был подписан Приказ Министра образования о введении его в учебную программу с 8 по 11 класс.

Причиной возвращения предмета психологии в школу явилась общая концепция гуманитаризации российского школьного образования. Согласно этой концепции, психология как учебный предмет может дать растущему человеку наиболее адекватный инструмент для получения знаний о человеке, создать условия для развития субъективного творчества ребенка и быть абсолютно приемлемым для поиска ответов на вопросы о самом себе [16].

По мнению авторов существующего курса школьной психологии, преподавание этого предмета именно для учащихся подросткового возраста является наиболее оправданным. Этот возраст, с его подвижными характеристиками и бурными процессами становления самосознания прежде всего нуждается в обогащении психологическими знаниями, причем не только и не столько традиционно-информативными, сколько личностно-ориентированными, работающими на эффективность в разрешении подростком проблем своего становления и развития.

Основными воспитательными функциями курса психологии для старшеклассников являются: с одной стороны, личностный рост, которому способствует овладение психологическими знаниями и способами психической саморегуляции, с другой – осознание подростком ценности и смысла психологических знаний в процессе возможности применения их для конструктивного решения жизненно важных и реально существующих у подростка проблем.

Вместе с тем, опыт преподавания традиционного курса психологии показал наличие значимых противоречий в процессе внедрения психологии в качестве дополнительного урока [1]. Основным из них является противоречие между целью, приписываемой психологии (обеспечение личностного роста), и результатом (его отсутствие). Уже стало понятно, что втискивание психологии в урочную систему обучения, отсутствие опытного проживания в лучшем случае дают лишь информационное приращение дополнительной (ко всем другим школьным предметам) суммы знаний. Очевидно, что при сохранении старого содержания образования психология не сможет выполнять делегированную ей задачу.

Другое противоречие обусловлено наличием запроса школьников – обращением их к психологической науке как сфере помощи в разрешении трудных ситуаций. Интуитивное самостоятельное движение в этом направлении, а также отвлеченность уроков психологии от личностных реальных проблем учеников не могут обеспечить реализацию данного запроса. В результате возникает противоречие между потребностью и адекватными ей способами удовлетворения. Хорошо известно, что практическая польза от психологии достигается через проживание и переживание, через интенсивную работу с явленными в них материалами. К сожалению, в существующем содержании образования имеющимися способами достигнуть этого не удается. Не спасают положения тренинговые вкрапления в уроки школьной психологии.

Насущная необходимость в проникновении психологии в школу и отмеченные противоречия послужили основаниями проектирования и инноваций в русле "психологизации" школьников. Для старшеклассников, проявляющих интерес к психологии и собственному личностному развитию, а также ориентированных на психологические профессии, М.В.Поповой и соавт. был создан и внедрен в школьную практику учебный курс «Психология в школе» [16].

Учебный курс «Психология в школе» создавался в рамках так называемого интуитивно-психологического направления, основанного на целостном взгляде на личность, где важным считается «почувствовать» другого человека, посмотреть на него в системе его отношений с другими людьми, с окружающим миром и самим собой.

В основу методологии учебного курса положены идеи русской философии, а именно — философии русского космизма. Здесь прослеживаются три проблемы: I — человек и космос (развитие сущностных сил человека), II — человек и общество (развитие отношений и концепций нравственности, ценностей, права, творчества), III — человек и культура (рождение, развитие и передача человеческого опыта как ценности для другого).

Теоретико-психологической базой преподавания этого курса послужили принципы гуманистической психологии и педагогики, гештальт-психологии, а также культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы к проблемам развития психики.

Главная цель курса состоит в том, чтобы построить в сознании ребенка более или менее целостное видение мира и видение человека, который в этом мире живет.

Главная идея — каждый человек живет в Природе и в Обществе и вне природы, также как и вне общества, существовать не может. Эта идея реализуется в курсе через четыре смысловых линии и пять базовых психологических категорий, составляющих основное содержание программы.

1-я линия. Человек не единственное существо, которое обладает разумом. Разумная сфера значительно более широкая, чем сфера существования человеческих индивидуальностей. Достаточно высок уровень психического развития у животных, насекомых. Начала разума распространены во всей окружающей нас природе, и к настоящему времени известны довольно развитые разные формы разума. В то же время существует качественное отличие человека по сравнению с другими носителями психики.

2-я линия подчеркивает уникальность человека и, соответственно, разнообразие людей. В чем их отличие друг от друга? Прежде всего, у них разные возможности. Ясно, что возможности каждого отдельного субъекта ограничены. Это означает, что человек не точно отражает мир, не точно действует в этом мире, не точно представляет себе последствия своих действий. Поэтому, чтобы правильно строить отношения с миром, в котором живешь, надо знать законы, по которым существуют и развиваются общие и индивидуальные человеческие феномены.

3-я линия связана с идеей развития, а в случае человеческой психики выводит на идею саморазвития. Человек является самым развитым носителем разума на Земле, и в этом смысле он становится субъектом общественно-исторического процесса. Это, в частности, означает, что он создает мир, в котором сам живет, и одновременно создает себя, живущего в этом мире. Создавая мир, он создает условия своей жизни, свою социальную и экологическую «нишу», создает самого себя.

4-я линия. Человек не может жить вне человеческой культуры, вне освоения, накопления, развития этой культуры. Более конкретно это означает, что он не может жить и развиваться как человек вне общества, вне контакта с другими людьми.

Таким образом, в рамках этих четырех линий выстраивается целая серия концептуально важных вопросов. Что такое человек? Что во мне человеческого и что внечеловеческого, общеприродного? Что такое я сам? Как, почему и из чего складываются мои отношения с миром, природой, обществом, культурой, другими людьми? Как я могу оценить свои собственные возможности, понять другого человека? Как я могу понять, почувствовать самого себя? Как я могу управлять своим поведением, своим развитием? Наконец, когда я выстраиваю целостную картину мира — как понять ее?

В логике указанных линий предлагаются и темы, составляющие содержание учебного курса.

Основанием данной программы является понимание того, что то, как мы видим мир и самих себя в нем, существенно влияет на способы нашего поведения, стратегию построения отношений с окружающим миром, другим человеком и самим собой.

Задачи учебного курса направлены на создание условий, способствующих формированию целостного образа человека в общей картине мира и развитию субъективного творчества ученика, и состоят в следующем: педагогический процесс представляет собой двусторонний процесс построения универсальной картины мира как картины развития.

К результатам обучения авторы программы относят психологические знания (понятия, факты, идеи, законы науки психологии, способы психической деятельности), психологические умения (чем для самого человека становятся те знания и способы действия, которые он приобретает в процессе обучения), навыки (привычка мыслить и действовать в соответствии с психологической культурой), опыт творческой самодеятельности, овладение культурой психической деятельности, формирование эмоционально-ценностного отношения к психологической реальности и действительности в целом [16].

Результатом обучения также считается формирование у учащихся некоторых качеств личности в соответствии с Программой ЮНЕСКО «Образование 2000», где декларируется, что выпускник школы должен:

Информация о работе Методика преподавания психологии в школе