Методика преподавания психологии в школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 05:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – теоретическое исследование важнейших аспектов предподавания психологии в школе и разработка психологического тренинга для подростков на основе изученного теоретического материала.
Объект исследования: теория и методика преподавания психологии в школе.
Предмет исследования: разработка практико-ориентированного психологического тренинга для подростков.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы преподавания предмета «Психология» в средней школе
1.1. Предмет, цели и задачи курса психологии в школе
1.2. Принципы, формы, средства и методика преподавания психологии в старших классах
1.3. Функции преподавателя психологии. Требования к личности педагога-психолога
Глава 2. Разработка и организация тренинга для подростков «Я и общество»
2.1. Принципы организации психологического тренинга
2.2. Тренинг «Я и общество»
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Методика преподавания психологии в школе.doc

— 183.50 Кб (Скачать)

4. Педагог как эксперт (экспертная функция) – должен быть экспертом в психологических проблемах, иметь глубокие системные знания по предмету психологии, свободно владеть материалом.

Преподавателю-психологу должно быть присуще следующее: безусловное положительное принятие личности ученика, эмпатия, установка на одобрение и поддержку, мотивационная готовность к общению; он должен быть личностно-ориентированным, способным к фасилитации, а также к научному поиску. Все это накладывает определенные требования к организации педагогического общения [18]:

1)  совмещение отсутствия авторитарности и умения педагога довести до конца решение учебной задачи. Приемы: разъяснение необходимости решения задачи, демократический способ решения (коллективное обсуждение, свобода взглядов и высказываний под направляющим руководством педагога), эмоциональная поддержка, эмоциональная оценка, жеское требование дисциплины.

2) полная управляемость учебного процесса педагогом (без подавления иницативы учащихся);

3) соблюдение основных правил поведения педагога и прав обучаемых (право каждого быть самим собой, право каждого открыто выражаьть свое мнение, правило: не навреди);

4) эмоциональность и открытость педагога в общении, доброжелательное отношение к учащимся.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

- эмоционально-волевая устойчивость;

- развитое словесно-логическое мышление;

- толерантность к многочисленным контактам;

- устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

- потребность в общении,

- способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

- умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

- умение находить общий язык с разными людьми.

Важным профессиональным качеством психолога является развитая способность к саморегуляции. У психолога саморегуляция (если её понимать как один из уровней регуляции активности, для которых характерно использование психических средств отражения и моделирования реальности) используется для управления различных аспектов жизнедеятельности, включая целенаправленную профессиональную деятельность. Особенность саморегуляции в работе психолога состоит в произвольном и целенаправленном изменении отдельных психофизиологических функций и психического состояния в целом, которое осуществляется самим психологом путем специально организованной психической активности. В последнем случае формирование и эффективность использования внутренних средств деятельности по управлению собственным состоянием выступают в качестве центрального момента психологической работы, поскольку правильно организованная саморегуляция психолога действенным образом сказывается и на клиенте психолога.

Обобщенный портрет преподавателя психологии [13]:

1. Общая характеристика личности. Гуманен. Обладает чувством юмора, справедлив, честен, скорее демократичен, чем авторитарен. Способен к эмпатии, легко налаживает контакт как с классом в целом, так и с отдельными учениками.

2. Поведение в аудитории. Гибок (проявляет большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации). Легко и свободно оперирует преподаваемым материалом, обнаруживая свою компетентность. Умеет задавать вопросы. Устанавливает четкую процедуру проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся в учебе. Желает и умеет экспериментировать, искать новое. Скорее «неформален», чем официален, в общении с учащимися проявляет рефлексирующее отношение к ним.

3. Восприятие самого себя. Характерна положительная самооценка, оптимизм, принятие себя.

4. Восприятие других людей. В основном склонен к положительному восприятию других (учащихся, коллег, руководства), считает их стоящими людьми, настроенными в целом дружелюбно. ОТносится к учащимся как к «индивидам, которые достойны веры в них, уважения и высокой оценки».

5. Рассматривает преподавание не только как объективное предоставление фактов, но и как субъективный, экзистенциальный процесс ведения учащихся к вершинам их творческих возможностей.

Оптимальными особенностями поведения педагога-психолога на уроке являются следующие:

1. Не заниматься наставлениями; помогать учащимся действовать независимо, не давать прямых инструкции относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делать скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определть сильные и слабые стороны учащихся; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживать инициативы учащихся и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Не торопиться с вынесением суждения.

5. Научить учащихся прослеживать межпредметные связи.

6. Приучать учащихся к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7. Использовать трудные ситуации, возникшие у учащихся в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач.

8. Помогать учащимся научиться управлять процессом усвоения знаний.

9. Подходить ко всему творчески.

При этом наибольший активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и учителям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым ученикам непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения  познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.


Глава 2. Разработка и организация тренинга для подростков «Я и общество»

2.1. Принципы организации психологического тренинга

Психологический тренинг – это метод психолого-педагогического воздействия на когнитивную и эмоционально-волевую сферу личности, целью которого является развитие или коррекция личностных характеристик через организацию групповой игровой деятельности участников и формирование определенного внутреннего состояния в процессе занятия [14].

Целью психолого-педагогического тренинга является формирование и развитие способности личности к продуктивному поведению. Основу продуктивного поведения образует способность к произвольной саморегуляции поведения. При этом продуктивное поведение понимается как такое мысле-чувство-действенное поведение человека, которое направлено на уравновешивание значения  (объективного содержания ситуации) и смысла (субъективного содержания) для участников межличностного взаимодействия с целью гармонизации их отношений [2].

Тренинг как эффективный способ достижения педагогических задач воспитания и обучения давно используется в западной психологии и педагогике. Тренинговые программы разработаны для коррекции отклонений поведения детей и подростков, снижения агрессивности и тревожности, повышения самооценки, мотивации и т.д.

Все тренинговые программы основаны на методе конгруэнтной коммуникации, который предполагает создание благоприятного психологического климата в группе участников с использованием психотехник личностно-ориентированного общения [22]. Данный метод способствует:

1)        установлению взаимопонимания между подростком и психологом, построения отношений доверия, сотрудничества, равенства на основе эмпатического принятия подростка;

2)        развитию позитивного «образа Я» у подростка, основанного на адекватном представлении о своих качествах и возможностях, самопринятии и признании самоценности;

3)        обеспечению ориентировки подростка в чувствах, переживаниях, эмоциональных состояниях человека, повышению уровня осознания своих чувств и потребностей на основе отражения, вербализации в речи участниками группы чувств и переживаний;

4)        стимулированию и поддержке активности подростка.  

Одним из условий успешного решения целей              и задач тренинговой работы является достаточная профессиональная подготовка ведущего тренинга. Это обусловлено тем, что при работе с группой роль ведущего весьма значительна. В процессе организации группового тренингового процесса с управляемой динамикой ведущий выступает в нескольких ролях:

-         как организатор групповой работы;

-         как фасилитатор групповых процессов;

-         как равноправный участник группового обсуждения.

В ходе групповой работы ведущий побуждает каждого из участников высказать свое мнение, но делает это не директивно и безоценочно. При этом ведущий сам вносит свой вклад в обсуждение того или иного вопроса. Ведущий обязан внимательно выслушать каждого из участников, используя при этом технику эмпатического слушания. Комментарии ведущего носят безоценочный характер. К обсуждению различных высказываний привлекаются все участники группового взаимодействия. Для того, чтобы выполнить все эти требования ведущий тренинга должен быть высоко компетентным в деле организации тренинговой работы [20].

Функциями ведущего тренинга, как правило, являются:

-         трансляция проблемы (введение в тему занятия);

-         организация взаимодействия (наполнение опытом действования и переживаний);

-         стимуляция рефлексивных процессов;

-         организация общей направленности взаимодействия в соответствии с целями и задачами занятия.

Все занятия имеют общую структуру, наполненную разным содержанием. Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей подросткового возраста [2].

Занятие состоит из нескольких частей:

1.      Вводная часть. Цель – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Формы работы: игры, упражнения, направленные на формирование положительного отношения к занятию, членам группы, ведущему, на сплочение группы и создание общего эмоционального настроя (3-5 минут).

2.      Рабочая (основная) часть. Цель: решение задач занятия. Формы работы: этюды, упражнения, коррекционные и развивающие игры. Основные процедуры:

-         психологические этюды;

-         элементы психодрамы;

-         игры на развитие навыков общения;

-         игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения.

3. Заключительная часть. Цель – создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

2.2. Тренинг «Я и общество»[§]

Возрастная аудитория – подростки 14-16 лет

Цель данного тренинга — способствовать успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, достижению ими поставленных целей и выстраиванию конструктивных отношений в обществе.

Задачи, решаемые на тренинге:

1) социальная самоидентификация;

2) знакомство с различными социальными институтами и социальными ролями;

3) обучение конкретным социальным навыкам.

Образно и понятно для подростков эти задачи представляются следующим образом:

1. То, что есть во мне, с помощью чего я могу общаться с обществом.

2. То, что есть вокруг меня, — то, с чем я общаюсь (буду общаться), т. е. само общество.

3. Те нити, которые связывают меня с социумом, — некоторые элементарные социальные умения и навыки.

В соответствии с поставленными задачами тренинг делится на три этапа.

1. Социальная самоидентификация

Под социальной самоидентификацией понимается определение координат своего «Я» в обществе, то есть осознание наиболее стабильных ролей, как обусловленных обществом, так и индивидуальных для данной личности.

Упражнение 1.

«Я и мир вокруг меня»

Цель упражнения — осознание значимых сфер своего окружения, прояснение своих взаимоотношений с окружающим миром.

«Возьмите лист бумаги. Рисуйте, оставляя середину листа пустой. Нарисуйте все, что вас окружает в жизни, с кем и с чем вам приходится общаться, взаимодействовать — ваш социальный мир. Нарисовали? Теперь в центре нарисуйте себя.

Расскажи о своем рисунке. Нравится ли тебе твой рисунок, нравится ли тебе твой портрет? Что из нарисованного для тебя наиболее важно, а что — наименее? Есть ли разделяющая граница между тобой и окружающим миром? К чему из окружения ты обращен на рисунке? Как ты взаимодействуешь е тем, что нарисовано вокруг тебя? Что это для тебя значит?»

Модификация упражнения: «Отметьте на своем рисунке знаком «плюс» положительные связи (то, с кем и с чем вам приятно взаимодействовать), и знаком «минус» — отрицательные связи (с кем или с чем неприятно взаимодействовать).

Упражнение!. «Предъявите документы»

Перед проведением упражнения проводится беседа о документах, о паспорте. Зачем нужен паспорт? Что в нем записано? Почему паспорт надо бережно хранить?

Упражнение заключается в том, что участники рисуют свой «паспорт» и заполняют его. Для этого они сами выбирают формат бумаги. Участники могут скрепить бумагу степлером и сделать книжечку, оформить «паспорт» в виде альбома с бантиком или свитка с сургучной печатью и т. д. Обязательные сведения — это фамилия, имя и отчество, год и место рождения и «фотография», а остальные «паспортные данные» записываются но собственному желанию. Это может быть адрес или рисунок своего дома, состав своей семьи, место работы, домашние животные, увлечения и т. п. Затем участники показывают друг другу свои паспорта, делятся впечатлениями.

Информация о работе Методика преподавания психологии в школе