Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 05:31, курсовая работа
Цель работы – теоретическое исследование важнейших аспектов предподавания психологии в школе и разработка психологического тренинга для подростков на основе изученного теоретического материала.
Объект исследования: теория и методика преподавания психологии в школе.
Предмет исследования: разработка практико-ориентированного психологического тренинга для подростков.
Введение
Глава 1. Теоретические основы преподавания предмета «Психология» в средней школе
1.1. Предмет, цели и задачи курса психологии в школе
1.2. Принципы, формы, средства и методика преподавания психологии в старших классах
1.3. Функции преподавателя психологии. Требования к личности педагога-психолога
Глава 2. Разработка и организация тренинга для подростков «Я и общество»
2.1. Принципы организации психологического тренинга
2.2. Тренинг «Я и общество»
Заключение
Литература
Упражнение 8. «Преодоление обвинения»
1. Разберись, в чем тебя обвиняет собеседник. Является это обвинение справедливым или нет? Ты действительно нарушил его права, испортил имущество и т. п. или он говорит на основании сплетен или ошибки? Было ли обвинение высказано конструктивным способом или неконструктивным?
2. Подумай, как можно ответить на обвинение. Выбери наилучший способ:а) отрицать свою вину и привести аргументы, доказывающие ошибку собеседника; б) исправить его понимание проблемы; в) объяснить свое поведение; г) признать свою ошибку, извиниться, предложить возместить ущерб.
Примеры ситуаций: сосед обвиняет тебя в том, что ты разбил стекло; друг обвиняет тебя во лжи; родители ругают тебя за плохую отметку.
Упражнение 9. «Выражение благодарности»
1. За что ты хочешь поблагодарить другого человека (за комплимент, помощь, подарок)?
2. Подумай, как именно ты хочешь выразить свою признательность (словами, подарком, ответным подарком).
3. Выбери правильное время и место, чтобы выразить свою благодарность (ответить на комплимент лучше сразу, а ответный подарок часто приходится откладывать до ближайшего праздника или дня рождения).
4. Вырази свою благодарность. Скажи собеседнику, почему ты благодаришь его (особенно в том случае, если выражение благодарности не сразу следует за поступком другого человека).
Примеры ситуаций: приятель сказал тебе, что сегодня ты особенно хорошенькая; вы с другом собрались пойти выпить пива, а его бабушка в течение часа поила вас чаем и показывала семейный альбом; отец дал тебе добрый совет.
Современное российское общество предъявляет к системе школьного образования новые требования, связанные с необходимостью подготовки будущих выпускников к жизни в быстро меняющемся мире. Совершенно очевидно, что такая подготовка не может заключаться только в формировании у ребенка некоторой суммы знаний в различных научных областях, а должна включать в себя и четко определенную работу, направленную на развитие адаптационных возможностей личности. Именно поэтому в последние годы все отчетливее прослеживается тенденция гуманизации и гуманитаризации общего и среднего образования. Введение элементов человекознания в содержание образования позволяет развивающейся личности познавать не только законы материального мира, но и формировать систему знаний о себе как о человеке, о законах взаимодействия людей, узнавать свои собственные возможности и расширять их, т.е. приобретать психологические знания. Рамки уже существующих школьных предметов для этого очень ограниченны. Поэтому столь актуальна потребность в разработке отдельного курса «Психология» для общей и средней школы.
Формирование психологической культуры возможно лишь с привлечением жизненного опыта ученика, его персональной заинтересованности, мотивации и актуальных стремлений. Эта позиция предполагает и иную методологию: сначала необходимо сформировать реальность, в которой учитель вместе с учениками создает некий психологический феномен, пережить его, «пощупать руками», почувствовать, повзаимодействовать с ним, и лишь затем приходит время дефиниций и обобщенных высказываний. Поэтому специально разрабатываются и вводятся в практику преподавания психологии в школе специальные методы обучения, соответствующие идеалам гуманистической педагогики.
Гуманистическая парадигма обучения, идеи которой приняты сегодня за основу при разработке курса школьной психологии, предполагает и совершенно иную фигуру учителя как субъекта учебно-воспитательного процесса.
Одна из задач преподавателя психологии в школе — сформировать отношение к психологии не только как к области теоретического знания но и как к области психологической практики: психологическая помощь, психологическое консультирование, диагностика, психотерапия, личностный рост и решение самых различных жизненных задач при помощи психологического знания. Этот аспект не был затронут ранее в психологии как учебном предмете в истории российской школы. И именно он должен быть отражен в методике преподавания психологии. Поэтому современный учебный курс психологии имеет выраженную практико-ориентированную направленность.
1. Актуальные проблемы преподавания психологии в пединституте и в школе // Тезисы докладов научно-практической конференции. М., 1990.
2. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2003. 235 с.
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологи. М.:Владос, 2001.С.304
4. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для институтов / Под ред. М. В. Гамезо и др. — М., 1984. — 256с.
5. Гинецинский В. И. Введение в методику преподавания психологии: Курс лекций. Л., 1982.
6. Граф. В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. С. 78.
7. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. — Л., 1989. — 55 с.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. — Ростов-н/Д, 1997.— 476с.
9. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! // Хрестоматия по педагогической психологии. — М., 1995. — С. 284-312.
10. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. М., 1994. С. 205.
11. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии. М.: Изд-во УРАО, 2000. С.125
12. Малкина-Пых И.Г.Кризисы подросткового возраста. М.: ЭКСМО, 2004. 384 с.
13. Общая диагностика / По. Ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М., 1987. 512 с.
14. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. — 168с.
15. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. — Ростов-н/Д, 1996. — Т. 2. — 416 с.
16. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М.: Владос, 2002. 288 с.
17. Практикум по возрастной и педагогической психологии / Под ред. А. И. Щербакова. — М., 1987. — 255 с.
18. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во АПН СССР, 1980. С. 6- 33.
19. Турусова О. В. Сборник задач и упражнений по психологии. Самара, 1994.
20. Фопель К. Психологические группы. Рабочие материалы для ведущего. М.: Генезис, 2000.
21. Хозиев Б.И., Хозиев В.Б. Сборник задач по курсу «Психология». Психологическая феноменология и эксперимент. — М., 1993. — 80 с.
22. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. СПб.: Питер, 2000.
4
[§] При отборе упражнений использовались материалы Б.И.Хозиева и В.Б.Хозиева [21], О.В.Турусовой [19], Л.Анн [2].
Информация о работе Методика преподавания психологии в школе