Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 05:31, курсовая работа
Цель работы – теоретическое исследование важнейших аспектов предподавания психологии в школе и разработка психологического тренинга для подростков на основе изученного теоретического материала.
Объект исследования: теория и методика преподавания психологии в школе.
Предмет исследования: разработка практико-ориентированного психологического тренинга для подростков.
Введение
Глава 1. Теоретические основы преподавания предмета «Психология» в средней школе
1.1. Предмет, цели и задачи курса психологии в школе
1.2. Принципы, формы, средства и методика преподавания психологии в старших классах
1.3. Функции преподавателя психологии. Требования к личности педагога-психолога
Глава 2. Разработка и организация тренинга для подростков «Я и общество»
2.1. Принципы организации психологического тренинга
2.2. Тренинг «Я и общество»
Заключение
Литература
- быть творческим, уметь по-новому смотреть на привычные вещи и ценящим инновации;
- самоопределяться, уметь брать на себя ответственность за свое образование;
- решать проблемы, уметь выбирать и использовать различные конструктивные способы их решения;
- быть уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
- быть толерантным (эмоционально устойчивым), эмпатийно, доброжелательно относиться к многообразию жизни.
Присвоение подростком психологических знаний является фактором развития его личности, о чем свидетельствуют следующие личнии личностного развития: 1) развитие чувства собственного достоинства; 2) снижение уровня агрессивности; 3) повышение уровня рефлексии и самосознания; 4) рост познавательной активности и познавательных интересов; 5) изменение мотивов поведения; 6) развитие эмпатии; 7) гуманизация системы отношений с миром и самим собой; 8) повышение уровня понимания и принятия другого человека; 9) переструктурирование интересов в сторону их социализации; 10) развитие умения прогнозировать и планировать свою жизнь на более длительный период; 11) личностный рост; 12) рост креативности.
При обучении психологии используются все традиционные принципы: воспитывающий характер обучения, научность, наглядность, сознательность и активность, систематичность, прочность, доступность, индивидуальный подход, возрастной подход. Особенно важны для обучения психологии два последних принципа [3].
Особенности реализации возрастного подхода для подростковой аудитории обусловлены основными потребностями подросткового возраста:
1. Общая мотивация у подростков смещается на общение.
2. Подросток подвержен сильнейшим переживаниям, вызванным формирующимся чувством взрослости, формированием образа «Я» и идентификацией с образом пола.
3. Интенсивное развитие абстрактного мышления приводит к изменению способов мышления, его социализации, в результате – изменяются взгляды на окружающую действительность и самого себя.
4. Активное формирование самосознания и рефлексии.
5. Движущая сила развития – интересы, которые являются внутренним составным моментом личности. Появляется ярко выраженная реакция эмансипации и самоактуализации [12].
В соответствии с имеющимися потребностями выработаны следующие способы реализации принципа возрастного подхода в практике преподавания психологии:
1. Через содержание: значительную часть содержания учебного курса составляет информация, являющаяся «потребностью возраста», потому наиболее значимая. Каждой потребности возраста соответствует определенная категория содержания программы курса: проблеме общения – категория «Отношение», проблеме переживания – категория «Переживание», проблеме бытия – категория «Поведение», проблеме развития самосознания - категория «Развитие», проблеме интереса к самоактуализации – категория «Творчество» и т.д. [11]
2. Через методы: в курсе обучения используется группа методов, которые, минуя содержание программы, удовлетворяют потребности возраста. Например, знания о себе, получаемые подростком с помощью методов экспериментальной психологии, а также методов социального обучения, дополняются и углябляются данными интроспективного анализа, удовлетворяя потребность в самопознании. Потребность в самоактуализации успешно удовлетворяется в методе проектов и методе творческого самовыражения и т.д. [5]
Реализация принципа возрастного подхода позволяет решать основные воспитательные и образовательные задачи курса психологии: с одной стороны, овладеть психологическими знаниями и способами психической саморегуляции, способствующей личностному росту, с другой – достичь конструктивности в решении жизненно важных и реально существующих у подростка или юноши проблем.
Принцип индивидуального подхода в обучении психологии понимается как учет особенностей и потребностей конкретной аудитории. Специфика этого принципа в рамках обученя психологии пределяется возможностью использования психодиагностических процедур. Благодаря постоянно применяемой психологической диагностике учащихся и ситуаций педагог-психолог имеет достаточно ясную картину реального положения дел в данной группе и у конкретного ученика [18].
Специфический для обучения психологии – принцип мотивационной готовности аудитории. Он заключается в учете и непосредственной ориентации преподавателя на то, что наиболее значимо для аудитории на данный момент (например, возникший в аудитории конфликт может и должен быть рассмотрен с точки зрения психологии даже если это не было темой данного занятия) [10]. Опора на принцип мотивационной готовности имеет существенные последствия:
- коррекция наличного психологического состояния;
- хороший обучающий тренинг по поведенческим умениям в конкретных ситуациях;
- надежное запечатление конкретного психологического материала (в связи с высокой личностной значимостью).
Кроме того, данный принцип предусматривает также специальное предварительное мотивирование аудитории на изучение какой-либо темы.
К основным методам преподавания психологии относятся методы словесного обучения и практические методы [3]. Методы словесного обучения относятся к числу наиболее распространенных во всех типах учебных заведений и системах обучения, главным образом потому, что устное изложение знаний является мощным средством, направляющим познавательную и практическую активность ученика. Преподаватель не только передает знания, но и формирует интерес к предмету, обучает анализу и обощению фактов, умению ставить вопросы и самостоятельно размышлять. Основные методы словесного обучения психологии: рассказ, беседа, объяснение.
Рассказ используется для для подготовки учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть в свою очередь проведено другими мет одами, а также для резюмирования по определенной теме. Ценность рассказа как метода обучения и его главные характеристики заключаются в том, что изложение ведется по четкому логическому плану, последовательно, с вычленением существенного, с применением иллюстраций, кратко, занимательно, эмоционально [8].
Беседа применяется для закрепления и осмысления уже имеющихся у учащихся представлений и знаний. Предметом беседы являются как наблюдения за феноменами психологической культуры, так и вопросы, требующие уточнения или подробного выяснения. В процессе беседы выявляется имеющийся у учащихся объем знаний, проверяется прочность и сознательность усвоения учебного материала, развивается самостоятельность суждения [11].
Объяснение – важный метод сообщения новых знаний, суть которого заключается в словесном истолковании отдельных понятий и терминов. Объяснение основывается на формулировке темы, кратком раскрытии плана и цели ее изучения и используется прежде, чем преподаватель переходит к рассказу по новой теме, или в процессе работы с новым учебным материалом.
Практические методы обучения психологии [3]:
1) Метод проектов (приобретение навыков исследовательской работы). Был детально разработан К.Роджерсом. Суть: преподаватель выстраивает программу личностного развития учащегося совместно с ним и на основе выявления его личностно значимого интереса. Сферой исследования может быть любая психологическая или педагогическая проблема, а также сфера исследовательских интересов преподавателя-психолога.
2) Метод наблюдения – одновременно метод познания и психологического исследования, который дает возможность целенаправленного восприятия психических явлений и более широкого сбора информации. Наблюдение за поведением, проявлением психических состояний человека и психологических свойств личности, развитием психики в онтогенезе - это источник спонтанного формирования психологической культуры личности. Метод позволяет изучать закономерности психической жизни человека в естественных для него условиях.
3) Методы экспериментальной и дифференциальной психологии («ключ» к самопознанию). Заключается в самостоятельной работе по использованию психодиагностических методик и доказательству с их помощью психологических закономерностей или исследованию индивидуальных вариаций развития различных псих. явлений.
4) Активные групповые методы социального тренинга: дискуссионные (обсуждение конфликтов, анализ ситуации морального выбора и т.д.), игровые (дидактические и творческие игры: поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг; игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактный метод осознания коммуникативного поведения), сензитивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии).
5) Метод творческого самовыражения (через литературное, научное, художественное и др. виды творчества). Цель - развитие креативности, индивидуальности, стимуляция положительных переживаний, возможность самораскрытия, повышение самооценки, коррекционная работа (для школьников).
6) Методы психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки).
7) Метод экспрессии – позволяет осуществить целостный подход к человеческой психике как единству, в котором все функции взаимосвязаны, упражнения психотренинга вплетены в физические движения, образуя единое целое. Компонентами метода являются: движения, средства искусства, эстетическая деятельность.
8) Метод чтения вслух – совместное прочтение произведений философской мысли, психологической прозы и популярной научной психологической литературы. Цель – обсуждение психологического феномена, заложенного в литературном произведении, с входом на обсуждение насущных психологических проблем аудитории, нравственных дилемм, поведенческих ситуаций и т.д. Долгосрочная (перспективная) цель – стимуляция самопознания учащихся.
9) Метод интроспективного анализа – помогает учащимся осмысливать свои проявления в жизни не как производные от внешних обстоятельств, а как состояние собственного «я». Цель - самопознание и самосовершенствование, стимуляция развития рефлексии.
10) Рефлексивный тренинг – дает возможность получать психологические знания средствами самой психологии. Цели: оценка себя, самопринятие; возможность посмотреть на себя со стороны; тренинг социальной адекватности (научение адекватного реагирования на взгляды со стороны); познание другого; развитие эмпатии, рефлексии.
11) Метод по развитию творческого самочувствия – включает: психотехнические игры и упражнения по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, чувства партнера, развитию воображения, наблюдательности, повышение уровня коммуникабельности и социальной адаптации.
Основной формой проведения занятий по психологии в школе является урок. В старших классах, когда ребята уде подготовлены к восприятию большого объема новой информации, возможно сочетание урока-семинара с элементами лекции, то есть проведение лекций-семинаров.
Главный смысл уроков психологии - работа с внутренним миром ребенка, его переживаниями и сомнениями, житейскими интересами, его отношением к себе, к другим людям, к миру. Важными моментами современных уроков является добровольность их посещения и отказ от системы школьных отметок. Это позволяет работать с детьми на основе следующих принципов: открытость группы, работа с "живым" содержанием, раскрепощенность, доверие и конфиденциальность [16].
Общие требования к уроку: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями; формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни; повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности; осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности; формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению [9].
От того, насколько скрупулезно педагог соблюдает требования к уроку, насколько точно придерживается принципов перподавания психологии, как умеет разнообразить формы подачи материала, как интенсивно пользуется наглядными и техническими средствами, зависит интерес ребят к предмету и успешность овладения ими знаниями.
Преподаватель психологии в школе в процессе своей деятельности выступает сразу в нескольких ролях, что обусловлено выполнением им ряда функций [13]:
1. Педагог как собеседник (функция эмоциональной поддержки) – не только обладает знанием и опытом его передачи, но и умеет соучаствовать в жизни других людей, не нарушая их автономии и не посягая на их жизненное пространство. Педагог центрируется не на процессе передачи знаний, а на учащихся, на их интересах, значимых проблемах и т.д. Необходимые для этого личностные компоненты: эмпатия, уважение (принятие), искренность, конкретность коммуникации.
2. Педагог как исследователь. Эта функция включает в себя три аспекта:
- в компетенцию педагога-психолога входит самостоятельное обнаружение психологических проблем и решение конкретных практических задач в контексте естественной педагогической реальности;
- использование в процессе преподавания психологии психодиагностических методов и процедур, что предполагает умение фокусироваться на исследовательской задаче, грамотно проводить процедуру исследования;
- осуществление педагогом-психологом в учебном процессе развивающих технологий личностного роста учащихся.
3. Педагог, как человек, создающий условия для учения (фасилитаторская функция) – искреннее принятие учащегося, эмпатическое понимание, открытое выражение своих чувств.
Информация о работе Методика преподавания психологии в школе