Методика преподавания плавания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Методика обучения исходит из биомеханических закономерностей техники передвижения в воде.

Как показали сделанные ранее исследования, для удержания на поверхности воды или передвижения в ней человеку необходим совершенно особый, характерный только для плавания навык - способность создавать опору, используя гидродинамическую подъемную силу.

Файлы: 1 файл

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАВАНИЯ.pptx

— 818.44 Кб (Скачать)

МЕТОДИКА  ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАВАНИЯ  

 

    Методика  обучения исходит  из биомеханических закономерностей техники передвижения в воде.  

    Как показали сделанные  ранее исследования, для удержания  на поверхности воды или передвижения в ней человеку необходим совершенно особый, характерный только для плавания навык - способность создавать опору, используя гидродинамическую подъемную  силу.

    Для ее создания необходимо, чтобы кисть руки или  стопа двигалась под определенным углом атаки во фронтальной плоскости. К сожалению, эту способность  продвигать кисть руки под углом  атаки обучаемые приобретают  сами, интуитивно, в результате большого количества повторений.

      

    Закономерности гидромеханики, бионики и результаты исследований биомеханики плавания говорят о том, что в водной среде силу трения покоя косвенно заменяет гидродинамическая подъемная сила.

    Результаты исследования кинематических характеристик пловцов  свидетельствуют, что спортсмены выполняют  движения, аналогичные тем, которые  мы наблюдаем у морских животных, рыб, в судовых двигателях, в гребле: кисть и стопа движутся под  углом атаки во фронтальной плоскости.

При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: 

     1. укрепление здоровья;

    2. закаливание организма человека;

    3. привитие стойких гигиенических навыков;

    4. изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;

    5. всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;

    6. ознакомление с правилами безопасности на воде. 
     

Весь  процесс обучения плаванию условно  делится на четыре этапа:  
  
 

     ПЕРВЫЙ ЭТАП

    Показ техники  изучаемого способа плавания лучшими  пловцами; использование средств  наглядной агитации (плакатов, рисунков, кинофильмов др.) Таким образом  у новичков создается представление  об изучаемом способе плавания, стимулируется  активное отношение и интерес  к занятиям. Если позволяют условия (наличие мелкого места), то инструктор разрешает новичку попробовать  плавать показанным способом. 

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ: 

    ВТОРОЙ  ЭТАП

    Предварительное ознакомление с техникой изучаемого способа плавания (положение тела, дыхание, характер гребковых движений). Проводится на суше и в воде. Занимающиеся выполняют общеразвивающие и  специальные физические упражнения, имитирующие технику плавания, также  упражнения для освоения с водой. 

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ: 

    ТРЕТИЙ  ЭТАП

    Изучение  отдельных элементов техники  плавания и затем изучаемого способа  в целом. Техника плавания изучается  в следующем порядке: положение  тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений; при  этом освоение каждого элемента техники  проводится в постепенно усложняющихся  условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца). Каждый элемент техники  плавания изучается в следующем  порядке:

    - ознакомление  с движением на суше. Проводится  в общих чертах без совершёнствования  деталей, поскольку условия выполнения  движения на суше и в воде  различны;

    - изучение  движений в воде с, неподвижной  опорой (на месте). При изучении  движений ногами в качестве  опоры используют бортик бассейна, дно или берег водоема и  т. д. -

     

    Движения  руками изучают стоя на дне по грудь  или по пояс в воде;

    изучение  движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время  медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);

    - изучение  движений в воде без опоры.  Все упражнения выполняются в  скольжении и плавании. 

    Последовательное  согласование разученных элементов  техники проводится в следующем  порядке: движения ногами с дыханием, движения руками с дыханием, движения ногами и руками с дыханием, плавание с полной координацией. Несмотря на изучение техники плавания по частям на этом этапе необходимо стремиться к целостному выполнению техники  способа плавания, насколько это  позволяет подготовленность занимающихся. 
     

ЭТАПЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ: 

    ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП

    Закрепление и совершенствование техники  плавания. На этом этапе ведущее  значение имеет плавание изучаемым  способом с полной координацией. В  связи с этим на каждом занятии  соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и  рук должно быть 1:1

    При обучении плаванию применяются три  основных группы методов: 

    1.словесные;

    2. наглядные;

    3. практические. 

СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД 

    Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий – способствует развитию представления об изучаемом движении, понимании его формы, содержания, осмыслении и  устранении ошибок.

     Краткая,  образная и понятная речь педагога  определяет успех применения  этих методов. Помимо решения  учебных задач педагог устанавливает  взаимоотношения с занимающимися,  воздействуя на их чувства.  Эмоциональная окраска речи усиливает  значение слов - помогает решению  учебных и воспитательных задач,  стимулирует активность, уверенность,  интерес. Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения  инструктор проводит на суше - до или после занятий в воде.  

СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД 

    Все задания на уроке выполняются под команду; они подаются коротко, в приказном  тоне. Команды определяют начало и  окончание движения, исходные положения  при выполнении заданий, место и  направление для проведения учебных  заданий, темп и продолжительность  их выполнения.

     Команды делятся на:

         1. предварительные;

        2. исполнительные.

СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД 

    С детьми младшего школьного возраста команды  используются с большими ограничениями. Под счет в плавании применяется  только в начальный период обучения - для созданий необходимого темпа  и ритма выполнения движений. Под  счет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три».

    Кроме команд, необходимо давать методические указания, предупреждающие возможные ошибки и оценивающие результаты выполнения упражнений. В них чаще всего уточняются отдельные моменты и условия  правильного выполнения упражнения. Так при выполнении скольжения на спине инструктор может указать, что упражнение получится только в том случае, если занимающиеся примут положение лежа, а не сидя. 

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД 

    К наглядным методам  относятся показ упражнений и техники плавания, учебных наглядных пособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции.

      Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям в целостном виде, так и с разделением движения на части (замедленным его выполнением, остановками в главных фазах).  

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД 

    Гребок рукой  в кроле, к примеру, изучается  с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок  рекомендуется 2-3 раза напрягать мышцы руки по 3-5 с. Однако выполнением техники плавания по частям увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде - занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.

    Эффективность показа определяется положением инструктора  по отношению к  группе:

    1) инструктор  должен видеть каждого занимающегося,  чтобы исправить его ошибки;

    2) занимающиеся  должны видеть показ упражнения  в плоскости, отражающей его  форму, характер и амплитуду. 

    Зеркальный  показ применяется только при изучении простых общеразвивающих упражнений. Негативный показ («как не надо делать») возможен только при том условии, если у занимающихся не создается впечатления, что их передразнивают. 

ПРАКТИЧЕСКИЙ  МЕТОД 

    При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся  в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который  предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение cпoсобом плавания в целом.

    Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание  в целом применяется на завершающем  этапе освоения техники плавания.

    Совершенствование техники плавания проводится только путем  целостного выполнения плавательных движений. 

    Соревновательный  и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой.

    Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.

    Метод непосредственной помощи применяется в том случае, если после объяснения и показа задания новичок все же не может его выполнить. Инструктор берёт руки (ноги) занимающегося в свои руки и помогает ему, несколько раз правильно воспроизвести движение. 

Основные  группы упражнений при  обучении плаванию: 

    1. общеразвивающие;

    2. специальные физические упражнения;

    3. упражнения для освоения с водой;

    4. для изучения техники плавания;

    5. простейшие прыжки в воду;

    6. игры и развлечения на воде.

Информация о работе Методика преподавания плавания