Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:40, курсовая работа
Методика обучения исходит из биомеханических закономерностей техники передвижения в воде.
Как показали сделанные ранее исследования, для удержания на поверхности воды или передвижения в ней человеку необходим совершенно особый, характерный только для плавания навык - способность создавать опору, используя гидродинамическую подъемную силу.
МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ ПЛАВАНИЯ
Методика
обучения исходит
из биомеханических
закономерностей
техники передвижения
в воде.
Как показали сделанные
ранее исследования, для удержания
на поверхности воды или передвижения
в ней человеку необходим совершенно
особый, характерный только для плавания
навык - способность создавать опору,
используя гидродинамическую
Для ее создания
необходимо, чтобы кисть руки или
стопа двигалась под
Закономерности гидромеханики, бионики и результаты исследований биомеханики плавания говорят о том, что в водной среде силу трения покоя косвенно заменяет гидродинамическая подъемная сила.
Результаты исследования кинематических характеристик пловцов свидетельствуют, что спортсмены выполняют движения, аналогичные тем, которые мы наблюдаем у морских животных, рыб, в судовых двигателях, в гребле: кисть и стопа движутся под углом атаки во фронтальной плоскости.
При
обучении плаванию решаются
следующие основные
задачи:
1. укрепление здоровья;
2. закаливание организма человека;
3. привитие стойких гигиенических навыков;
4. изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания;
5. всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
6. ознакомление с правилами
безопасности на воде.
Весь
процесс обучения
плаванию условно
делится на четыре
этапа:
ПЕРВЫЙ ЭТАП
Показ техники
изучаемого способа плавания лучшими
пловцами; использование средств
наглядной агитации (плакатов, рисунков,
кинофильмов др.) Таким образом
у новичков создается представление
об изучаемом способе плавания, стимулируется
активное отношение и интерес
к занятиям. Если позволяют условия
(наличие мелкого места), то инструктор
разрешает новичку попробовать
плавать показанным способом.
ЭТАПЫ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ:
ВТОРОЙ ЭТАП
Предварительное
ознакомление с техникой изучаемого
способа плавания (положение тела,
дыхание, характер гребковых движений).
Проводится на суше и в воде. Занимающиеся
выполняют общеразвивающие и
специальные физические упражнения,
имитирующие технику плавания, также
упражнения для освоения с водой.
ЭТАПЫ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ:
ТРЕТИЙ ЭТАП
Изучение отдельных элементов техники плавания и затем изучаемого способа в целом. Техника плавания изучается в следующем порядке: положение тела, дыхание, движения ногами, движения руками, согласование движений; при этом освоение каждого элемента техники проводится в постепенно усложняющихся условиях, предусматривающих в конечном счете выполнение упражнений в горизонтальном безопорном положении (рабочая поза пловца). Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
- ознакомление
с движением на суше. Проводится
в общих чертах без
- изучение
движений в воде с,
Движения руками изучают стоя на дне по грудь или по пояс в воде;
изучение движений в воде с подвижной опорой. При изучении движений ногами в качестве опоры используют плавательные доски. Движения руками изучаются во время медленной ходьбы по дну или лежа на воде в горизонтальном положении (с поддержкой партнера);
- изучение движений в воде без опоры. Все упражнения выполняются в скольжении и плавании.
Последовательное
согласование разученных элементов
техники проводится в следующем
порядке: движения ногами с дыханием,
движения руками с дыханием, движения
ногами и руками с дыханием, плавание
с полной координацией. Несмотря на
изучение техники плавания по частям
на этом этапе необходимо стремиться
к целостному выполнению техники
способа плавания, насколько это
позволяет подготовленность занимающихся.
ЭТАПЫ
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ:
ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП
Закрепление и совершенствование техники плавания. На этом этапе ведущее значение имеет плавание изучаемым способом с полной координацией. В связи с этим на каждом занятии соотношение плавания с полной координацией и плавания с помощью ног и рук должно быть 1:1
При
обучении плаванию применяются три
основных группы методов:
1.словесные;
2. наглядные;
3.
практические.
СЛОВЕСНЫЙ
МЕТОД
Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий – способствует развитию представления об изучаемом движении, понимании его формы, содержания, осмыслении и устранении ошибок.
Краткая,
образная и понятная речь
СЛОВЕСНЫЙ
МЕТОД
Все задания на уроке выполняются под команду; они подаются коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения.
Команды делятся на:
1. предварительные;
2. исполнительные.
СЛОВЕСНЫЙ
МЕТОД
С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями. Под счет в плавании применяется только в начальный период обучения - для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Под счет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз-два-три, раз-два-три».
Кроме команд,
необходимо давать методические указания,
предупреждающие возможные
НАГЛЯДНЫЙ
МЕТОД
К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, учебных наглядных пособий, кинофильмов, а также применение жестикуляции.
Наряду с образным объяснением наглядное
восприятие помогает понять сущность
движения, что способствует быстрому и
прочному его освоению. Особенно велика
роль наглядного восприятия при обучении
детей. Сильно выраженная склонность к
подражанию, особенно у младших школьников,
делает наглядность наиболее эффективной
формой обучения движениям в целостном
виде, так и с разделением движения на
части (замедленным его выполнением, остановками
в главных фазах).
НАГЛЯДНЫЙ
МЕТОД
Гребок рукой в кроле, к примеру, изучается с остановкой руки в трех основных фазах гребка. Во время остановок рекомендуется 2-3 раза напрягать мышцы руки по 3-5 с. Однако выполнением техники плавания по частям увлекаться не нужно. Как только занимающиеся получили представление о способе плавания в целом, они должны как можно больше плавать. Учебные варианты техники на суше демонстрирует инструктор, в воде - занимающиеся, у которых лучше получается данное упражнение. Показ осуществляется не только до начала занятия (на суше), но и во время него.
Эффективность показа определяется положением инструктора по отношению к группе:
1) инструктор
должен видеть каждого
2) занимающиеся
должны видеть показ
Зеркальный
показ применяется только при изучении
простых общеразвивающих упражнений.
Негативный показ («как не надо делать»)
возможен только при том условии, если
у занимающихся не создается впечатления,
что их передразнивают.
ПРАКТИЧЕСКИЙ
МЕТОД
При обучении плаванию все упражнения сначала разучиваются по частям, а затем воспроизводятся в целостном виде. Таким образом, изучение техники плавания идет по целостно-раздельному пути, который предусматривает многократное выполнение отдельных элементов техники, направленное на овладение cпoсобом плавания в целом.
Разучивание по частям облегчает освоение техник плавания, позволяет избежать излишних ошибок, что сокращает сроки обучения и повышает его качество. Разучивание в целом применяется на завершающем этапе освоения техники плавания.
Совершенствование
техники плавания
проводится только путем
целостного выполнения
плавательных движений.
Соревновательный и игровой методы широко применяются в начальном обучении плаванию. Оба метода привносят на занятия оживление, радость, эмоции. Прежде чем упражнение будет включено в игру или соревнование, его обязательно следует выполнить всей группой.
Элемент соревнования мобилизует силы и возможности, способствует проявлению воли, настойчивости, инициативы, повышает динамизм занятий.
Метод
непосредственной помощи
применяется в том случае, если после объяснения
и показа задания новичок все же не может
его выполнить. Инструктор берёт руки
(ноги) занимающегося в свои руки и помогает
ему, несколько раз правильно воспроизвести
движение.
Основные
группы упражнений при
обучении плаванию:
1. общеразвивающие;
2. специальные физические упражнения;
3. упражнения для освоения с водой;
4. для изучения техники плавания;
5. простейшие прыжки в воду;
6. игры и развлечения на воде.