Методика преподавания психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:34, курс лекций

Краткое описание

МПП - это наука о том. как заинтересовать учёбой, увлечь и научить учиться самостоятельно и творчески. Опирается на психологическую теорию учения.
Предметом курса являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности. Цель курса - повышение качества обучения психологии, развитие мировоззрения людей, принятие общественных ценностей, повышение уровня псих. культуры.

Файлы: 1 файл

Методика преподавания психологии.doc

— 177.50 Кб (Скачать)


 

Методика преподавания психологии.

 

1 .Предмет, цели и задачи курса методики преподавания психологии.

 

     МПП - это  наука о том. как заинтересовать  учёбой, увлечь и научить учиться  самостоятельно и творчески. Опирается  на психологическую теорию учения.

Предметом курса являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности. Цель курса - повышение качества обучения психологии, развитие мировоззрения людей, принятие общественных ценностей, повышение уровня псих. культуры.

Задачи МПП: 1) рассмотреть псих. условия эффективности учебной   деятельности;

    1. раскрытие псих. механизмов усвоения знаний, умений, навыков;
    2. раскрытие методов,  средств и форм обучения психологии;
    3. изучение деятельности преподавателя и студента в процессе изучения психологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Дидактические функции  таблиц, схем и графиков в обучении психологии.

       Принцип  наглядности один из важнейших  в дидактике - "Эффективность  обучения зависит от целесообразного  привлечения органов чувств к  восприятию и переработке учебного материала" Ян Амос Коменский (основатель дидактики - науки об обучении).

Таблицы, схемы и графики  относятся к знаковым наглядным  пособиям:

- это средства обобщения  учебного материала и выделение  его структуры,

  • служат иллюстрацией изучаемых понятий и законов (схема строения анализатора, модель интеллекта);
  •   помогают обобщать материал, снижая единицы текста, выделяют структуру;
  • служат для осмысления учебного материала, являются основой анализа психологических явлений;
  • используются для демонстрации эксперимента, иллюстрируют теоретические положения и законы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Лекция: виды, содержание, особенности подготовки  для различных категорий обучающихся.

 

      Лекция  появилась в средние века, когда  книги были редкостью. Занимает ведущее место в учебном процессе старших классов, колледжей, институтов. Считается самой трудной формой преподавания. Дословно обозначает «чтение». В России появилась со времён Ломоносова. Лекция сопровождается демонстрацией опытов, иллюстрацией.

Функции лекции:

Информационная -сообщение  научных, практических знаний.

Стимулирующая - побуждение интереса развиваться в этом направлении

Воспитательная - авторитарный момент.

Познавательно-развивающая .

Виды лекций:

1.Повествовательно-описательная - сплошное чтение без разъяснения материала.

2.Объяснительная - по  ходу лекции выделяются основные  теоретические положения, понятия  иллюстрируются примерами из  жизни, теоретическими экспериментами, материал разъясняется с помощью  вопросов и заданий.

3. Проблемная - включает в познавательный процесс слушателя, чтобы он сам пришел к выводу.

Эффективность лекции зависит от:

1.Содержания.

  1. Методики изложения материала.
  2. Личности лектора.

Содержание обеспечивает интерес и полноценное восприятие материала. Содержание предполагает:

  • научность (опора на современное состояние научных знаний);
  • доступность (зависит от уровня знаний аудитории, владения понятийным аппаратом и обоснованности выводов).
  • занимательность обеспечивает интерес (подбор примеров, иллюстраций, новых фактов).

      В процессе подготовки лекции для различных категорий учащихся важно учитывать возрастные особенности аудитории и уровень знаний от этого зависит содержание лекции, форма ее проведения, средства и методы используемые в процессе чтения лекции, а так же количество часов.

 

 

 

 

 

4. Проблемная  лекция, цели, содержание, особенности  подготовки и проведения.

Проблемная лекция  трудна, требует от преподавателя  отличного знания учебного материала, научно-методической подготовки, опыта. Главное в ПЛ включение в познавательный процесс слушателя. чтобы он сам пришёл к выводу.

Структура ПЛ:

1) выдвигается проблема, вопрос, идея или положение, которое  надо решить или объяснить.

2) выдвигается гипотеза, а также предположительные догадки  и ходы решения.

  1. Доказательства, т.е. приводятся объяснения, примеры, опыты, эксперимент.

 Методически  проблемную лекцию можно провести  по-разному:

  • преподаватель выдвигает проблему и сам её решает;
  • преподаватель выдвигает проблему и рассказывает, как её решали другие учёные;
  • метод Сократа - диалог;
  • преподаватель объявляет проблему и подключает слушателей к исследованию;
  • комбинированный метод.

Приемы организации  проблемной ситуации:

  • включение того или иного типа противоречий (опыт и теория);
  • изменения позиций лектора по отношению к аудитории на разных этапах решения;
  • изменение позиции аудитории с целью организации перехода от одного этапа решения проблемы к другому.

Дидактическая ценность ПЛ: стимулирует познавательную активность обучающихся, организует познавательную деятельность по овладению ЗУН, развивает мышление, память, творческие способности, вырабатывает научное мировозрение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Реализация принципа наглядности в обучении психологии.

 

       Наглядность  - один из старейших и важнейших  принципов в дидактике. Эффективность  обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

   В процессе  обучения важно давать возможность  студентам наблюдать, измерять, проводить  опыты, но если нет возможности  показать реальные предметы и процессы, то используются наглядные средства: модели,

рисунки, лабораторное исследование. Наглядность формирует знания, умения, навыки, развивает мышление, стимулирует  переход от конкретно-образного  к абстрактно-логическому.

Методы обучения бывают наглядные, практические и словесные.

Наглядные методы можно  разделить на две группы: 1) методы демонстраций; 2) методы иллюстраций.

Метод иллюстрации - предполагает показ иллюстрированных пособий: плакаты, таблицы, картины, карты, зарисовки на доске.

Метод демонстрации - связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов.

При использовании наглядных  методов необходимо соблюдать ряд  условий: соответствие возрасту, использовать в меру, изображение должно быть видно всем, чётко выделять главное при показе иллюстраций, соответствие

содержанию, привлекать учащихся к нахождению наглядной  информации.

      Учебно-наглядные  пособия бывают: натуральные (редко  применимы в психологии, т.к. много  абстрактных понятий), изобразительно-наглядные (плакаты, рисунки, фотографии отеч и зарубежных психологов), знаковые (таблицы, схемы, графики, планы), учебная литература, матрицы, бланки ответов, тесты, формулы, лабораторные (для изучения и осмысления материала после определённого количества лекций), технические средства (магнитофон, камера, слайды), словесная наглядность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учебные задачи, особенности их использования в процессе обучения психологии.

Учебные задачи ставятся в определённых ситуациях и в  различной форме заданий. По мере выполнения уч. мд. Происходит изменение самого учебного действия. Учебная задача даётся в определённой учебной ситуации. Существует два основных подхода к учебной задаче:

1) проблемный подход

-анализируется проблемная  ситуация

-формулируется проблема

-происходит поиск  недостающей информации

-выдвигается и проверяется  гипотеза

-происходит получение  нового знания.

2) задачный поход

-анализ условий готовой  задачи

-припоминание способа  решения

-выбор способа решения

-проверка, сверка с  эталоном.

Виды учебных задач:

1. набор специальных  вопросов /прямых и косвенных/  для осмысления учебного материала;

2. требующие специального  анализа и специальной литературы;

3. профессионального  характера, запроса;

4. диагностические задачи /тестовые задачи/

Требования  к учебным задачам:

  • Должны охватывать все понятия темы;
  • Разнообразны по форме;
  • Привлекательная и краткая формулировка;
  • Учитывать возрастные особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Методика  подготовки и проведения практических  занятий.

Цель - контроль за усвоением знаний и отработка практических навыков умения решать задачи и применять теорию на практике.

Формы практических занятий:

- деловые игры

- семинары

- экскурсии

- практикумы

- практика на рабочем  месте

- лабораторные занятия

- тесты

- семинар-практикум

- практикум-дискуссия.

Задачи практических занятий:

1 Объяснить и пополнить  теоретический материал.

2. Отработать практическое  применение.

3. Дать навыки психологического  анализа и осмысления различных  понятий и методов.

4. Стимулировать интерес.

Цель практических занятий: осмысление учебного материала. Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

- подбор и составление  вопросов

- подбор задач, требующих  анализа специальной литературы

- подбор задач профессионального  характера (запросы)

- диагностические задачи

- тестовые задачи

- средства наглядности  (раздаточный материал, карточки, видеофильмы,  аудиокассеты. слайды. фотографии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Методика  подготовки и проведения семинарских  занятий.

        Семинар в переводе с латинского "рассадник" - групповая форма обучения, используется для изучения сложных тем, углубляет и расширяет теорию.

Методические  приемы:

  • включение противоречий между новыми фактами и прежними, между разными аспектами описания одного и того же явления;
  • перестройка смысла хорошо известных фактов, за счет введения их в новый контекст;
  • конкретизация решения проблемы;
  • изменение позиции лектора по отношению к аудитории;
  • изменение позиции аудитории.

    Эффективность  зависит от уровня специальной  подготовки преподавателя, от  выбора вида семинара, приемов, средств преподавания, степени подготовки слушателей и от умения преподавателя организовывать ход семинара, активизировать слушателей.

    Важны тема, ее обоснование, определение ее  места в программе курса, цель  занятия, задачи, литература. Важно учитывать сложность литературы и ее объем. Составляется план с методическими указаниями, готовятся раздаточные и наглядные материалы. Работа со слушателями.

Структура семинара:

I Введение - организационные  вопросы, тема, цели, установка на  активную работу, порядок выступлений, регламент.

  1. Основная часть - организовать выступления слушателей, преподаватель осуществляет руководство методами проведения семинара и применяет различные методические приемы и средства для поддержания активности.
  2. Итог - заключение, преподаватель подводит итог, дает оценку прошедшему семинару, в какой степени достигнуты цели; дает задания к следующему семинару, указания на доработку.

Рекомендации для проведения семинаров: 1. Вовлекать каждого, задавая  вопросы. 2. Добиваться логичного и точного изложения мыслей. 3. Учить ведению дискуссии. 4. Добиваться, чтобы каждый высказывал свое мнение. 5. Работать со всей группой б. Такт в общении 7. Использование наглядных пособий.

Виды семинаров:

  • семинар - беседа;
  • развернутая эвристическая беседа;
  • тематический;
  • реферативный;
  • с докладом;
  • семинар-практикум;
  • монографический семинар;
  • проблемный семинар.

Информация о работе Методика преподавания психологии