Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:34, курс лекций
МПП - это наука о том. как заинтересовать учёбой, увлечь и научить учиться самостоятельно и творчески. Опирается на психологическую теорию учения.
Предметом курса являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности. Цель курса - повышение качества обучения психологии, развитие мировоззрения людей, принятие общественных ценностей, повышение уровня псих. культуры.
9. Игра, как
форма и метод активного
Игра - это уникальный, свойственный не только человеку, но и высшим животным, механизм аккомуляции и передачи коллективного опыта. В игре приобретается опыт практической и этической деятельности, овладение способами решения профессиональных задач, усвоение образцов, правил и норм поведения.
Игра как метод построения учебного процесса включает следующие компоненты:
- игровые роли и их принятие (это некий комплекс социальных требований, предъявляемых человеку. Роль принимается на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне):
- игровые действия (определяются целью игры, задаются сценарием, ведущим, нормами или самими игроками):
Игру можно рассматривать как форму и способ обучения. Игра как форма - это репетиция деятельности, а как метод - обучающийся играя получает новую информацию. Игра - эффективный и активный способ обучения.
Цели:
1.освоить учебной материал
Игра не должна заменить другие виды учебной деятельности.
Учебные деловые игры (цель которых сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на разновидности:
1) имитационные упражнения
— они отличаются от деловой
игры меньшим объемом и
2) "анализ конкретных производств
3) "разыгрывание ролей"
— учащиеся получают исходные
данные по ситуации, а затем
берут на себя исполнение
4) полномасшабная деловая игра, имитирующая комплексно профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).
Выводы:
1. Деловые игры следует использовать только там, где они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.
2. К разработке игры
следует подходить системно и
учитывать ее влияние на
3. В деловой игре
нужны предметная и социальная
компетентность участников, поэтому
следует начинать подготовку
к ДИ с анализа конкретных
производственных ситуаций и
разыгрывания ролей. Следует та
4. Структурные компоненты ДИ
должны сочетаться таким
5. Игра должна строиться на
принципах саморегулирования.
6. Режим работы студентов в
процессе ДИ не укладывается
в рамки традиционного
7. В вузе наиболее приемлемы компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их лучше проводить на последних часах последнего дня учебной недели, учитывая их эмоциональный заряд.
Пед. контроль - это система проверки результатов обучения и воспитания. С псих. точки зрения контроль за учебной деятельностью - это самоконтроль.
Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Данная информация обрабатывается и анализируется, в результате чего делаются выводы.
-о корректировке процесса обучения
-о продвижении учащихся на следующую ступень обучения
-об эффективности работы учителей и ВУЗа .
Принципы контроля:
-объективность - критериев,систематичность, наглядность, всесторонность,
-разнообразие форм контроля, ифференцированный подход, индивидуальный характер контроля.
Виды контроля:
-предварительный (исходный уровень знаний студента):
-текущий (в процессе обучения);
-тематический (после темы или раздела);
-рубежный (зачёт или курсовая);
-итоговый контроль (экзамен в устной или письменной форме (диплом)).
Формы контроля:
-наблюдение - в процессе
ежедневной работы. Результаты официально
не фиксируются, но
-устный контроль - это оценка ответов на семинарах, зачётах, коллоквиумах. экзаменах. Бывает индивидуальный, групповой, фронтальный;
-комбинированный опрос;
- письменный контроль
- экономичен, объективен и очень
эффективен. Можно проводить с
помощью дидактических
-практический контроль -цель - проверить практические умения. Проведение эксперимента, решение проблемных ситуаций и задач, отчёты по пед. и псих. практике, курсовые, дипломные.
-дидактические тесты - возникли на основе псих. тестирования и программированного обучения, это набор стандартизированных заданий по определённому материалу, в результате чего определяется степень усвоения:
1) тесты на умение
производить стандартные
11. Самостоятельная работа студента в структуре его учебной деятельности.
Руководство самостоятельной работой студентов
I. Самостоятельная работа на лекции
1. Работа с опорным конспектом, использование логических схем, тезисы, графические схемы. Важно научить выполнять опорный конспект, пользоваться им на экзамене. провести анализ 2-3 работ.
2. Работа на лекции
предполагает соотношение
3. Фрагмент лекции. Студенты должны найти позиции других ученых, новые исследования. Важно соблюдать очередность.
4. Вопросы, заданные преподавателем в конце лекции. Ответы студентов с опорой на конспект.
5. При чтении проблемной лекции преподавателем. Варианты:
А) самостоятельно решить проблему:
Б) выделить существенные признаки данного явления
II. Самостоятельная внеаудиторная работа
1. Специальные задания, задания на дом.
2. Изучение отдельных тем или вопросов.
3. Мини-исследование проверка, осмысление методов или теоретических положений:
4. Описание эксперимента (практические задания).
5. Конспектирование
6 Описание и оформление курсовых и дипломных работ.
7. Самостоятельная работа
в процессе подготовки к практи
3.Дистанционное обучение
Студентам высылается
• Главное требование - самостоятельное изучение научной и учебной литературы с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми \ себя и вокруг себя.
• Вся остальная учебная работа (написание курсовой или контрольной работы (реферата), подготовка к экзаменам и зачетам) должна осуществляться одновременно и параллельно с изучением рекомендованной литературы, и только ее успешное выполнение может гарантировать усвоение содержания изученного
• Самостоятельная учебная работа может быть успешной, если студенту будет интересно получать новые и полезные лично для себя знания. Поэтому постоянной заботой преподавателя становится формирование и поддержание возникшего интереса студента к познанию психологии как действенного мотива его деятельности, благодаря которому студент будет увлеченно читать литературу и чувствовать радость познания нового. При наличии такого мотива самостоятельная учеба перестанет быть для студента тяжким бременем, а приносит ощущение морального удовлетворения, которое человек испытывает, когда он занят творческим трудом.
12.Популярная
лекция в просветительской
В ходе
чтения лекции психолог
Методика разработки популярной лекции:
1.Аудитория - родители, школьники, студенты, люди любого возраста.
2.Цель.
3.Тема.
4.Привлечение специалистов.
5.ТСО.
7. Анализ результатов.
Цель: развитие мировоззрения людей (понимание собственной жизни и самоценности), принятие общественных ценностей, понимание других людей и окружающего мира, умение выстраивать с ними гармоничные отношения, повышение уровня психологической культуры, формирование у учащихся умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики с целью развития личности.
Где читаются популярные лекции: школы, ВУЗы, колледжи, различные организации, женские консультации, психологические консультации, детские комнаты милиции...
13.Место и роль технических средств в преподавании психологии.
ТСО - это источник получения знаний и формирования умений.
Функции - информационная, дидактическая, контрольная.
Виды - механические визуальные приборы (диаскоп. микроскоп, кодоскоп); аудиальные (проигрыватель, магнитофон, радио): аудио-визуальные (звуковые фильмы): средства, автоматизирующие процесс обучения, электронные устройства (компьютеры, телекоммуникационные сети).
ТСО в психологии:
Магнитофон,
камера, видеомагнитофон, слайды, секундомер..
Тех ср-во может