Методика преподавания психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:34, курс лекций

Краткое описание

МПП - это наука о том. как заинтересовать учёбой, увлечь и научить учиться самостоятельно и творчески. Опирается на психологическую теорию учения.
Предметом курса являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности. Цель курса - повышение качества обучения психологии, развитие мировоззрения людей, принятие общественных ценностей, повышение уровня псих. культуры.

Файлы: 1 файл

Методика преподавания психологии.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

 

9. Игра, как  форма и метод активного обучения  в курсе психологии.

 

      Игра - это  уникальный, свойственный не только  человеку, но и высшим животным, механизм аккомуляции и передачи коллективного опыта. В игре приобретается опыт практической и этической деятельности, овладение способами решения профессиональных задач, усвоение образцов, правил и норм поведения.

 Игра как метод  построения учебного процесса включает следующие компоненты:

- игровые роли и  их принятие (это некий комплекс  социальных требований, предъявляемых  человеку. Роль принимается на  когнитивном, эмоциональном и  поведенческом уровне):

- игровые действия (определяются  целью игры, задаются сценарием, ведущим, нормами или самими игроками):

  • моделирование в игре (это создание неких макетов, замещающих реальную ситуацию. Модель игры реализуется с помощью правил. Правила могут быть перенесены в реальную жизнь и наоборот).

    Игру можно рассматривать как форму и способ обучения. Игра как форма - это репетиция деятельности, а как метод - обучающийся играя получает новую информацию. Игра - эффективный и активный способ обучения.

 Цели:

1.освоить учебной материал 

  1. достичь личной причастности к материалу
  2. предвидеть путем воображения будущую деятельность
  3. выработать определенные навыки.
  4. отработать коммуникативные навыки.

    Игра не  должна заменить другие виды  учебной деятельности.

Учебные деловые игры (цель которых сформировать определенные навыки и умения учащихся в их активном творческом процессе) по уровню сложности можно разделить на разновидности:

1) имитационные упражнения  — они отличаются от деловой  игры меньшим объемом и ограниченностью  решаемых задач (например, кто  лучше может пользоваться едиными нормами и расценками?) Цель имитационных упражнений — предоставить возможность учащимся в творческой обстановке закрепить те или иные навыки, акцентировать внимание на каком-либо важном понятии, категории.

2) "анализ конкретных производственных ситуаций" — обучаемые знакомятся с ситуацией, с совокупностью взаимосвязанных фактов и явлений, характеризующих конкретное событие, возникающее перед специалистом в его профессиональной практике и требующее от него соответствующего решения, учащиеся предлагают свои решения в той или иной ситуации, которые коллективно обсуждаются.

3) "разыгрывание ролей"  — учащиеся получают исходные  данные по ситуации, а затем  берут на себя исполнение определенных  ролей. Исполнение ролей происходит  в присутствии других членов учебной группы, которые потом оценивают действия участников ситуации, принимаемые ими самостоятельные решения в зависимости от условий сценария, действий других исполнителей и в зависимости от ранее принятых собственных решений, т.е. при разигрывании ролей нельзя полностью предсказать ситуации, в которых оказывается тот или иной исполнитель. Этот метод обучения используется для выработки практических профессиональных и социальных навыков.

4) полномасшабная деловая  игра, имитирующая комплексно профессиональную деятельность и последствия принимаемых профессиональных решений (часто с использованием ЭВМ для расчета и анализа близких и отдаленных последствий принимаемых решений).

Выводы:

1. Деловые игры следует  использовать только там, где  они действительно необходимы. Это получение целостного опыта будущей профессиональной деятельности, развернутой во времени и пространстве.

2. К разработке игры  следует подходить системно и  учитывать ее влияние на другие  виды работы со студентами, а  также реакцию других преподавателей, которая может быть неадекватной.

3. В деловой игре  нужны предметная и социальная  компетентность участников, поэтому  следует начинать подготовку   к ДИ с анализа конкретных  производственных ситуаций и  разыгрывания ролей. Следует также до игры формировать у студентов культуру дискуссии.

4. Структурные компоненты ДИ  должны сочетаться таким образом,  чтобы она не стала ни тренажером, ни азартной игрой

5. Игра должна строиться на  принципах саморегулирования. Преподаватель  действует перед игрой, до начала учения, в конце и при анализе игры. Это требует большой подготовительной работы, теоретических и практических навыков конструирования ДИ.

6. Режим работы студентов в  процессе ДИ не укладывается  в рамки традиционного поведения  их на занятии и должен быть подчинен логике моделируемого производственного процесса.

7. В вузе наиболее приемлемы  компактные ДИ, рассчитанные на 4 часа практических занятий. Их  лучше проводить на последних  часах последнего дня учебной  недели, учитывая их эмоциональный заряд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды и формы контроля знаний в процессе обучения психологии.

Пед. контроль - это система проверки результатов обучения и воспитания. С псих. точки зрения контроль за учебной деятельностью - это самоконтроль.

      Методы контроля - это способы диагностической деятельности, позволяющие осуществлять обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Данная информация обрабатывается и анализируется, в результате чего делаются выводы.

-о корректировке процесса  обучения

-о продвижении учащихся  на следующую ступень обучения

-об эффективности  работы учителей и ВУЗа .

Принципы контроля:

-объективность - критериев,систематичность,  наглядность, всесторонность,

-разнообразие форм контроля, ифференцированный подход, индивидуальный характер контроля.

 

Виды контроля:

-предварительный (исходный  уровень знаний студента):

-текущий (в процессе  обучения);

-тематический (после  темы или раздела);

-рубежный (зачёт или  курсовая);

-итоговый контроль (экзамен в устной или письменной форме (диплом)).

Формы контроля:

-наблюдение - в процессе  ежедневной работы. Результаты официально  не фиксируются, но учитываются  при итоговой оценке;

-устный контроль - это  оценка ответов на семинарах,  зачётах, коллоквиумах. экзаменах. Бывает индивидуальный, групповой, фронтальный;

-комбинированный опрос;

- письменный контроль - экономичен, объективен и очень  эффективен. Можно проводить с  помощью дидактических карточек  или использовать ТСО;

-практический контроль -цель - проверить практические умения. Проведение эксперимента, решение проблемных ситуаций и задач, отчёты по пед. и псих. практике, курсовые, дипломные.

-дидактические тесты  - возникли на основе псих. тестирования  и программированного обучения, это набор стандартизированных заданий по определённому материалу, в результате чего определяется степень усвоения:

1) тесты на умение  производить стандартные мыслительные  действия на основе знаний;

  1. умение дать самостоятельную критическую оценку на основе знаний;
  2. умение решать новые проблемные ситуации.

 

 

 

 

 

11. Самостоятельная  работа студента в структуре  его учебной деятельности.

Руководство самостоятельной  работой студентов

I. Самостоятельная  работа на лекции

1. Работа с опорным  конспектом, использование логических схем, тезисы, графические схемы. Важно научить выполнять опорный конспект, пользоваться им на экзамене. провести анализ 2-3 работ.

2. Работа на лекции  предполагает соотношение полученной  научной информации с реальной  жизнью. Приучает самостоятельно  думать

3. Фрагмент лекции. Студенты  должны найти позиции других  ученых, новые исследования. Важно  соблюдать очередность.

4. Вопросы, заданные  преподавателем в конце лекции. Ответы студентов с опорой  на конспект.

5. При чтении проблемной  лекции преподавателем. Варианты:

А) самостоятельно решить проблему:

Б) выделить существенные признаки данного явления

II. Самостоятельная  внеаудиторная работа

1. Специальные задания,  задания на дом.

2. Изучение отдельных  тем или вопросов.

3. Мини-исследование проверка, осмысление методов или теоретических положений:

4. Описание эксперимента (практические задания).

5. Конспектирование первоисточников  или составление тезисов.

6 Описание и оформление  курсовых и дипломных работ.

7. Самостоятельная работа  в процессе подготовки к практическим занятиям.

3.Дистанционное  обучение

           Студентам высылается программа  курса, список литературы, вопросы  к зачетам, экзаменам, методические  рекомендации. Кратко изложим методику  управления самостоятельной учебной  деятельности студента:

• Главное требование - самостоятельное изучение научной и учебной литературы с обязательным сопоставлением теоретических положений с реальными психологическими явлениями, наблюдаемыми \ себя и вокруг себя.

• Вся остальная учебная  работа (написание курсовой или контрольной работы (реферата), подготовка к экзаменам и зачетам) должна осуществляться одновременно и параллельно с изучением рекомендованной литературы, и только ее успешное выполнение может гарантировать усвоение содержания изученного

• Самостоятельная учебная работа может быть успешной, если студенту будет интересно получать новые и полезные лично для себя знания. Поэтому постоянной заботой преподавателя становится формирование и поддержание возникшего интереса студента к познанию психологии как действенного мотива его деятельности, благодаря которому студент будет увлеченно читать литературу и чувствовать радость познания нового. При наличии такого мотива самостоятельная учеба перестанет быть для студента тяжким бременем, а приносит ощущение морального удовлетворения, которое человек испытывает, когда он занят творческим трудом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Популярная  лекция в просветительской деятельности  психологов.

 

     В ходе  чтения лекции психолог работает  с целью удовлетворения имеющегося  у людей интереса к психологии вообще и рассказывает о возможностях практической психологии относительно решения проблем в частности.

Методика разработки популярной лекции:

1.Аудитория - родители, школьники, студенты, люди любого  возраста.

2.Цель.

3.Тема.

4.Привлечение специалистов.

5.ТСО.

  1. Сбор информации о том что интересно.

7. Анализ результатов.

Цель: развитие мировоззрения людей (понимание собственной жизни и самоценности), принятие общественных ценностей, понимание других людей и окружающего мира, умение выстраивать с ними гармоничные отношения, повышение уровня психологической культуры, формирование у учащихся умения психологически мыслить, применяя свои психологические знания для научного объяснения фактов и явлений психики с целью развития личности.

 Где читаются популярные лекции: школы, ВУЗы, колледжи, различные организации, женские консультации, психологические консультации, детские комнаты милиции...

 

 

 

 

 

 

 

 

13.Место и  роль технических средств в  преподавании психологии.

 

ТСО - это источник получения знаний и формирования умений.

Функции - информационная, дидактическая, контрольная.

Виды - механические визуальные приборы (диаскоп. микроскоп, кодоскоп); аудиальные (проигрыватель, магнитофон, радио): аудио-визуальные (звуковые фильмы): средства, автоматизирующие процесс обучения, электронные устройства (компьютеры, телекоммуникационные сети).

ТСО в психологии:

       Магнитофон, камера, видеомагнитофон, слайды, секундомер.. Тех ср-во может использоваться  как метод ( просмотр фильма  целиком «Человек дождя - аутизм»)  и как прием (кусок из фильма с демонстрацией аффекта, изучение продуктов культуры - «Кавказская пленница»). С помощью видео можно изучать приемы НЛП, консультативный процесс, поведение ч-ка, использовать его с целью воздействия на испытуемого. Магнитофон тоже используется в тех же целях,  а так же как обязательный компонент при  медитации и аутотренинге.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Методика преподавания психологии