Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:34, курс лекций
МПП - это наука о том. как заинтересовать учёбой, увлечь и научить учиться самостоятельно и творчески. Опирается на психологическую теорию учения.
Предметом курса являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности. Цель курса - повышение качества обучения психологии, развитие мировоззрения людей, принятие общественных ценностей, повышение уровня псих. культуры.
При разработке важно учитывать:
1 Определение названия курса, аудиторию, кол-во часов.
2.0предеяить предмет курса, цели и задачи.
5 Содержание курса:
основные положения, понятия,
тезисы т.е. то что
6.Методические приемы для разработки каждой темы (дискуссии, проблемные ситуации, задачи, упраж, тренинга, наглядность, вопросы.
Л остается - самой трудной формой преподавания.
Педагог-преподаватель здесь выступает в 4-х ролях:
Функции Л:
Формы изложения материала.
Главное в проблемной Л - включение в познавательный процесс слушателя, чтобы он сам пришел к выводу.
Эффективность Л зависит от:
1.Содержания.
2.Методики изложения.
Содержание - обеспечивает интерес и полноценное восприятие.
Методика изложения. Л - процесс всегда творческий, имея одно содержание лекторы приподносят его по разному. Есть особенности которые присущи любой хорошей лекции и не зависят от личности преподавателя:
В структуре лекции 3 части:
1.Вводная.
Элементы занимательности должны сопровождать любые формы преподавания психологии. Особенно в школах, гимназиях, колледжах.
Важно не ограничиваться только аудиторной работой. Огромным познавательным потенциалом обладают внеаудиторные формы занятий.
Формы:
1. Л с занимательной тематикой.(Сновидения и их задачи. Экстрасенсорные способности человека. Занимательная психология - одно из эффективных средств привлечения внимания и интереса к психологической науки, повышающее мотивацию учения.
Цвет в жизни человека).
2. Научно-познавательные лекции. Содержание такой лекции д.б. наполнено многочисленными интересными примерами, опирающимися на научные исследования. Продолжительность такой лекции 45 минут.
3. Психологические вечера.
И загадки памяти.
- знакомая незнакомка (о психологической науке).
- вечер цвета.
- Здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики (о психологии пола).
4. Вечера вопросов и ответов.
- заранее получить
вопрос в письменном виде, ответы
на простые вопросы можно
5. Вечера встреч.
•Можно пригласить практикующего психолога, который расскажет о положительных и отрицательных сторонах профессии.
И приглашенными м.б.режессеры, работники прокуратуры, следователи, учителя, писатели, журналисты. Этих специалистов надо просить рассказать о том, как психологические знания помогают 1ям в профессии. К такой встрече надо готовиться заранее:
-заранее наметить
вопросы которые могут
- подготовить слушателей к
- подготовить выступающих.
6.Организация
факультативных кружковых
- для старшеклассников (Внушение, самовнушение и гипноз. Любовь и ум).
- для младших школьников (Таинственные явления психики, ум животных)
- для подростков (Проблемы межличностного общения, формирование воли, характера).
7. Небольшие экспериментальные исследования.
• подготовка и демонстрация экспериментов и опытов для лекций, и практических занятий силами студентов.
- в рамках школы
может быть проведено
- старшим школьникам,
студентам, можно поручить
- при этом учитель
психологии должен
8. Психологическая газета.
- печатный орган
- газета может быть
стенная, при оформлении
- рубрики должны быть многообразны, но кратки по содержанию. Т.к. читают в основном на переменах.
- теоретические положения
желательно отделять друг от
друга пространственно и
9. Неделя психологии.
- м.б. эффективной формой
популяризации как самой науки,
- в эту неделю проводится
во всех группах, классах
-в конце недели
проводится конкурс стенных газ
Информация - это некоторая объективно заданная знаковая система, то знание - отражение человеком той реальности, о которой эта информация что-то сообщает, субъективный смысл для него данного сообщения. Чтобы стать теоретически и практически компетентным, студенту нужно совершить в своем сознании двойной переход - от знака (информации) к мысли, а от нее к действию и поступку. Только в этом случае информация становится осмысленным знанием. Чтобы получить статус профессионального знания, информация с самого начала должна усваиваться студентом в контексте его собственного практического действия и поступка приближенного к предметно-технологическим и социокультурным ситуациям предстоящей профессиональной деятельности. Эти учебные ситуации должны быть проблемными. Контекст - это система внутренних и внешних условий поведения и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование субъектом конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам., внутренним контекстом являются индивидуально-психологические особенности, знания и опыт человека; внешним - предметные, социо-культурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых он действу-ет. Понимание смыслообразующего влияния предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности студента на процесс и результаты его учебной деятельности стало одним из оснований разработки теории и технологий контекстного обучения (А.А.Вербицкий), другим - теоретическое обобщение многообразного опыта использования форм и методов так называемого активного обучения, и главным - деятельностная теория учения, развития в отечественной психологии. Цель студента состоит не в усвоении ЗУН ,а в овладении целостной профессиональной деятельностью специалиста. Общая психологическая структура деятельности (учебной, профессиональной или любой другой) схема. (1). Знания составляют ориентировочную основу деятельности, представленную в каждом блоке ее структуры, все звенья деятельности взаимосвязаны; изменение, скажем цели приведет к определенным изменениям и во всех других звеньях, к системному эффекту. Это позволяет преподавателю посредством прямых или косвенных воздействий на эти блоки, создания соответствующих психолого-педагогических условий помогать обучающемуся в овладении целостной профессиональной деятельностью, трансформации уч в проф деятельн, сменой потребностей и мотивов, целей, действий (поступков), средств, предмета и результатов, последовательно моделировать в формах деятельности студентов содержание профессиональной деятельности специалистов со стороны ее предметно-технологических (предметный контекст) и социальных составляющих (социальный контекст). Содержание контекстного обучения отбирается в двух логиках: 1) логике учебного предмета в 2) логике будущей профессиональной деятельности , представленной в виде дифференциальной модели специалиста (менеджер, эксплуатационник, технолог, конструктор и т.п.), в которой дано описание системы его основных профессиональных функций, проблем и задач. Это напоминает его познавательную деятельность личностным смыслом, создает возможности для собственных целеобразования и целеосуществления. В КО теоретическое знание становится для студента осмысленным, превращаясь из "культурных консервов", пригодных лишь для сдачи экзаменов, в основу предстоящей профессиональной деятельности, которая формируется "здесь и теперь" Тем самым студент действует в целостном пространственно-временном контексте "прошлое-настоящее-будущее". Он понимает, что было ("ставшие" образцы теории и практики), что есть (выполняемая им познавательная деятельность) и что будет (моделируемые ситуации профессиональной деятельности). Все это мотивирует его учебную деятельность. Основной единицей содержания - проблемная ситуация позволяет превратить статичное содержание образования в динамичное, студент развивается и как специалист, и как член общества.. Предметное содержание деятельности - система учебных проблемных ситуаций постепенно приближающихся к профессиональным, заданным в модели деятельности специалиста. Социальное содержание "втягивается" в учебный процесс через формы совместной деятельности студентов, предполагающие учет личностных особенностей каждого, его интересов и предпочтений, следование нравственным нормам учебного и будущего профессионального коллектива, общества. Педагогические технологии КО обеспечивают личностное включение студента в освоение профессиональной деятельности и обогащение за счет творческого развития личности будущего специалиста.
История создания тренинговых групп (Т-групп) тесно связана с именем К. Левина. Работая сначала в лаборатории, затем в полевых условиях, К. Левин пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. Группы быстро приобрели популярность как новый эффективный метод обучения, и основными задачами групп тренинга, или групп тренинга базовых умений, было обучение участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях.
Группа — это реальный мир в миниатюре. В ней существуют те же, что и в жизни проблемы межличностных отношений, поведения, принятия решений и т.д. Тем не менее от реального мира эта искусственно созданная лаборатория отличается тем, что в тренинговой группе каждый может быть и экспериментатором и предметом эксперимента. Здесь возможно решение задач, которые неразрешимы в реальной жизни.
Занятие в группе предполагает психологическую безопасность. Чем ближе задачи тренинговой группы к решению вопросов роста личности, межличностных отношений и чем успешнее авторитарные методы руководства заменяются неавторитарными, тем больше Т-группа (особенно ее сензитивный тип) приближается к группе встреч. И все же между Т-группой и группой встреч существует разница. Прежде всего Т-группа учит, как учиться. Поскольку все члены группы вовлекаются в общий процесс взаимообучения, они в большей мере полагаются на руководителя. Таким образом, обучение является скорее результатом опыта самой группы, нежели разъяснений и рекомендаций руководителя. Обучение тому, как учиться, включает в себя отдельные этапы: представление самого себя, обратная связь, экспериментирование. Конечная цель тренинговой группы — научить ее участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни.
Хороший руководитель — тот, кто верит в групповую мудрость и способность участников самостоятельно выбраться из трудных ситуаций, которые они сами себе создают. Роль руководителя состоит в том, чтобы вовлечь участников в совместную работу по исследованию их взаимоотношений и поведения, организовать групповой процесс, а потом незаметно устраниться от директивного руководства. Общая ошибка всех руководителей тренинговых групп заключается в стремлении активно включиться в групповой процесс, «вытянуть» группу из тупиковой ситуации. В действительности такие действия руководителя только мешают группе реализовать свои резервные возможности. Однако устраниться от руководства — не значит утратить контроль над ситуацией. Опытный руководитель, избегая очевидного руководства группой, всегда тем не менее остается центральной фигурой, тонко, ненавязчиво направляя процесс в нужное русло.