Методика преподавания психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:34, курс лекций

Краткое описание

МПП - это наука о том. как заинтересовать учёбой, увлечь и научить учиться самостоятельно и творчески. Опирается на психологическую теорию учения.
Предметом курса являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности. Цель курса - повышение качества обучения психологии, развитие мировоззрения людей, принятие общественных ценностей, повышение уровня псих. культуры.

Файлы: 1 файл

Методика преподавания психологии.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

3.Тема.

4.Привлечение специалистов.

5.ТСО.

  1. Сбор информации о том что интересно.

7. Анализ результатов.

 

 

 Л с занимательной  тематикой.(Сновидения и их задачи. Экстрасенсорные способности человека. Занимательная психология - одно из эффективных средств привлечения внимания и интереса к психологической науки, повышающее мотивацию учения.  Цвет в жизни человека).

 Научно-познавательные  лекции. Содержание такой лекции д.б. наполнено многочисленными интересными примерами, опирающимися на научные исследования. Продолжительность такой лекции 45 минут.

 

Тематика лектория зависит от возрастных особенностей аудитории.

Нельзя давать только голую теорию, нельзя давать советы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды деятельности преподавателя: обучающая, исследовательская, научно-методическая.

 

Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций — обучающей, воспитательской, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателя вуза сочетание педагогической и научной работы. Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень знаний. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов.

Всех вузовских преподавателей можно условно разделить на три  группы: 1) преподаватели с преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего числа); 2) с преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5) и с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (немного более трети).

Профессионализм преподавателя  в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является ее творческий характер.

Обучающая: лекции, семинары, мастер-классы, практикумы, коллоквиумы....

Научно-методическая: разработка программ учебных курсов, разработка научно-методических рекомендаций, написание учебников и учебно-методических пособий...

Исследовательская: участие в исследовательских программах, самостоятельное проведение научных исследований, психолого-

 

педагогическая исследовательская работа в процессе непосредственной педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психологические особенности общения лектора с аудиторией.

 

В структуре педагогических способностей и, соответственно, педагогической деятельности выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Гностический  компонент — это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относятся умения строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

К общекультурным знаниям  относятся знания в области искусства  и литературы, осведомленность и  умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, экологических проблемах; наличие содержательных увлечений и хобби. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности воспитания учащихся.

Специальные знания включают владение предметом, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания.

Важной составляющей гностического компонента педагогических способностей являются знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т.е. деятельности по приобретению новых знаний.

Если гностические способности  составляют основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивные или проектировочные способности. Именно от них зависит эффективность использования всех других знаний, которые могут или остаться мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит

 

мысленное моделирование  воспитательно-образовательного процесса.

Проектировочные способности  обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами, и т.п. Такие способности развиваются лишь в процессе профессионального совершенствования по мере роста педагогического опыта и стажа.

Конструктивные способности  обеспечивают реализацию тактических  целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т.п. Решать проблемы конструирования воспитательно-образовательного процесса в вузе приходится ежедневно каждому педагогу-практику.

Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в вузе. Долгое время им приписывалась подчиненная роль; условия подготовки специалистов в вузах традиционно оставались неизменными, а в организации учебной деятельности студентов предпочтение отдавалось проверенным временем и хорошо освоенным формам и методам. Кстати, установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом.

От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другими преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п.

Отсюда ключевая роль общения наряду с совместной деятельностью (в

 

которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании учащихся. Преподаватели вуза должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества.                         

Можно выделить несколько  компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Раин). Элементы этой микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности.

1. Варьирование стимуляции  учащегося (может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории, и т.п.).

2. Привлечение интереса  с помощью захватывающего начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.).

3. Педагогически грамотное  подведение итогов занятия или  его отдельной части.

4. Использование пауз  или невербальных средств коммуникации (взгляда, мимики, жестов).

5. Искусное применение  системы положительных и отрицательных подкреплений.

6. Постановка наводящих  вопросов и вопросов проверочного характера.

7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала.

8. Использование задач  дивергентного типа с целью  стимулирования творческой активности.

9. Определение сосредоточенности  внимания, степени включенности  студента в умственную работу  по внешним признакам его поведения.

10. Использование иллюстраций  и примеров.

11. Использование приема  повторения.

Основными компонентами педагогической культуры являются : 1 — профессиональные знания и умения ; 2 — личностные качества педагога; 3 —

 

опыт творческой деятельности. Профессиональная компетентность педагога предполагает наличие у него широкого диапазона профессиональных знаний и умений:

профессиональные знания:

— методологические,

— теоретические,

— методические,

— технологические профессиональные умения:

— информационные,

— организаторские,

— коммуникативные,

— прикладные,

— владение педагогическими  техниками,

— постановка цели, анализа и самоанализа,

— воспитательной работы.

Можно выделить 3 уровня педагогической культуры: репродуктивный, профессионально-адаптивный, профессионально-творческий.

 

 


Информация о работе Методика преподавания психологии