Методика преподавания психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:34, курс лекций

Краткое описание

МПП - это наука о том. как заинтересовать учёбой, увлечь и научить учиться самостоятельно и творчески. Опирается на психологическую теорию учения.
Предметом курса являются методы, формы и средства обучения психологии, их специфика и особенности. Цель курса - повышение качества обучения психологии, развитие мировоззрения людей, принятие общественных ценностей, повышение уровня псих. культуры.

Файлы: 1 файл

Методика преподавания психологии.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

В тех случаях, когда  работа в тренинговой группе ограничена во времени, меняется и роль наставника. Руководитель такой краткосрочной группы должен быть более активен, чаще вступать в конфронтацию с участниками, обеспечивая обратную связь. Группа с укороченным сроком действия чаще всего бывает структурированной: руководитель задает тон занятия, дает конкретные задания, формирует ситуации, а группа вырабатывает свой вариант решения. Запланированность действий хорошо зарекомендовала себя при решении различного рода конфликтных ситуаций.

Противоположностью структурированной  группе может служить так называемая Тэвистокская группа. Она была предложена У. Байеном в 1959 г., а название группы происходит от Тэвистокской клиники и Тэвистокского института человеческих отношений в Лондоне, где У. Байен занимался исследованием так называемых малых учебных групп.

Основное внимание в  этих группах сосредоточивается  на индивидуальном развитии и уникальности каждой личности. В Тэвистокской группе в качестве допущения принимается, что высказывания Одного участника, его поведение, отраженное в групповом зеркале, разделяется другими участниками, а сама группа ведет себя как взаимосвязанная система, в которой целое оказывается чем-то большим, нежели сумма его частей. Руководителю в такой группе отводится пассивная роль, в то время как члены группы исследуют особенности собственного поведения — руководитель группы остается в тени.

Т-группа в психокоррекционном плане имеет две основные цели: 1. Самосовершенствование личности. 2. Обучение навыкам межличностного общения.

Т-группа, кроме функции  научения, выполняет еще и функцию  психического выздоровления. Это означает, что занятия в Т-группе делают ее участников более восприимчивыми к чужим чувствам и потребностям, позволяют глубже осознать себя и свое собственное поведение, помогают наладить адекватные межличностные отношения, повысить свою коммуникабельность, открытость, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства.

Позже Т-группы по своему целевому назначению стали подразделяться на:

  • группы развития коммуникативных навыков и умений (подготовка руководителей, деловых людей);
  • группы межличностных отношений (проблемысемьи, брака);
  • группы сензитивности (группы, ориентированные на рост и самосовершенствование линности).

Родоначальники Т-групп  в основе своего (как они считали) обучающего метода выделили следующие позитивные начала: применение психологических знаний в практической жизни, ориентация на демократические (в противовес авторитарным) методы обучения, способность в процессе обучения устанавливать отношения взаимопонимания и взаимопомощи, готовность вникнуть в проблему другого члена группы.

  Т-группы, или группы социально-психологического тренинга, большей частью создаются и используются для обучения правильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. В них обсуждаются проблемы, с которыми участники сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их решения.

Основная задача, которую решают Т-группы, — обучение деловому и личностному взаимодействию, руководству людьми и организации совместной деятельности.

Иногда Т-группы применяются  для изменения индивидуальной психологии клиентов. Особое значение придается непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Конкретные цели этой группы, направленность ее деятельности в основном определяются самими участниками групп.

В Т-группах поощряется исследовательское, заинтересованное отношение к действительности, а также способность быть и оставаться самим собой во взаимодействии с людьми. Особая роль отводится сотрудничеству и этому специально обучают участников таких групп. Работа Т-групп направлена на то, чтобы в атмосфере взаимного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать самого себя, выработать умения и навыки познания других людей, установления с ними доверительных отношений. Развитие процессов в Т-группах идет поэтапно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19.Игровые формы контекстного обучения (деловая игра).

 

Сущность деловой  игры

Деловая игра представляет собой форму воссоздания предметного  и социального содержания будущей  профессиональной деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые характерны для этой деятельности как целого.

С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится  профессиональная обстановка, сходная  по основным сущностным характеристикам  с реальной. Вместе с тем в деловой игре воспроизводятся лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени.

ДИ воссоздает предметный контекст-обстановку будущей профессиональной деятельности (условной практики) и социальный контекст, в котором учащийся взаимодействует с представителями других ролевых позиций. Таким образом, в деловой игре реализуется целостная форма коллективной учебной деятельности на целостном же объекте — на модели условий и диалектики производства, профессиональной деятельности.

В деловой игре обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, сочетающую в себе учебный и профессиональный элементы. Знания и умения усваиваются им не абстрактно, а в контексте профессии, налагаясь на канву профессионального труда. В контекстном обучении знания усваиваются не впрок, для будущего, а обеспечивают игровые действия учащегося в реальном процессе деловой игры. Одновременно обучаемый наряду с профессиональными знаниями приобретает специальную .компетенцию — навыки специального взаимодействия и управления людьми; умение руководить и подчиняться, следовательно, ДИ воспитывает личностные качества, ускоряет процесс социализации. Но эта "серьезная" профессиональная деятельность реализуется в игровой (частично азартной) форме, что позволяет обучаемым интеллектуально и эмоционально "раскрепоститься", проявлять творческую инициативу.

В процессе игры осваиваются:

нормы профессиональных действий;

нормы социальных действий — т. е. отношений в коллективе производственников. При этом каждый ее участник находится в активной позиции, взаимодействует с партнерами, соотнося свои интересы с партнерскими и, таким образом, через взаимодействие с коллективом познавая себя.

Моделируя или имитируя условия и динамику производства, действия и отношения специалистов, ДИ служит средством актуализации, применения и закрепления знаний и средством развития практического мышления. Этот эффект достигается через взаимодействие участников игры в заданной конкретной ситуации или системе производственных ситуаций. Деловая игра реализуется на имитационной модели, как совместная деятельность по постановке и решению игровых учебных задач, подготовке и применению индивидуальных и совместных решений. Правила и нормы совместной деятельности, язык имитации и связи задаются заранее или вырабатываются в процессе игры. ДИ проводится в режиме диалогического общения, она является двуплановой деятельностью, поскольку направлена на достижение двух целей;

игровой и педагогической, которая, будучи приоритетной, не должна довлеть над первой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Влияние личности преподавателя на эффективность учебных занятий.

 

Есть факторы, влияющие на эффективность лекции, которые  зависят от лектора.

  • культура речи (локус-контроль)
  • эмоциональность - устная речь богата интонациями, словами, которые мы долго помним, она дополняется мимикой,пантомимикой. Эмоциональность лекции- это великая сила. Равнодушие обижает и потому не нравится.
  • контакт с аудиторией
  • лектору можно задать вопрос
  • высказать свое мнение
  • он понимает студента (слушает)
  • считает себя равным слушателям.
  • индивидуальность, характер лектора.

Ценность темперамента преподавателя определяется его  соответствием деятельности:

  1. Холерик - быстрота реакции.
  2. Сангвиник -общительность.
  3. Флегматик - тщательность.
  4. Меланхолик - чувственность -артистичность.

 

Стимулы:

1.Мои Л нельзя пропускать, будут проверки из ректората.

  1. Мой курс недооценили, дали мало часов - нельзя пропускать.
  2. Я строг на экзаменах.
  3. Где найдете материал, учебников нет.
  4. Отмечать всех не явившихся.
  5. Материал сложен для понимания, я объясняю легко.

 

  • демонстратизм, эгоцентризм.
  • индивидуальность лектора - такой лектор пытается стимулировать восприятие искусственным способом. Это стимул палка-поганялка. Попытка удивить аудиторию цифрами, фактами, историей, играми, но интерес быстро угасает.
  • в общении могут быть недостатки
  • заискивание
  • грубость
  • возвышение себя
  • нет темы для общения
  • к чему надо стремиться
  • знание предмета
  • мастерство преподавания
  • умение руководить работой студентов
  • требовательность
  • увлеченность и умение ее передать другим
  • юмор
  • опрятная внешность.

 

Методика подготовки к лекции, этапы:

  1. изучение программы.
  2. составление списка литературы.
  3. изучение литературы, отбор содержания
  4. выбор типа лекции
  5. составление, написание плана лекции
  6. подбор наглядных примеров
  7. проговоривание содержания в целях репитиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Содержание  и методика организации психологического  лектория для родителей.

 

Методика подготовки к лекции, этапы:

  1. изучение программы.
  2. составление списка литературы.
  3. изучение литературы, отбор содержания
  4. выбор типа лекции
  5. составление, написание плана лекции
  6. подбор наглядных примеров
  7. проговоривание содержания в целях репитиции.

 

Методика организации:

1.Аудитория - родители. (место, время, кол-во часов)

2.Цель.

3.Тема.

4.Привлечение специалистов.

5.ТСО.

  1. Сбор информации о том что интересно.

7. Анализ результатов.

 

Цель: побудить родителей внимательно относиться к детям.

Возможные темы: дать знания о психоческих законах формирования личности ребенка, научить приемам общения с ребенком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Содержание  и методика организации психологического  лектория для учителей.

 

Методика подготовки к лекции, этапы:

  1. изучение программы.
  2. составление списка литературы.
  3. изучение литературы, отбор содержания
  4. выбор типа лекции
  5. составление, написание плана лекции
  6. подбор наглядных примеров
  7. проговоривание содержания в целях репитиции.

 

Методика организации:

1.Аудитория - учителя. (место, время, кол-во часов)

2.Цель.

3.Тема.

4.Привлечение специалистов.

5.ТСО.

  1. Сбор информации о том что интересно.

7. Анализ результатов.

 

 

 

Темы: позитивное отношение к себе, развитие уверенности, трудности подросткового возраста, индивидуальный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и методика организации психологического лектория для школьников.

 

Методика подготовки к лекции, этапы:

  1. изучение программы.
  2. составление списка литературы.
  3. изучение литературы, отбор содержания
  4. выбор типа лекции
  5. составление, написание плана лекции
  6. подбор наглядных примеров
  7. проговоривание содержания в целях репитиции.

 

Методика организации:

1.Аудитория - школьники. (место, время, кол-во часов)

2.Цель.

Информация о работе Методика преподавания психологии