Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей младшего школьного возраста. На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей произвеждений искусства, показывает профессиональные приемы работы теми или иными материалами. В ходе изобразительной деятельности ребята получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Введение
1. Теоретические основы методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении младших школьников
1.1. Лепка (скульптура) как один из древнейших видов человеческой деятельностью
1.2. Возрастные особенности обучения лепке учащихся начальной школы
1.3. Значение занятий лепкой в развитии детей младшего школьного возраста
2. Методические рекомендации по организации занятий лепкой в начальной школе
2.1. Методы и приемы обучения лепке (скульптуре) младших школьников
2.2. Материалы и оборудование, необходимые для проведения занятий по лепке
Заключение
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении младших школьников………………….…….......5
1.1. Лепка (скульптура) как один из древнейших видов человеческой деятельностью……………………………………………
1.2. Возрастные особенности обучения лепке учащихся начальной школы…………………………………………………………………
1.3. Значение занятий лепкой в развитии детей младшего школьного возраста…………………………………………………………
2. Методические рекомендации по организации занятий лепкой в начальной школе……………………………………………………………….
2.1. Методы и приемы обучения лепке (скульптуре) младших школьников……………………………………………………
2.2. Материалы и оборудование, необходимые для проведения занятий по лепке…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература
Приложение
Введение
Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей младшего школьного возраста. На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей произвеждений искусства, показывает профессиональные приемы работы теми или иными материалами. В ходе изобразительной деятельности ребята получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Ю.А Полуянов, Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по изобразительному искусству для начальной школы.
Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурный образ. Эта работа требует художественных способностей, знаний и умений в области изобразительной грамоты, декоративного искусства, дизайна.
Лепка — одно из направлений деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства. Уникальная методика лепки из глины и пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. «…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете» [3].
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.
Занятия лепкой способствуют формированию умственных способностей детей, развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся [7;8].
Таким образом, тема нашей курсовой работы – «Методика преподавания лепки (скульптуры) в обучении младших школьников» - является актуальной и практико-ориентированной.
Цель исследования: выявить и обосновать особенности преподавания лепки (скульптуры) младшим школьникам.
Объект: методика преподавания лепки (скульптуры).
Предмет: обучение лепке (скульптуре) младших школьников.
Гипотеза: методика преподавания лепки (скульптуры) в обучении младших школьников имеет свои особенности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении младших школьников.
2. Рассмотреть лепку (скульптуру) как один из древнейших видов человеческой деятельности.
3.Вывить и обосновать возрастные особенности обучения лепке учащихся начальной школы.
4. Определить значение занятий лепкой в развитии детей младшего школьного возраста.
5. Разработать методические рекомендации по организации занятий лепкой в начальной школе.
1.-Теоретические основы методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении младших школьников
1.1.-Лепка (скульптура) как один из древнейших видов человеческой деятельности
Лепка (скульптура) – один из древнейших видов человеческой деятельности. Она идет от тех первобытных времен, когда наши предки выдалбливали сосуды для воды и с наивной непосредственностью, может быть, концом кремня, на черепках, на первых предметах домашней утвари запечатлевали свой нехитрый быт. Каждая новая раскопка свидетельствует о том, что резец, которым человек высекал изображение зверей и птиц на скалах и костях, на стенах своих пещер, был собратом молоту, огниву, луку с тетивой [6].
До сих пор над песками Египта рядом с пирамидами, залитые жгучими лучами солнца, возвышаются колоссы – львиные тела, увенчанные человеческой головой. Это сфинксы, высеченные из скал.
От времен эпохи Древнего царства Египта к нам дошла безупречно выполненная скульптура – знаменитый портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира».
Но самое великое чудо, созданное около трех с половиной тысяч лет назад скульптором Тутмосом, - портрет жены фараона Эхнатона царицы Нефертити. К этому времени человечество уже несколько веков слагало хвалы образу вечной женственности.
Мифы Древней Греции рассказывают о художнике Пигмалионе, который, ненавидя женщин, в своем уединении однажды создал из слоновой кости статую девушки Галатеи. Она поразила художника своей красотой. Пигмалион влюбился в созданную им статую, и богиня красоты Афродита, вняв мольбе Пигмалиона, оживила Галатею. В этой легенде большой смысл. Все пластическое искусство о мертвых схем всегда шло к жизни, к человеку, к его самым сокровенным думам [15].
Ближе по времени к нашей эпохе искусство древних греков, достигшее своего расцвета две с половиной тысячи лет назад. Греческий историк Плутарх писал, что в Афинах больше статуй, чем живых людей. Эти статуи были «прекрасны, казалось, они живые, они дышат». Образы греческой скульптуры проникнуты духом ясной гармонии, ваятели воспевали красоту человеческого тела, отожествляя красоту тела с красотой души. Искусство древнегреческих скульпторов вечно, оно, как и тысячи лет назад, продолжает «доставлять нам художественное наслаждение». Греческие скульпторы прославляли - жизнь, человека, мужество. А это и есть высшее назначение искусства [6].
Самым гениальным скульптором Возрождения был Микеланджело Буонарроти. Микеланджело считал: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился». Основным объектом творчества круглой скульптуры является мир человека и мир животных (анималистическая скульптура).
Славу лучшего скульптора утвердила за Микеланджело статуя Давида, поставленная на площади Синьории во Флоренции в начале 16 века [15].
К миру большой скульптуры принадлежат мемориальные ансамбли, монументы, бюсты, посвященные великим людям и историческим событиям (монументальная скульптура), воплощающие чувства (преклонения, восторга, трагедийно-скорбные) современников. Установленные на открытых пространствах, часто на естественных или искусственных возвышениях, монументы обращены к современникам и будущим поколениям.
Скульптура может быть опорой в архитектурной конструкции, служить украшением фасадов, фронтонов, порталов храмов, входить в композицию мостов и триумфальных арок (монументально-декоративная скульптура), украшать аллеи, лужайки, партеры (садово-парковая скульптура).
История занятий непосредственно лепкой имеет также глубокую историю.
Уже в эпоху раннего неолита люди были знакомы с техникой обжига гончарных изделий. В IV тысячелетии до н.э. древние египтяне знали об искусстве изготовления глазурованных керамических изделий, а в конце того же тысячелетия шумеры научились создавать объемные изделия из глины на гончарном круге.
В России глиняную посуду несложной формы изготавливали еще в III—II вв. до н. э., что подтверждают археологические раскопки могильников в районе Поволжья, бассейнов рек Москвы и Клязьмы. В XV—XVII вв. в России с развитием архитектуры и строительства большое распространение получило керамическое производство: изготавливали кирпич, черепицу, глазурованные плитки и др. В Москве в Гончарной слободе (современная Таганка) производили разнообразную керамику для облицовки печей, а также посуду, в том числе и аптекарскую.
В 1744 г. в Петербурге был основан первый в России Императорский фарфоровый завод. Дмитрий Иванович Виноградов открыл и научно обосновал технологию производства фарфоровой массы из отечественного сырья, куда входили: кремень, гжельская огнеупорная белая глина, алебастр. М.В. Ломоносов открыл твердый фарфор и предложил множество рецептов фарфоровых масс.
В первой половине XIX в. открываются частные заводы. В 1750 г. был основан завод Ф.Я. Гарднера, выпускавший чайную и столовую посуду. На заводе А.Г. Попова выпускали, кроме расписной посуды, статуэтки, а находился он в селе Горбунова недалеко от Сергиева Посада [6].
Впервые село Гжель упоминается в XIV веке в Духовной грамоте Великого князя Московского Ивана Калиты. Из летописных источников известно, что основным занятием гжельцев было гончарное ремесло, поэтому слово «гжель», видимо, происходит от глагола «жечь», «обжигать» глину.
В XVIII веке гжельские мастера освоили производство майолики, которую изготавливали из местной глины и покрывали оловянной глазурью. Среди других промыслов керамического искусства выделяется скопинская керамика (Скопин, Рязанская область). Производство декоративной скопинской керамики было основано в 1860-е гг. крестьянами братьями Оводовыми, которые первыми узнали секрет приготовления свинцовой глазури.
Существуют две разновидности скульптуры: круглая, свободно размещающаяся в пространстве, и рельеф, в котором объемные изображения размещаются на плоскости. Если выпуклость рельефа составляет больше половины объема, то его называют - горельеф, если меньше — барельеф, а если рельеф утопает на плоскости – это контррельеф.
В современном бытовом обиходе мелкая пластика может представлять собой жанровые статуэтки, настольные портретные изображения животных, небольшие сувенирные модели памятников.
Скульпторы говорят, что произведение рождается в эскизе из глины, а затем возрождается в материале. Мастерская скульптора — холодное, чаще всего сырое помещение. Мокрыми тряпками покрыты глиняные модели, стоят каркасы из проволоки и деревянных дощечек для статуй, на полках — гипсовые слепки, на полу— глыбы камня.
Скульптура требует таланта, мастерства, терпения и часто тяжелого физического труда. В Древней Греции существовала хрисоэлефантинная техника: на деревянный остов накладывались пластины из золота для изображения одежды и пластины из слоновой кости для изображения тела. В этой технике знаменитый скульптор Фидий сделал колоссальную статую Зевса, слывшую в древности одним из семи чудес света.
Скульптура может быть раскрашена и не раскрашена. Скульптура Древнего Востока, Греции, готики, эпохи модерн признавала раскраску, употребляла цветные материалы. Высокое Возрождение, классицизм считали раскраску недостойным подлинного искусства приемом. Знаменитая Венера Милосская создана из двух кусков мрамора: ее обнаженное тело высечено из паросского мрамора, одетая же часть фигуры — из мрамора другой породы, причем шов между двумя кусками мрамора не совпадает полностью с границей между одетой и обнаженной частями.
Микеланджело считал: «Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы ее можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился». Бенвенуто Челлини, знаменитый итальянский скульптор XVI в., в «Трактате о скульптуре» пишет: «Скульптура, по меньшей мере, в восемь раз превосходит живопись, так как она располагает не одной, а многими точками зрения, и все они должны быть одинаково ценными и выразительными».
Характер одежды и драпировок, ритм их складок, силуэт (прерывистый или сплошной), распределение света и теней — все активно участвует в создании образа статуи. В прошлом веке возникли и новые формы скульптуры (в том числе игровые, предназначенные для детских площадок), абстрактная неизобразительная скульптура.
Таким образом, скульптура, керамические промыслы занимали важное место в жизни людей, начиная с ранних эпох возникновения человечества. Спустя тысячи лет до наших времен дошли архитектурные памятники, которые поражают своей красотой и величественностью.
1.2.-Особенности обучения лепке детей младшего школьного возраста
Дети 6-7 лет, приходящие в школу, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать.