Методика преподавания лепки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей младшего школьного возраста. На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей произвеждений искусства, показывает профессиональные приемы работы теми или иными материалами. В ходе изобразительной деятельности ребята получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении младших школьников
1.1. Лепка (скульптура) как один из древнейших видов человеческой деятельностью
1.2. Возрастные особенности обучения лепке учащихся начальной школы
1.3. Значение занятий лепкой в развитии детей младшего школьного возраста
2. Методические рекомендации по организации занятий лепкой в начальной школе
2.1. Методы и приемы обучения лепке (скульптуре) младших школьников
2.2. Материалы и оборудование, необходимые для проведения занятий по лепке
Заключение

Файлы: 1 файл

ПЛАН 87.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

3) Комбинированный вариант, когда объединяются первый и второй вариант.

Основой для картин может служить картон, оргстекло, ДВП.

В этой технике можно исполнять очень много разнообразных заданий. Так же много, как и обычными красками, если научить детей расширять цветовую палитру пластилина. Только размеры пластилиновых картин будут значительно меньше, поскольку для детских рук исполнение их весьма трудоемко.

Смешивание пластилина бывает: полное (смешивание до образования причудливых разводов и пятен) и неполное (смешивание до получения нового цвета или оттенка).

Знакомство с получением новых оттенков и цветов в пластилине можно провести, как открытие, опирающееся на уже имеющийся опыт смешивания красок или одновременно: поэкспериментировать с красками и выдвинуть предположение о подобной возможности в пластилине. Далее следует открытие рациональной операции смешивания. Главное правило - не смешивать одновременно много цветов, а в остальном, смешивая даже два цвета, но в разных пропорциях, можно получать огромное количество оттенков.

Таким образом, можно сделать вывод, что лепка из пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.

 

 

 

 

 

2.2.-Материалы и оборудование, необходимые для проведения занятий по лепке

Для уроков лепки в начальных классах необходимо: пластилин, блюдце или ведерко с теплой водой, подкладная доска, стеки, «бутылочки», тряпочки для рук для каждого ученика. Занятия проводятся в классе или обычной комнате.

Работать младшим школьникам удобнее всего за столами, так как они легко отмываются от пластилина. Хорошо иметь для детских работ пластиковые плитки или деревянные дощечки, которые легко бы вращались на столе.

Тряпочки должны быть разные: для мытья рук – фланелевые и махровые, для приема «раскатка» – ситцевые. В качестве материалов для отпечатывания фактуры используются кружева, веревочки, холст, живые природные материалы – листья растений и другие фактурные материалы.

В коробке с инструментами должны храниться стеки, штампики, губки, бутылочки. В роли стеков можно использовать гвозди с расплющенными носиками (т.к. пластмассовые стеки неудобны, они гнутся и ломаются), деревянные палочки, заточенные лопаткой. Штампиками могут служить вышедшие из строя шариковые ручки, пустые стержни и колпачки от фломастеров. Губки нужны для смачивания и заглаживания поверхности работ.

Бутылочками пользуются при приеме «раскатка». Деревянные валики неудобны, они неустойчивы, падают со стола и очень плохо отмываются. Керамические или стеклянные бутылки легко моются, удобны в применении, потому что гладкие и устойчивые.

В процессе работы с пластилином необходимой объяснить детям, что основной инструмент лепки – это пальцы. Но в случаях, когда необходимо добиться четкости и проработать мелкие детали, убрать лишний пластилин или создать определенную фактуру, используют стеки и ножи с деревянными и металлическими лезвиями, пробойники.

Лепку из пластилина выполняют всегда на доске, назначение которой состоит не только в том, чтобы предохранять стол от грязи. Выполняемое изделие, помещенное на подкладную доску, удобно поворачивать в процессе любой стороной к исполнителю, что совершенно необходимо. Доска может быть из фанеры размером примерно 25х25 см. на каждую из них дежурные до начала урока кладут комки пластилина, величина которых зависит от изделия и от темы урока.

Для проработки мелких деталей, нанесения на поверхность изделия украшений в виде штрихов, выемок и т.д. необходимы стеки. Вместо них можно использовать отточенные ручки старых рисовальных или клеевых кистей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Скульптура, керамические промыслы с ранних эпох возникновения человечества занимали важное место в жизни людей. Спустя тысячи лет до наших времен дошли архитектурные памятники, которые поражают своей красотой и величественностью.

Лепка — одно из направлений деятельности младших школьников на уроках изобразительного искусства. Уникальная методика лепки из глины и пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста.

При лепных работах с детьми младшего школьного возраста нужно принимать во внимание их возрастные особенности. Нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален по-своему, раскрывает свои творческие способности по-разному, развивается неодинаково.

Занятия лепкой способствуют формированию умственных способностей детей, развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

В ходе нашего исследования мы выделили следующие основные положения в методике преподавания лепки младшим школьникам.

Для уроков лепки в начальных классах необходимо: пластилин, блюдце или ведерко с теплой водой, подкладная доска, стеки, «бутылочки», тряпочки для рук для каждого ученика.

Основными способами лепки являются - конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Исследователи выделяют следующие основные приемы формообразования: раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы – это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.

Приёмами отделки формы можно назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры

В работе с младшими школьниками на уроках изобразитеьного искусства при работе с пластилином рекомендуется использование следующих техник: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.

Таким образом, проведенное нами исследования по теме курсовой рмаботы позволила выделить основополагающие моменты в методике ипреподавания лепки, а также определить, что лепка из пластилина помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.

 

 

3

 



Информация о работе Методика преподавания лепки