Методика преподавания лепки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 19:14, курсовая работа

Краткое описание

Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей младшего школьного возраста. На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей произвеждений искусства, показывает профессиональные приемы работы теми или иными материалами. В ходе изобразительной деятельности ребята получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы методики преподавания лепки (скульптуры) в обучении младших школьников
1.1. Лепка (скульптура) как один из древнейших видов человеческой деятельностью
1.2. Возрастные особенности обучения лепке учащихся начальной школы
1.3. Значение занятий лепкой в развитии детей младшего школьного возраста
2. Методические рекомендации по организации занятий лепкой в начальной школе
2.1. Методы и приемы обучения лепке (скульптуре) младших школьников
2.2. Материалы и оборудование, необходимые для проведения занятий по лепке
Заключение

Файлы: 1 файл

ПЛАН 87.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Многочисленные психологические исследования показывают, что существует прямая зависимость между развитием этих навыков и уровнем общего психического и интеллектуального развития ребенка. В этом можно убедиться, если ученик в состоянии правильно воспроизвести графический материал, то он значительно успешнее овладевает учебной программой в целом, и наоборот, чем хуже развиты эти навыки, тем больше хлопот доставляет такой ребенок [10].

Как правило, эти навыки бывают сформированы у детей уже к старшему дошкольному возрасту. А в процессе школьного обучения происходит их дальнейшее оттачивание и совершенствование.

Для развития мелкой моторики существует множество разнообразных упражнений по лепке из глины и пластилина. Занимаясь лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов. В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов. Таким образом, детские скульптуры как бы не подчиняются правилам композиционного решения скульптуры. Однако если детские сюжетные работы сравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты [7].

Мелкая народная пластика дает пример ритмичного элементарного расположения предметов. Работы школьников, выполненные под влиянием сюжетных народных глиняных игрушек, приобретают стройность и ритм.

Создание изделия из глины всегда связано с выражением его пластических особенностей. Творческие способности ребенка во время лепки могут проявиться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге для лепки; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера для украшения помещения; в умении найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении навыков декоративной лепки на изображение предметов недекоративного характера и сюжетную лепку.

Для развития зрительно-моторной и зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую следует осуществлять по следующим этапам: сначала ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец, затем время рассматривания образца значительно сокращается по 15-20 секунд в зависимости от сложной предлагаемой работы, но так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец. В декоративной лепке большое значение имеет работа над формой. Чем чаще ребенок наблюдает предметы декоративно-прикладного искусства, тем быстрее у него накапливается опыт в решении зрительных образов. Дети рассматривают кружки, вазы, чашки, ковши и народные игрушки; анализируют их форму, пропорции, детали. Лепка этих предметов или воспроизведение их по памяти учит ребенка самостоятельно создавать интересную по очертаниям и украшениям посуду и другие изделия [10].

Развитие детского творчества в лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, пластилином и соответствующими инструментами. Лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы требуют тщательности в обработке изделия, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой тряпочки [14].

На занятиях по лепке дети получают определенную физическую нагрузку, которая имеет место и во время подготовки материалов к занятию и в процессе работы с глиной. Желания детей создать красивый предмет и украсить его во многом зависят от интереса воспитателя к работе детей. Преподаватель должен внимательно рассмотреть работу ребенка, показать ее другим детям, а затем предложить ребенку рассказать, как ему удалось так красиво сделать игрушку. Следовательно, все действия преподавателя должны быть направлены на то, чтобы научить ребенка способам изображения предметов и подвести его к желанию сделать свою работу как можно интереснее, красивее, дать понять ему, что от него ждут именно такой работы.

Хотя дети и приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия, но их восприятие в учебной деятельности сводится лишь к узнаванию и называнию формы и цвета. У первоклассников отсутствует систематический анализ самих воспринимаемых свойств и качеств.

Возможности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы, связанные с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного учения [10].

Игра, сказки, интерес к картинкам со временем включаются в занятие лепкой и изготовлением различных поделок. Такие изображения периодично изменяются, совершенствуются не только в зависимости от возраста ребенка, но и от условий, которые помогают или мешают его художественной активности. Поэтому к началу занятий в школе уровень развития разных детей неодинаков, что обязательно надо учитывать учителю.

В школе игра, отзывчивость на сказки и внимание к картинкам, по-прежнему, сопутствуют занятиям детей. Игровая форма организации уроков значительно повышает творческую активность учеников. Сказочные сюжеты сильнее, чем другие, возбуждают их воображение. Произведения скульпторов раскрывают ранее неизвестные им возможности материалов, инструментов и средств изображения.

Лепить дети любят и умеют, и поэтому могут сразу «показать себя». На первых уроках нужно хвалить детей за работу и тем самым показать, что каждый из них замечен, отличен от других, любим и находится под опекой и защитой учителя. Художественные работы младших школьников различаются не столько по содержанию, сколько по качеству. Обычно считают, что эти различия объясняются разными способностями детей. Но способности могут быть уже раскрытыми и развитыми или еще не проявившимися и не сформированными по причинам, от ребенка не зависящим. На первых порах важно, что дети уже мотивированы к художественной деятельности [2].

Детское художественное творчество (фигурки из пластилина или глины и другие изделия) имеют особую ценность. Для взрослых оно ценно тем, что отражает своеобразие детского отношения к миру. Для самого ребенка – это овеществленное свидетельство его возможностей и достижений, которое можно поставить на полку или повесить на стенку и, показывая другим, говорить, что это он сам сделал. Педагогам и родителям надо относиться к ним с полной серьезностью и постоянным вниманием, потому что так непосредственно и ярко видеть мир мы никогда уже не сможем. Никогда позже люди не проявляют такой художественной талантливости, как в детстве. При внимательном отношении взрослых увлечение лепкой к концу дошкольного возраста перерастает в художественное творчество, в котором может ярко проявиться индивидуальность ребенка [17].

Ребенок, в отличии от взрослого, ежедневно имеет дело с чем-то ранее ему неизвестным и вынужден искать и находить способы его освоения. Новые и сильные впечатления способны комбинироваться в воображении ребенка с самыми неожиданными сочетаниями, потому что контроль со стороны житейской логики еще очень слаб, и то, что для взрослого совмещать недопустимо, у ребенка может легко объединяться в яркий и оригинальный образ.

Творческим продуктом изобразительной деятельности ребенка можно назвать все художественно ценное, чего он самостоятельно раньше не делал, не видел в книжках, то есть то, что не является чистой репродукцией, а представляет собой плод его воображения [17].

Любое создание фантазии ребенка строится из элементов, полученных из реальности и закрепившихся в его опыте. Чем шире его чувственный опыт, разнообразнее впечатления и переживания, тем богаче материал, который может комбинировать воображение. Для укрепления связи фантазии с реальностью учителю необходимо всячески расширять чувственный опыт своих учеников и воспитывать способность к его актуализации. Иногда задание-образец для повторения лишает детей выбора содержания своей работы, пагубно отражается на развитии их фантазии, поэтому им нельзя злоупотреблять.

Воображение может создавать и образы, которые в полном смысле нельзя считать только комбинаторными. Они выделяются особой выразительностью, например, тем, как преувеличением или преуменьшением отдельных фигур или их частей, передается их значение в изображаемом событии.

Нередко скульптура не содержит никаких необычных комбинаций и передает вполне реальное событие, но особая характерность изображений прямо говорит о том, что ребенок проник глубже видимого, во внутренний мир своих персонажей. При равной оригинальности комбинаций одни рисунки «живут», а другие – только обозначают жизнь. Эффект «оживления» изображения зависит не от умения ребенка правдоподобно и детально изображать, а от выразительной силы его творческого воображения.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что при лепных работах с детьми младшего школьного возраста нужно принимать во внимание их возрастные особенности. Нужно понимать, что каждый ребенок индивидуален по-своему, раскрывает свои творческие способности по-разному, развивается неодинаково.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.-Значение занятий лепкой в развитии детей младшего школьного возраста

В настоящее время большое внимание уделяется эстетике в строительстве, технике и других областях производства. Поэтому будущие специалисты должны обладать художественным вкусом и чувством ритма. Решению этой важной задачи способствуют занятия ИЗО в школе по созданию разных декоративных изделий на основе народного прикладного искусства.

Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов в узоре и расположении их на поверхности предметов[2].

В изделиях народных мастеров мы видим различные орнаменты. И все они для каждого промысла специфичны. Так, в орнаменте дымковских игрушек больше элементов геометрических, в орнаменте майолики Гжели — растительных. Если знакомить детей с различными национальными орнаментами уже в дошкольном и младшем школьном возрасте, то дети рано начинают чувствовать характер, колорит изделия.

Ребенок 6-7 лет быстро усваивает ритмичное нанесение цветных пятен на бумагу. Ему несложно стекой ритмично украсить вылепленные из глины фигурки: наметить расположение перьев на крыльях петушка. В результате игрушка приобретает более эффектный и привлекательный вид[11].

Изделия народных мастеров оказывают положительное влияние на композиционное построение сюжетов, создаваемых детьми. Обычно при выполнении сюжетных работ ребенок находится под влиянием иллюстраций сказок, рассказов. Таким образом, детские скульптуры как бы не подчиняются правилам композиционного решения скульптуры. Однако если детские сюжетные работы сравнивать с тем, что делают народные мастера, то можно отметить общие черты.

Мелкая народная пластика доступна дошкольнику. Она дает пример ритмичного элементарного расположения предметов. Работы дошкольников, выполненные под влиянием сюжетных народных глиняных игрушек, приобретают стройность и ритм.

Декоративная лепка имеет и другие, присущие только ей особенности. Орнамент, украшающий предмет, может быть рельефным или контррельефным, т. е. углубленным, нарисованным палочкой или стекой на поверхности изделия, а иногда просто нанесенным кистью, гуашью или ангобом без создания рельефа. Эти способы можно показать и детям. Мыслительная деятельность ребенка проявляется в том, что он изображает пропорции игрушек. При этом ребенок делает вполне логичные выводы, которые в дальнейшем ведут к необходимым практическим действиям. Так, определив, что одна рука изображаемой фигуры длиннее другой, укорачивает ее, удалив лишнюю глину, и наоборот, если рука короткая, добавляет глину, наращивая форму. Иногда ребенку не нравится выполненная фигурка, и он ломает ее, делает заново, вместо того чтобы исправить ошибку. Такие дети нуждаются в помощи преподавателя. Большую сложность для дошкольника представляет и обработка поверхности предмета, а именно украшение формы декоративными элементами. Оформление работы способом налепа требует от детей целого ряда операций: отбора декоративных форм, поиска способа изображения декоративных форм и расположения их в определенном ритме на поверхности предмета[16].

Народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Умение создать композицию из 2— 3 фигур весьма сложно

Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

Показывая детям игрушку, преподаватель может направить внимание ребят на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом — «Водоноску», педагог рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются на коромыслах.

Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек. Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессе знакомства детей с окружающей жизнью.

Информация о работе Методика преподавания лепки