Методика как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:05, шпаргалка

Краткое описание

М. начала склад-ся как самост-ая наука в конце XIX – XX вв., в пр-се своего развития она была прикладной лингв-ой (Щерба, Рахманов), прикладной Ψ (обучение языку основывался на форм-ие мышления на ИЯ (беляев). Важнейшая f М – управление пр-сом ОИЯ. М. связана с др. науками: с педагогикой, дидактикой, лингвистикой и Ψ. Эти науки явл-ся для М. базисными, т.е. основными.

Файлы: 1 файл

01.Методика как наука.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

1. Методика как наука

 Методика  ОИЯ – наука о закон-ях пр-са ОИЯ. Обучение – передача опыта от одной группы людей к другой, d закл-ся в передаче знаний и форм-ии навыков и умений. Методика – 3 значений:

  • как учебный предмет
  • как совок-ть метод-их поступков, напр-ых на решение поставленных задач обучения
  • как наука и теория обучения.

 М. начала склад-ся как самост-ая наука в  конце XIX – XX вв., в пр-се своего развития она была прикладной лингв-ой (Щерба, Рахманов), прикладной Ψ (обучение языку основывался на форм-ие мышления на ИЯ (беляев). Важнейшая f М – управление пр-сом ОИЯ. М. связана с др. науками: с педагогикой, дидактикой, лингвистикой и Ψ. Эти науки явл-ся для М. базисными, т.е. основными. Педагогика определяет цели, задачи, ступени обучения, из педагогики заимст-ны понятия воспитание, обучение, образование. Дидактика форм-ет принципы, закон-ти, правила обучения, воспитания, а М. их использует. При этом она конкретизирует их. Лингвистика как наука о языке дает данные о таких понятиях как язык и речь. Речь рассм-ся как реализация яз-ой системы в коммуникации. Структ-ая лингвистика дает данные для выделения речевых образцов, струк-ых моделей. М. черпает данные из Ψ о ВРД, яз-ых навыков, речевых умениях, а также мышление, память (кратк-ая, долгов-ая, операт-ая), внимание (произв., непроизв.) Другие науки менее тесно связанные с М. и они явл-ся смежными: теор. информации, кибернетика, МОРЯ как ИЯ, психолингвистика.

 Выделяют  М. общую, частную, специальную. Общая исследует МО, независимо от конкретного языка (соотношение устной речи, чтения, письма...) Частная связана с конкретными языками, его специф. чертами. Спец-ая изучает процесс обучения в специф-их условиях.

 М. имеет  свои м. исслед-ии:

Основные: научное набл-ие за пр-сом обучения, эксперимент, крит-ий анализ литер-ых источников, обобщение передового опыта препод-ий.

Вспомогательные: тест-ие, анкет-ие, беседа, видеосъемка.

К основным категориям М. отн-ся: цели, содержание обучения, подходы, методы, способы, средства обучения.

Подход  – самая общая, исходная, концептуальная позиция. В основе любого подхода – 1 исходная идея.

Разл-ют след-ие подходы: системный – в его основе лежит положение о всеобщей связи и обусловленности всех явлений деят-ти, в том числе и познаний. Деятельностный – идея об активности познающего S (ученика), обучения как активной, сознательно-творческой деят-ти. Применительно к ОИЯ выд-ют след. подходы: коммун-ый – отражает специфику ИЯ как учебного предмета, основан на признании коммун-й f ведущей.→ обучение д. иметь общую коммун-ую направл-ть на форм-ие 2ой языковой личности обуч-ся, d способна исполь-ть ИЯ как средство межкульт-го общения.; знания д.б. направлены на практ-ое применение; испол-ие ВРД д. осущест-ся в условиях близких к естеств-ым. Бихейвиористский – усвоение языка сводится к стимулам и реакциям, главное – форм-ие навыков многократного мех-го повторения язык-го речевого материала. Интенсивный – в нем задействованы резервные возможности личности уч-ка. Характерен для него ролевой принцип организ-ии обучения на основе полилога. Индуктивно-сознательный интенсивная работа над многочисл-ми примерами, что д. привести к овладению яз-ми правилами и способами действии на созн-ой основе. Когнитивный (познавательный) – отказ от мех-ой тренировки, d противопоставлен сознательному, построение высказываний. Интегрированный – объединены созн-ый и подсозн-ый компоненты знаний и умений.

 Метод

а) это  общее напр-ие, целостная стратегия  препод-ия (аудиовизуальный метод)

б) способ достижения цели. целенапр-ые действия учителя с одной стороны и  учеников с др. стороны, d обеспечивает достижение цели.

в) систематизированные  приемы обучения.

 Прием – конкретные действия и операции учителя, цель d стимулировать учебную деят-ть учеников. Для решения частных задач (прием введения грамм-го материала). Приемы – это то, из чего склад-ся обучение. Метод – понятие более широкое и абстрактное, чем прием. Метод – сосуд, наполненный приемами.

 Способ  обучения – операция учителя, при помощи d осущ-ся решение метод-их задач. Выдел-т способы обучения и учения.

 Способы обучения – показ, объяснение, организ. тренировка, применение, контроль

 Способы учения – восприятие нового (ознаком-го) мат., осмысливание, тренировка, применение, самоконтроль, поиск – творч-ое учебное действие в проблемном обучении.

 МОИЯ  – самост-ая наука, ее самост-ть в том, что по словам Зимней ИЯ в отличии от всех других предметов явл-ся одновременно и целью и средством обучения. Она подчеркивала беспредметность, беспредельность и неоднородность ИЯ как учебной дисциплины. В наст. t М. носит комплексный хар-р (Гальскова). Она понимается как теор. прикладная наука, предметом d явл-ся с одной стороны – научное обоснование целей содержания обучения, а с др. стороны – научная разработка наиб. эффективных методов, приемов, форм обучения в конкретных условиях.→получила наз-ие методич. науки, вкл-ая в себя лингводидактику и МО. Лингводиддактика – отрасль метод-ой науки, d обосновывает компоненты образ-ия, обучения, научения, в их неразрывной связи с природой языка и общения как соц. феномена (Холеева). Лингв-ка выступает в качестве методолог-го аспекта теории обучения. Разрабатывает методологию ОИЯ, использ-т данные философии языка. Методика, как часть метод. науки, разраб-ет общие положения относительно пр-са передачи иноязыч. ЗУНов. М. берет на вооружение лингв-ие закон-ти, припарирует их с точки зрения их реализации в конкретных учебниках, сист-х упраж-ий, средствах обучения. Центральной категорией лингвод-ки явля-ся коцепт вторичной язык-ой личности (Холеева)(КВЯЛ). – сов-ть способ-ей чел-а к инояз-му общению на межкул-ом уровне, т.е. адекватное взаим-ие с предст-ми др. культур.

 Лингв-ка с методикой, d образуют единую методическую науку, принимая КВЯЛ, переориентируют систему ОИЯ на ЛИЧНОСТЬ ученика, как S этой системы.

Информация о работе Методика как наука