Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:22, доклад
В течении дня детям подаются три блока информации: трудовой, творческий (шитье, вырезание из дерева и т.д.), душевный (музыка, ритмика) и духовный, развивающий мышление.
Группы в садиках разновозрастные. Маленькие учатся бытовым навыкам у старших, старшие развивают ответственность, присматривая за младшими.
Очень важная роль у педагога: не руководящая, а координирующая. Дети должны организовывать досуг сами, им только показывают в каком направлении двигаться.
В группах часто рассказывают сказки, много поют, учат наизусть, показывают кукольные представления.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Рефират
по дисциплине «Педагогическая психология»
на тему: «Вальдорфская методика преподавания»
Выполнил:
студент группы 2.1
Дулин К.И.
Преподаватели:
Анютона И.Д.
Москва, 2012/2013 уч.год
Вальдорфская педагогика (методика Штайнера)
Кредо
Всему свое время.
История вопроса
Австриец Рудольф Штайнер — основоположник антропософии, религиозно-мистического учения.
Когда владелец Сигаретной фабрики Вальдорф-Астория (за бокалом вина) попросил его помочь открыть школу для детей работников своего предприятия, Штайнер решил применить на практике антропософскую педагогику, которую в теории он осветил в книге «Образование ребенка». Школа имела большой успех и дала начало одноименной педагогической системе — Вальдорфской.
Философия Вальдорфской педагогики
Антропософы считают, что ребенок развивается циклично и для освоения того или иного знания существует определенное время. Нельзя пытаться это время опередить, это только повредит ребенку. К системам раннего развития педагоги Штайнер-школы относятся крайне отрицательно. Они не торопят детство, считают, что ребенок им должен насладиться в полной мере, тогда он раскроется как гармоничная личность. В вальдорфской образовательной системе детский сад не рассматривается, как подготовка к школе, а школа — к ВУЗу. Тут соединяют в обучении эстетическое воспитание, прикладные ремесла и изучение окружающего мира. Например, в детском саду детей не учат ни читать ни считать, а в школе программа может отставать на год-два(это про естественнонаучные предметы).
Принципы Вальдорфской педагогической системы
Вальдорфские педагоги считают, что ребенок должен познавать мир естественным путем, без внутреннего сопротивления, через чувственный опыт.
Особенности учебного процесса
До школьный возраст – мало веще, но много фантазий.
Не стоит давать ребенку много вещей(игрушек) или не стоит давать «полностью готовых» можно изготовить игрушку вместе с ребенком из чего угодно(глина, дерево, пластилин, шерсть, бумага, ткани и т.д) вальдорфская методика предлагает окружить ребенка обсалютно натуральными вещами: кровать - натуральное дерево(желательно ручной работы), стол, шкаф, стул, и т.п. И естественно сюда же относится и игрушки.
Ритм дня.
Все уроки в школах строятся исходя из биологическо-умственной активности ребенка.
Первый урок именуется как «Главный урок». На этом уроке проходится «Эпоха»(об этом далее) далее идут менее умственно емкие или предметы требующие переодического повторения предметы: рукоделие, физкультура, эвритмия(об этом дальше), труд и т.д.
Преподавание по «Эпохам»
В начальных классах(1,2,3,) это познавание окружающей среды(естествознание), родной язык, арифметика. Эти предметы преподаются эпохами. Эпоха длится около 4-5 недель. Эпохальные предметы преподаются на главном уроке. Сам же главный урок длится 1,5 часа потом большая(завтрак) перемена и последующие уроки по 40 мин. Особенность эпох: к примеру, если на главном уроке проходят историю средних веков, то на уроках рукоделия-труда мастерятся мечи, щиты шлемы и т.п. а на английском могут рассказать про историю языка на тот период и буде проходится часть истории на иностранном, а на уроках музыки будут играться мелодии времен проходимой эпохи.
Суть прохождения эпох в том, что проходя ту или иную эпоху, она проходится по всем предметам, и благодаря этому ребенок полностью погружается в изучаемый предмет.
Живопись.
Иногда рисованию посвящаются часы.
Особенность живописи в вальдорфской методики – не рисовать что-то, а видеть в закрашенном листе что-то. То есть в обычных школах говорят нарисуйте лошадь – и ребенок контуром намечает силует животного иногда похожего на лошадь. На уроках в вальдорфских школах при рисовании вообще избегают «контур». Из-за чего рисунки имеют некую абстрактность. Цвета используются только теплые и исключен черный.
Уроки рукоделия
Здесь дети сталкиваются с полным равноправием! Когда идет курс вышивания или вязания крючком этим занимаются и мальчики и девочки. А когда вырезают из дерева лодку, то работать с ножом учатся также и девочки и мальчики.
В рукоделие входит: ковка(при наличии кузницы), вырезание из дерева(игрушки, ложки), вышивание крючком(варежки носки), на пяльцах, крестиком(на сетке), валяние игрушек, шитье фартуков и игрушек, изготовление посуды из металла.
Эвритмия(в кратце)
Это своеобразный танец под стихи, где изображаются эмоции и звуки в танце.
Эвритмия это целое направление.
Праздники
Праздниками иногда считаются обычный конец недели. Как правило на каждом празднике ставится спектакаль на который собирается вся школа.
Музыка
Музыка – неотъемлемая часть учебы. Почти каждый ребенок выбирает себе инструмент на котором он в дальнейшем играет. А уроки флейты входят в обязательную программу.
Главные принципы:
— широкий, комплексный подход
к изучению среды,
— максимальная близость к природе (огород,
ферма) и удаленность от плодов цивилизации
(большое ограничение на ТВ и компьютер.
А класса до 5 так вообще запрещено.),
— большое внимание к эстетическим и трудовым
дисциплинам (лепка, рисование, музыка,
ткачество, вязание) и второстепенная
роль традиционных предметов (чтение,
математика со второго класса),
— уважение к личности ребенка, к его индивидуальности,
подражание, как принцип обучения. Воспитатель-мама
занимается домашними делами или творчеством,
а дети пробуют повторять ее действия,
— отсутствие принуждения, оценок, эталонов
правильности,
— природный интерьер: не признаются искусственные
материалы. Игрушки и мебель — все натуральное.
Методика
В течении дня детям подаются три блока информации: трудовой, творческий (шитье, вырезание из дерева и т.д.), душевный (музыка, ритмика) и духовный, развивающий мышление.
Группы в садиках
Очень важная роль у педагога: не руководящая, а координирующая. Дети должны организовывать досуг сами, им только показывают в каком направлении двигаться.
В группах часто рассказывают сказки, много поют, учат наизусть, показывают кукольные представления.
Игрушки должны развивать фантазию, поэтому используются только самодельные.
Праздники — обязательная часть процесса обучения. Очень пышно празднуют дни рождения, много праздников, связанных с природой (праздник урожая), мистических (праздник фонариков) По окончанию очередного учебного периода — обязательный концерт.
Результат
Личность, с хорошо развитым воображением, широким взглядом на жизненные явления и понятия. Ребенок, который любит окружающую природу, умелый, свободный в творческой самореализации, дисциплинированный и ответственный.
Недостатки системы
Основа педагогики — антропософия. Её мистические постулаты будут оказывать определенное влияние на ребенка. Родителям надо внимательно ознакомиться с основными тезисами учения.
В детском саду полностью отсутствуют занятия по чтению, счету, что надо учесть, если ребенок после вальдорфского садика пойдет в обычную школу.
Не приветствуются занятия в других кружках и секциях, однако практически все есть в школе(почти все виды кружков) кроме пожалуй борьбы.
Большая зависимость успеха обучения от личностных качеств воспитателя и его педагогического таланта.
Сложно соответствовать стандартам Штайнер-педагогики в привычном социуме.
Литература.
www.ru.waldorf.in.ua — официальный сайт Ассоциации вальдорфских инициатив
«Воспитание к свободе» - книга посвященная педагогике Рудольфа Штайнера «из опыта международного движения вальдорфских школ"
http://ru.wikipedia.org – интернет энциклопедия