Вальдорфская методика преподавания

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:22, доклад

Краткое описание

В течении дня детям подаются три блока информации: трудовой, творческий (шитье, вырезание из дерева и т.д.), душевный (музыка, ритмика) и духовный, развивающий мышление.
Группы в садиках разновозрастные. Маленькие учатся бытовым навыкам у старших, старшие развивают ответственность, присматривая за младшими.
Очень важная роль у педагога: не руководящая, а координирующая. Дети должны организовывать досуг сами, им только показывают в каком направлении двигаться.
В группах часто рассказывают сказки, много поют, учат наизусть, показывают кукольные представления.

Файлы: 1 файл

Штайнер.docx

— 21.61 Кб (Скачать)

                          ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МОСКОВСКИЙ  ГОРОДСКОЙ 

УНИВЕРСИТЕТ


Рефират

по  дисциплине «Педагогическая психология»

на  тему: «Вальдорфская методика преподавания»

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы 2.1

Дулин К.И.

Преподаватели:

Анютона И.Д.

 

 

Москва, 2012/2013 уч.год

Вальдорфская педагогика (методика Штайнера)

 
Кредо

Всему свое время.

 

История вопроса

Австриец Рудольф Штайнер  — основоположник антропософии, религиозно-мистического учения.

Когда владелец Сигаретной фабрики Вальдорф-Астория (за бокалом вина) попросил его помочь открыть школу для детей работников своего предприятия, Штайнер решил применить на практике антропософскую педагогику, которую в теории он осветил в книге «Образование ребенка». Школа имела большой успех и дала начало одноименной педагогической системе — Вальдорфской.

Философия Вальдорфской педагогики

Антропософы считают, что  ребенок развивается циклично и  для освоения того или иного знания существует определенное время. Нельзя пытаться это время опередить, это  только повредит ребенку. К системам раннего развития педагоги Штайнер-школы относятся крайне отрицательно. Они не торопят детство, считают, что ребенок им должен насладиться в полной мере, тогда он раскроется как гармоничная личность. В вальдорфской образовательной системе детский сад не рассматривается, как подготовка к школе, а школа — к ВУЗу. Тут соединяют в обучении эстетическое воспитание, прикладные ремесла и изучение окружающего мира. Например, в детском саду детей не учат ни читать ни считать, а в школе программа может отставать на год-два(это про естественнонаучные предметы).

Принципы Вальдорфской педагогической системы

Вальдорфские педагоги считают, что ребенок должен познавать мир естественным путем, без внутреннего сопротивления, через чувственный опыт.

Особенности учебного процесса

До школьный возраст – мало веще, но много фантазий.

Не стоит давать ребенку  много вещей(игрушек) или не стоит давать «полностью готовых» можно изготовить игрушку вместе с ребенком из чего угодно(глина, дерево, пластилин, шерсть, бумага, ткани и т.д) вальдорфская методика предлагает окружить ребенка обсалютно натуральными вещами: кровать - натуральное дерево(желательно ручной работы), стол, шкаф, стул, и т.п. И естественно сюда же относится и игрушки.

 

 

Ритм дня.

Все уроки в школах строятся исходя из биологическо-умственной активности ребенка.

Первый урок именуется  как «Главный урок». На этом уроке  проходится «Эпоха»(об этом далее) далее идут менее умственно емкие или предметы требующие переодического повторения предметы: рукоделие, физкультура, эвритмия(об этом дальше), труд и т.д.

Преподавание по «Эпохам»

В начальных классах(1,2,3,) это познавание окружающей среды(естествознание), родной язык, арифметика. Эти предметы преподаются эпохами. Эпоха длится около 4-5 недель. Эпохальные предметы преподаются на главном уроке. Сам же главный урок длится 1,5 часа потом большая(завтрак) перемена и последующие уроки по 40 мин. Особенность эпох: к примеру, если на главном уроке проходят историю средних веков, то на уроках рукоделия-труда мастерятся мечи, щиты шлемы и т.п. а на английском могут рассказать про историю языка на тот период и буде проходится часть истории на иностранном, а на уроках музыки будут играться мелодии времен проходимой эпохи.

Суть прохождения эпох в том, что проходя ту или иную эпоху, она проходится по всем предметам, и благодаря этому ребенок полностью погружается в изучаемый предмет.

Живопись.

Иногда рисованию посвящаются часы.

Особенность живописи в вальдорфской методики – не рисовать что-то, а видеть в закрашенном листе что-то. То есть в обычных школах говорят нарисуйте лошадь – и ребенок контуром намечает силует животного иногда похожего на лошадь. На уроках в вальдорфских школах при рисовании вообще избегают «контур». Из-за чего рисунки имеют некую абстрактность. Цвета используются только теплые и исключен черный.

Уроки рукоделия

Здесь дети сталкиваются с  полным равноправием! Когда идет курс вышивания или вязания крючком  этим занимаются и мальчики и девочки. А когда вырезают из дерева лодку, то работать с ножом учатся также  и девочки и мальчики.

В рукоделие входит: ковка(при наличии кузницы), вырезание из дерева(игрушки, ложки), вышивание крючком(варежки носки), на пяльцах, крестиком(на сетке), валяние игрушек, шитье фартуков и игрушек, изготовление посуды из металла.

Эвритмия(в кратце)

Это своеобразный танец под  стихи, где изображаются эмоции и звуки в танце.

Эвритмия это целое  направление.

 

Праздники

Праздниками иногда считаются  обычный конец недели. Как правило на каждом празднике ставится спектакаль на который собирается вся школа.

 

Музыка

Музыка – неотъемлемая часть  учебы. Почти каждый ребенок выбирает себе инструмент на котором он в дальнейшем играет. А уроки флейты входят в обязательную программу.

 

Главные принципы:

— широкий, комплексный подход к изучению среды, 
— максимальная близость к природе (огород, ферма) и удаленность от плодов цивилизации (большое ограничение на ТВ и компьютер. А класса до 5 так вообще запрещено.), 
— большое внимание к эстетическим и трудовым дисциплинам (лепка, рисование, музыка, ткачество, вязание) и второстепенная роль традиционных предметов (чтение, математика со второго класса), 
— уважение к личности ребенка, к его индивидуальности, 
подражание, как принцип обучения. Воспитатель-мама занимается домашними делами или творчеством, а дети пробуют повторять ее действия, 
— отсутствие принуждения, оценок, эталонов правильности, 
— природный интерьер: не признаются искусственные материалы. Игрушки и мебель — все натуральное.

Методика

В течении дня детям подаются три блока информации: трудовой, творческий (шитье, вырезание из дерева и т.д.), душевный (музыка, ритмика) и духовный, развивающий мышление.

Группы в садиках разновозрастные. Маленькие учатся бытовым навыкам  у старших, старшие развивают  ответственность, присматривая за младшими.

Очень важная роль у педагога: не руководящая, а координирующая. Дети должны организовывать досуг сами, им только показывают в каком направлении  двигаться.

В группах часто рассказывают сказки, много поют, учат наизусть, показывают кукольные представления.

Игрушки должны развивать  фантазию, поэтому используются только самодельные.

Праздники — обязательная часть процесса обучения. Очень пышно  празднуют дни рождения, много  праздников, связанных с природой (праздник урожая), мистических (праздник фонариков) По окончанию очередного учебного периода — обязательный концерт.

Результат

Личность, с хорошо развитым воображением, широким взглядом на жизненные явления и понятия. Ребенок, который любит окружающую природу, умелый, свободный в творческой самореализации, дисциплинированный и  ответственный.

Недостатки системы

Основа педагогики — антропософия. Её мистические постулаты будут  оказывать определенное влияние  на ребенка. Родителям надо внимательно  ознакомиться с основными тезисами учения.

В детском саду полностью  отсутствуют занятия по чтению, счету, что надо учесть, если ребенок после  вальдорфского садика пойдет в обычную школу.

Не приветствуются занятия в других кружках и секциях, однако практически все есть в школе(почти все виды кружков) кроме пожалуй борьбы.

Большая зависимость успеха обучения от личностных качеств воспитателя  и его педагогического таланта.

Сложно соответствовать  стандартам Штайнер-педагогики в привычном социуме.

 

Литература.

www.ru.waldorf.in.ua — официальный сайт Ассоциации вальдорфских инициатив

«Воспитание к свободе» - книга посвященная педагогике Рудольфа Штайнера «из опыта международного движения вальдорфских школ"

http://ru.wikipedia.org – интернет энциклопедия

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Вальдорфская методика преподавания