Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:20, курсовая работа
Цель - дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования пер-вого впечатления.
Основные задачи:
- изучить процесс межличностного восприятия;
- систематизировать разработки в области социальной перцепции (межличностного восприятия);
- описать основные механизмы процесса межличностного воспри-ятия;
- выявить влияние установок в формировании первого впечатле-ния;
- проанализировать изученные эффекты восприятия.
Введение................................................................................1
Глава 1. Общее представление о межличностном восприятии....3
1.1 Межличностное восприятие как перцептивная сторона общения.................................................................................3
1.2 Структура процесса межличностного восприятия..................7
Глава 2. Феномен первого впечатления о человеке..................11
2.1 Установки в формировании первого впечатления.................11
2.2 Эффекты восприятия.........................................................13
Глава 3. Механизмы межличностного понимания......................16
3.1 Рефлексия, идентификация, эмпатия..................................16
3.2 Аттракция и стереотипизация.............................................19
3.3 Каузальная атрибуция.......................................................22
Заключение............................................................................28
Список используемой литературы.............................................29
Содержание.
Введение......................
Глава 1. Общее представление о межличностном восприятии....3
1.1 Межличностное
восприятие как перцептивная сторона
1.2 Структура процесса межличностного восприятия..................7
Глава 2. Феномен первого впечатления о человеке..................11
2.1 Установки в формировании первого впечатления.................11
2.2 Эффекты восприятия....................
Глава 3. Механизмы
межличностного понимания.....................
3.1 Рефлексия, идентификация,
эмпатия.......................
3.2 Аттракция и стереотипизация...............
3.3 Каузальная атрибуция.....................
Заключение....................
Список используемой
литературы....................
Введение.
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека. Восприятие составляет основу ориентировки че-ловека в окружающей действительности, позволяет ему организовать де-ятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отно-шениями вещей. В процессе поведения человек воспринимает также свои собственные действия и их результаты, чем обеспечиваются обратные связи, регулирующие протекание этого процесса.
Отсюда следует актуальность изучения восприятия как психичес-кого процесса, путей его становления и развития, гигиены, про-филактики нарушений и особенностей последних, необходимость этих знаний для правильного построения и организации любой деятельности.
Актуальность выбранной темы состоит еще и в том, что межлич-ностные отношения являются на данном этапе человеческого раз-вития рычагом влияния, манипулирования одного человека над другим. А в работе социального работника, знание основ межлич-ностного взаимодействия это база которую необходимо заложить в первую очередь. Если брать тот аспект, что социальный работ-ник является посредником между государством и человеком, ока-завшимся в трудной жизненной ситуации, то корень проблемы ис-кать необходимо именно здесь. Как человек относится к себе, правильно и адекватно он воспринимает других, на какой основе человек составляет целостную картину и делает прогноз после первых десяти минут разговора с другим человеком.
В отечественной психологии проблематику социальной психоло-гии личности разрабатывают такие ученые, как А. Г. Асмолов, В. А. Богданов, Е. В. Шорохова, В. А. Ядов, Е. П. Белинская и др. Г. М. Андреева, один из ведущих отечественных социальных психо-логов, считает: «При определении специфики социально-психоло-гического подхода к исследованию личности следует опереться на понимание личности, предложенное А. Н. Леонтьевым»[2]. Проб-лема формирования первого впечатления интенсивно разрабаты-валась в отечественной психологии в рамках социально – перцеп-тивного подхода, начиная с 60-70 годов XX века в работах А.А.Бо-далева и В.Н.Панферова, а затем их последователей (А.Г.Гусевой, В.Н.Куницыной, К.Д.Шафранской, П.М.Якобсон и многими други- ми). Наибольшее внимание исследователей привлекали механизмы и закономерности формирования первого впечатления, детерминированность и изменчивость феномена под воздействием разных факторов. В конце 80-х годов в психологии невербального поведения (В.А.Лабунская) ставятся вопросы социально-психоло-гической интерпретации незнакомого человека на основе его экс-прессии.
Цель - дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования пер-вого впечатления.
Основные задачи:
- изучить процесс межличностного восприятия;
- систематизировать разработки в области социальной перцепции (межличностного восприятия);
- описать основные механизмы процесса межличностного воспри-ятия;
- выявить влияние установок в формировании первого впечатле-ния;
- проанализировать изученные эффекты восприятия.
Психологический анализ
общения раскрывает механизмы его осу-ществления.
Общение выдвигается как важнейшая социальная
потребность, без реализации которой замедляется,
а иногда и прекращается формирование
личности. Поскольку человек сущес-тво
социальное, он постоянно испытывает потребность
в общении с другими людьми, что определяет
потенциальную непрерывность общения
как необходимого условия жизнедеятельности.
Само об-щение, его внутренняя динамика
и закономерности раз-вития вы-ступают
специальным предметом многих исследований.
Глава
1. Общее представление
о межличностном восприятии.
1.1. Межличностное восприятие - как перцептивная сто-рона общения.
Общеизвестным является тот факт, что в процессе общения дол-жно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок[14].Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспри-нимается партнер по общению, иными словами, процесс воспри-ятия одним человеком другого выступает как обязательная сос-тавная часть общения и условно может быть назван перцептив-ной стороной общения.
Прежде чем раскрывать в содержательном плане характеристики этой стороны общения, необходимо уточнить употребляемые здесь термины. Весьма часто восприятие человека человеком обознача-ют как «социальная перцепция». Это понятие в данном случае употреблено не слишком точно. Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под со-циальной перцепцией понималась социальная детерминация пер-цептивных процессов. Позже исследователи, в частности в соци-альной психологии, придали понятию несколько иной смысл: со-циальной перцепцией стали называть процесс восприятия так на-зываемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека чело-веком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.
Социальная перцепция - процесс, возникающий при человеческом взаимодействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания человека человеком. Социальная перцепция зависит от эмоций, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Восприятие и оценка партнера по общению представляет важную сторону данного процесса. Воспринимая качества собеседника, наблюдатель определенным образом оценивает их и делает неко-торые умозаключения о внутренних психологических свойствах человека. Данные умозаключения основаны на наблюдении внеш-него облика собеседника (физические качества и оформление внешности) и поведения (то есть совершаемых действий и экс-прессивных реакций). Это дает возможность сформировать опре-деленное отношение к нему в эмоциональном и поведенческом плане.
Выделяют следующие основные функции социальной перцепции:
- познание себя;
- познание партнера по общению;
- организация совместной
деятельности на основе
- установление эмоциональных отношений.
Если представить себе процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает ин-дивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежа-щего к «своей» группе; другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе; свою собственную группу; «чужую» группу. Если даже не включать в перечень большие социальные общности, ко-торые в принципе так же могут восприниматься, то и в этом слу-чае получаются четыре различных процесса, каждый из которых обладает своими специфическими особенностями.
Еще сложнее обстоит дело в том случае, когда в качестве субъек-та восприятия интерпретируется не только отдельный индивид, но и группа. Тогда к составленному перечню процессов социальной перцепции следует еще добавить: восприятие группой своего соб-ственного члена; восприятие группой представителя другой группы; восприятие группой самой себя, наконец, восприятие группой в целом другой группы. Хотя этот второй ряд не является традиционным, однако в другой терминологии почти каждый из обозначенных здесь «случаев» исследуется в социальной психо-логии. Не все из них имеют отношение к проблеме взаимопони-мания партнеров по общению[1]. Для того чтобы более точно обозначить, о чем идет речь в интересующем нас плане, целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии (или о восприятии человека человеком). Именно эти процессы непосредственно включены в общение в том его значении, в ка-ком оно рассматривается здесь.
Но кроме этого, возникает необходимость и еще в одном ком-ментарии. Восприятие социальных объектов обладает такими мно-гочисленными специфическими чертами, что само употребление слова «восприятие» кажется здесь не совсем точным. Во всяком случае, ряд феноменов, имеющих место при формировании пред-ставления о другом человеке, не укладывается в традиционное описание перцептивного процесса, как он дается в общей психо-логии. Поэтому в социально-психологической литературе до сих пор продолжается поиск наиболее точного понятия для характе-ристики описываемого процесса. Основная цель этого поиска сос-тоит в том, чтобы включить в процесс восприятия другого челове-ка в более полном объеме некоторые другие познавательные про-цессы. Многие исследователи предпочитают в этом случае обра-титься к французскому выражению «connaissanse d'autrui», что означает не столько «восприятие другого», сколько «познание другого». В отечественной литературе также весьма часто в ка-честве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека»[4].
Это более широкое понимание термина обусловлено специфичес-кими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формиро-вание представления о тех отношениях, которые связывают субъ-ект и объект восприятия. Именно это придает особенно большое значение ряду дополнительных факторов, которые не играют столь существенной роли при восприятии физических объектов. Так, например, такая характерная черта, как селективность (избирательность) восприятия здесь проявляется весьма своеоб-разно, поскольку в процесс селекции включается значимость целей познающего субъекта, его прошлый опыт и т.д. Тот факт, что новые впечатления об объекте восприятия категоризуются на основе сходства с прежними впечатлениями, дает основание для стереотипизации. Хотя все эти явления были экспериментально зарегистрированы и при восприятии физических объектов, значимость их в области восприятия людьми друг друга в огром-ной степени возрастает. Другой подход к проблемам восприятия, который также был использован в социально-психологических исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой, так называемой транзактной психологии. Здесь особенно подчер-кнута мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намере-ний, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что представляется особенно важным, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но и для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений.
Все сказанное означает,
что термин «социальная перцепция», или,
в более узком смысле слова, «межличностная
перцепция», «восприятие другого человека»
употребляется в литературе в несколько
вольном, даже метафорическом смысле,
хотя последние исследования и в общей
психологии восприятия характеризуются
известным сближением восприятия и других
познавательных про-цессов [3].В самом общем
плане можно сказать, что восприятие другого
человека означает восприятие его внешних
признаков, соотнесение их с личностными
характеристиками воспринима-емого индивида
и интерпретацию на этой основе его поступков.
Выделяются следующие основные социально-перцептивные действия:
а) восприятие внешнего облика и поведения объекта (отдельный человек, группа);