Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:20, курсовая работа
Цель - дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования пер-вого впечатления.
Основные задачи:
- изучить процесс межличностного восприятия;
- систематизировать разработки в области социальной перцепции (межличностного восприятия);
- описать основные механизмы процесса межличностного воспри-ятия;
- выявить влияние установок в формировании первого впечатле-ния;
- проанализировать изученные эффекты восприятия.
Введение................................................................................1
Глава 1. Общее представление о межличностном восприятии....3
1.1 Межличностное восприятие как перцептивная сторона общения.................................................................................3
1.2 Структура процесса межличностного восприятия..................7
Глава 2. Феномен первого впечатления о человеке..................11
2.1 Установки в формировании первого впечатления.................11
2.2 Эффекты восприятия.........................................................13
Глава 3. Механизмы межличностного понимания......................16
3.1 Рефлексия, идентификация, эмпатия..................................16
3.2 Аттракция и стереотипизация.............................................19
3.3 Каузальная атрибуция.......................................................22
Заключение............................................................................28
Список используемой литературы.............................................29
2.2 Эффекты восприятия.
Чтобы обеспечить достаточно точное прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет область явлений, связанных с различного рода моментами, иска-жающими истинную картину воспринимаемого. Речь идет об «эффектах», возникающих при восприятии людьми друг друга: эффект проекции, эффект средней ошибки, эффект «ореола» («гало-эффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.
Эффект проекции - свойство людей приписывать приятному для них собеседнику свои собственные достоинства, а неприятному - свои недостатки, то есть наиболее четко выявлять у других те черты, которые ярко представлены у них самих. По данным Нью-кома, эта тенденция в очень большой степени характерна для представителей так называемого авторитарного типа личности и почти не обнаруживается у представителей демократического типа.
Эффект средней ошибки - тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
Эффект логической ошибки состоит в ложности суждения о постоянстве и тесноте взаимосвязи каких-либо качеств личности (например, любезности и добродушия, доброты и эмпатии).
«Эффект последовательности» - на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявленные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет навредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. Оправды-ваться и доказывать, что все было не так, на таком неблагопри-ятном фоне значительно труднее и бесперспективнее.
Очень распространенным является эффект «авансирования» - человеку приписывают несуществующие положительные качес-тва, а, сталкиваясь с его неадекватным представлению поведе-нием, разочаровываются, огорчаются.
Эффект «ореола» - эффект восприятия людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда на восприятие одного человека другим оказывает существенное влияние первичная информация о нем, в результате которой он воспринимается в соответствующем ему свете - положительном или отрицательном.
Сущность «эффекта
ореола» заключается в
Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» и «новизны» - тенденция людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале (если воспринимается незнакомый человек) или более новой информации (если воспринимается старый знакомый). Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Все сказанное позволяет
сделать вывод о том, что чрезвычайно
сложная природа процесса межличностной
перцепции заставляет с особой тщательностью
исследовать проблему точности воспри-ятия
человека человеком. Этот вопрос связан
с решением более общей теоретико-методологической
проблемы, что вообще озна-чает “точность”
восприятия социальных объектов. При восприятии
физических объектов мы можем проверить
точность восприятия, сопоставив его результаты
с объективной фиксацией, измерением некоторых
качеств и свойств объектов. В случае познания
другого человека впечатление, полученное
о нем воспринимающим субъектом, не с чем
сопоставить, так как отсутствуют методики
прямой регистрации многочисленных качеств
личности другого человека.
Глава 3.
Механизмы межличностного
понимания.
3.1 Рефлексия, идентификация, эмпатия.
Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяя-ющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оцен-ке, отношению и прогнозу.
К механизмам межличностной перцепции относят:
1) познание самого
себя (рефлексия) в процессе
2) познание и понимание
людьми друг друга (
3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком - партнером по общению - также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифро-вываем значение его внешних данных[13]. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в про-цессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, фор-мируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех орга-низации с ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собс-твенного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, бо-гатство представлений о самом себе определяет и богатство пред-ставлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. «Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других» [5]. Как мы видели, сходную по форме идею высказывал и Мид, введя в свой анализ взаимодействия образ «генерализо-ванного другого». Если применить это рассуждение к конкретной ситуации общения, то можно сказать, что представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках доста-точно широкой социальной деятельности, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а прежде всего преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновре-менно осуществляется несколько процессов: и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и постро-ение стратегии своего собственного поведения. Однако в эти про-цессы включены как минимум два человека, и каждый из них яв-ляется активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партне-ров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не толь-ко потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого вклю-чает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения.
Термин «идентификация», буквально обозначающий отожде-ствление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки пос-тавить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе обще-ния. В частности, установлена тесная связь между идентифика-цией и другим, близким по содержанию явлением - эмпатией.
Описательно эмпатия также определяется как особый способ по-нимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рацио-нальное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стрем-ление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа прояв-ляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствует-ся». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механиз-мом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поста-вить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождеств-ляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпа-тию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отно-шусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет «при-нятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело - понять парт-нера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело - понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувс-твуя ей, но действуя по-своему. Впрочем, оба случая требуют решения еще одного вопроса: как будет тот, «другой», т.е. парт-нер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Иными словами, процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он восп-ринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержа-нием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию[10].
Традиция исследования рефлексии в социальной психологии дос-таточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения двоих людей утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть чело-век. Впоследствии Т. Ньюком и Ч. Кули усложнили ситуацию до восьми персон. В принципе, конечно, можно предположить сколь угодно много отражений, но практически в экспериментальных исследованиях обычно ограничиваются фиксированием двух сту-пеней этого процесса. Г. Гибш и М. Форверг воспроизводят пред-ложенные модели рефлексий в общем виде. Они обозначают учас-тников процесса взаимодействия как А и Б. Тогда общая модель образования рефлексивной структуры в ситуации диадического взаимодействия может быть представлена следующим образом[6]: Есть два партнера А и Б. Между ними устанавливается коммуника-ция A? B и обратная информация о реакции Б на А, БА. Кроме это-го, у А и Б есть представление о самих себе А' и Б', а также пред-ставление о «другом»; у А представление о Б - Б" и у Б представ-ление об А - А". Взаимодействие в коммуникативном процессе осуществляется так: А говорит в качестве А', обращаясь к Б". Б реагирует в качестве Б' на А". Насколько все это оказывается бли-зко к реальным А и Б, надо еще исследовать, ибо ни А, ни Б не знают, что имеются несовпадающие с объективной реальностью А', Б', А" и Б", при этом между А и А", а также между Б и Б" нет каналов коммуникации. Ясно, что успех общения будет максима-льным при минимальном разрыве в линиях(А - А' - А"и Б - Б' - Б").
Значение этого совпадения легко показать на примере взаимо-действия оратора с аудиторией. Если оратор (А) имеет неверное представление о себе (А'), о слушателях (Б") и, главное, о том, как его воспринимают слушатели (А"), то его взаимопонимание с аудиторией будет исключено и, следовательно, взаимодействие тоже. Приближение всего комплекса этих представлений друг к другу - сложный процесс, требующий специальных усилий. Одним из средств является здесь разновидность социально-психологического тренинга, ориентированного на повышение перцептивной компетентности.
Построение моделей
типа рассмотренной играет важную роль.
В ряде исследований делаются попытки
анализа рефлексивных структур группы,
объединенной единой совместной деятельнос-тью.
Тогда сама схема возникающих рефлексий
относится не только к диадическому взаимодействию,
но к общей деятельности группы и опосредованных
ею межличностных отношений[8].
3.2 Аттракция и стереотипизация.
Аттракция (от лат. attrahere - привлекать, притягивать) - особая форма восприятия одного человека другим, основанная на форми-ровании устойчивого эмоционально положительного чувства к нему.
Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделан-ных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к восприни-маемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция также является процессом формирования привлека-тельности какого-то человека для воспринимающего и продуктом этого процесса, то есть некоторое качество отношения. Аттракцию можно рассматривать также как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в аффективных категориях[7].
Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.
Эмпирические исследования
аттракции главным образом