Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:20, курсовая работа
Цель - дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования пер-вого впечатления.
Основные задачи:
- изучить процесс межличностного восприятия;
- систематизировать разработки в области социальной перцепции (межличностного восприятия);
- описать основные механизмы процесса межличностного воспри-ятия;
- выявить влияние установок в формировании первого впечатле-ния;
- проанализировать изученные эффекты восприятия.
Введение................................................................................1
Глава 1. Общее представление о межличностном восприятии....3
1.1 Межличностное восприятие как перцептивная сторона общения.................................................................................3
1.2 Структура процесса межличностного восприятия..................7
Глава 2. Феномен первого впечатления о человеке..................11
2.1 Установки в формировании первого впечатления.................11
2.2 Эффекты восприятия.........................................................13
Глава 3. Механизмы межличностного понимания......................16
3.1 Рефлексия, идентификация, эмпатия..................................16
3.2 Аттракция и стереотипизация.............................................19
3.3 Каузальная атрибуция.......................................................22
Заключение............................................................................28
Список используемой литературы.............................................29
- возникающих из-за большего доверия к конкретным фактам, чем к общим суждениям, из-за легкости построения ложных кореля-ций и т. д.
Для того чтобы обосновать выделение именно такого типа оши-бок, необходимо проанализировать схемы причинности, которыми обладает человек. Предлагая описания этих схем, Г. Келли выдви-гает четыре принципа: ковариации, обесценивания, усиления и систематического искажения. Первый из этих принципов (ковари-ации) действует, когда в наличии одна причина, три остальных тогда, когда причин в наличии много.
Сущность принципа ковариации заключается в том, что эффект приписывается той причине, с которой он ковариантен во времени (совпадает по времени). Следует помнить, что речь идет все вре-мя не о том, какова действительная причина события, а только о том, какую причину действительно приписывает событию, поступ-ку некий «наивный» обыденный человек. Иными словами, здесь исследуются резоны, выдвигаемые в житейской психологии. Это ярко демонстрируется и при анализе следующих трех принципов, названных Келли. Если причина не одна, то человек руководству-ется при интерпретации:
- или принципом усиления, когда приоритет отдается причине, встречающей препятствие: она «усиливается» в сознании воспринимающего самим фактом наличия такого препятствия;
- или принципом обесценивания, когда при наличии конкури-рующих причин одна из причин дезавуируется самим фактом наличия альтернатив;
- или принципом систематического искажения, когда в специаль-ном случае суждений о людях недооцениваются факторы ситуа-ции и, напротив, переоцениваются факторы личностных харак-теристик.
Процесс атрибуции, определяемый особенностями субъекта восп-риятия, проявляется и в том, что одни люди склонны, в большей мере, в процессе межличностного восприятия фиксировать физи-ческие черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокра-щается. Другие воспринимают преимущественно психологические характеристики окружающих, и в этом случае открывается особый «простор» для приписывания.
Выявлена также зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия. В одном из экспе-риментов регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия. Одна группа была составлена из «люби-мых», а другая - из «нелюбимых» детей. Хотя «любимые» (в дан-ном случае более привлекательные) дети намеренно делали оши-бки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его коре-ктно, воспринимающий, тем не менее, приписывал положитель-ные оценки «любимым», а отрицательные - «нелюбимым».
Это соответствует идее Ф. Хайдера, который говорил, что людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хороши-ми чертами» и т.д. Поэтому припи-сывание причин поведения и характеристик осуществляется по этой же модели: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а «хорошим» - хорошие. Наряду с этим, в теориях каузальной атрибуции уделяя-ется внимание и идее контрастных представлений, когда «плохо-му» человеку приписываются отрицательные черты, а сам восп- ринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.
Заключение.
В данной работе была достигнута поставленная цель - дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком САмого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования первого впечат-ления. А также решены основные задачи:
- изучен процесс межличностного восприятия;
- систематизированы основные, наиболее распространенные разработки ученых в области межличностного восприятия;
- описаны основные
механизмы межличностного
- проанализированы
основные эффекты восприятия
и влияние установок в
В данной работе была
рассмотрена одна из составляющих частей
общения - его перцептивная сторона. Итак,
какова же роль самого общения в человеческой
жизни. Общение выступает в обществе как
способ цементирования индивидов и вместе
с тем и как спо-соб развития самих этих
индивидов. Ученые не первый десяток лет
пытаются вникнуть в процесс взаимопонимания,
взаимодей-ствия, возникновения первого
впечатления. Однако, несмотря на достаточное
количество систематизированных данных,
практичес-ких экспериментов, человек
остается человеком, со своей схемой поведения.
Она может меняться в зависимости от ситуации,
от отношения человека к этой ситуации,
от самого человека, в конце - концов. Главной
же задачей социального работника является
не коррекция, консультирование или утверждение
диагноза, а методичное накопление практических
знаний, систематизация их, и корректное
использование в повседневной работе.
Список
используемой литературы:
1. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
2. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Аспект Пресс, 1998.- 376 с.
3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А., Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов - М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.
4. Бодалев А.А.
Восприятие и понимание
5. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. М., 1983, т. 2.
6. Гибш X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972.
7. Гозман Л.Я.Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
8. Данилин К.Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
9. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
10. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
11. Майерс Д. Социальная психология Санкт-Петербург: Питер Ком, 1998.
12. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
13. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1960.
14. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002 г. - 461 с.
15. Кон И. Психология предрассудка. «Новый мир», М, 1966,№9
16.Сарджвеладзе Н.И.
Личность и ее взаимодействие
социальной средой. Тбилиси: «Мецниереба»,
1989-48 с.