Механизмы межличностного понимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель - дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования пер-вого впечатления.
Основные задачи:
- изучить процесс межличностного восприятия;
- систематизировать разработки в области социальной перцепции (межличностного восприятия);
- описать основные механизмы процесса межличностного воспри-ятия;
- выявить влияние установок в формировании первого впечатле-ния;
- проанализировать изученные эффекты восприятия.

Оглавление

Введение................................................................................1
Глава 1. Общее представление о межличностном восприятии....3
1.1 Межличностное восприятие как перцептивная сторона общения.................................................................................3
1.2 Структура процесса межличностного восприятия..................7
Глава 2. Феномен первого впечатления о человеке..................11
2.1 Установки в формировании первого впечатления.................11
2.2 Эффекты восприятия.........................................................13
Глава 3. Механизмы межличностного понимания......................16
3.1 Рефлексия, идентификация, эмпатия..................................16
3.2 Аттракция и стереотипизация.............................................19
3.3 Каузальная атрибуция.......................................................22
Заключение............................................................................28
Список используемой литературы.............................................29

Файлы: 1 файл

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.doc9.doc

— 197.00 Кб (Скачать)

б) реконструкция  внутреннего облика, то есть социально-пси-хологических особенностей себя и партнера по общению (через механизмы рефлексии, атрибуции, стереотипизации, идентифи-кации).

Представление о  другом человеке зависит от уровня развития собственного самосознания, представления о собственном «Я» («Я-концепция»), о собеседнике («Ты-концепция»), о группе, к которой человек принадлежит или относит себя психологически («Мы-концепция»). Осознание себя через другого имеет две стороны: идентификацию (уподобление себя другому), и рефле-ксию (осознание человеком того, как он воспринимается парт-нером по общению). Продуктом таких действий является та или иная степень достигнутого взаимопонимания участниками обще-ния (сходство взглядов, установок, впечатлений о предмете общения и друг о друге, принятие роли и т.п.).

Исследования в  области межличностной перцепции  ориенти-руются на изучение содержательной (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и т.п.) и процессуальной (анализ механизмов и эффектов восприятия) составляющих. В первом случае исследуются приписывания (атрибуции) друг другу раз-личных черт, причин поведения (каузальная атрибуция) парт-неров по общению, роль установки при формировании первого впечатления и т.п. Во втором - различные эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга (например, эффекты ореола, проекции, средней ошибки, первичности). 

1. 2 Структура процесса  межличностного восприятия.

Один из главных  аспектов изучения процесса межличностной  перцепции связан с исследованием психологических и социаль-ных особенностей субъекта и объекта восприятия. В восприятии и оценке людьми друг друга зафиксированы индивидуальные, поло-вые, возрастные, профессиональные и поло-ролевые различия. Так, выявлено, что дети учатся сначала распознавать экспресс-сию по мимике, затем им становится доступным анализ выраже-ния эмоций посредством жестов. В целом дети больше, чем взрос-лые, ориентированы на восприятие внешности (одежда, прическа, наличие отличительных признаков внешности: униформа, очки и др.). Было установлено, что учителя замечают и оценивают в своих учениках иные качества и черты, чем ученики и студенты у своих педагогов. Аналогичное несовпадение имеет место при вос-приятии и оценке руководителями подчиненных, и наоборот. Значительно влияет на процесс восприятия профессия наблюда-теля. Так, педагоги при оценке людей в значительной степени ориентированы на речь воспринимаемых, а, например, хореог-рафы, спортивные тренеры, прежде всего, замечают физическое сложение человека. Внутренние психологические и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определен-ную схему социальной перцепции.

Исследования психологических  свойств объекта восприятия являются попыткой ответить на вопрос, какие  психологические и другие свойства наблюдаемого являются наиболее важными  и информативными для процесса его познания наблюдателем.

Люди, оценивая партнера по общению, прежде всего, обращают внимание на: выражение его лица (мимику), способы  выражения чувств (экспрессию), жесты  и позы, походку, внешний вид (одеж-ду, прическу), особенности голоса и речи. Психологи А.А.Бодалев и В.Н.Панферов специально изучали в экспериментальных усло-виях, что производит наиболее сильное впечатление при знаком-стве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается человеку - это прическа, которая может менять лицо до неузнава-емости. Например, если женщина надевает парик и долго его но-сит, стоит ей появиться без парика - она становится неузнава-емой. Обычно экстравагантная мода, особенно среди молодежи, начинается с прически (панки, хиппи и т.д[4]. Это резко выделяет их на фоне других людей. Логично было бы предположить - если вы хотите, чтобы на вас обратили внимание в обществе - смените прическу.

После прически мы обращаем внимание на глаза человека. Глаза  могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми, колючими. Они как бы настраивают человека на определенный лад: доверительный, настороженный, агрессивный. И, конечно же, улыбка человека нас очень привлекает, особенно, если она добрая и приветливая, а не злая и натянутая. Не зря известный американский специалист по общению Дейл Карнеги в качестве первой заповеди хорошего общения провозгласил: если хотите понравиться человеку - улыбайтесь, учитесь улыбаться, делайте специальные упражнения перед зеркалом.

В целом, выражение  лица формируется мимикой, которая у одних людей бывает очень динамичная, разнообразная, у других – бед-ная, от чего создается впечатление угрюмости, неприветливости, скрытности. Мимика - динамическое состояние мышц лица в каж-дый момент общения. Она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 процентов информации, то есть глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замече-но, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выража-ют основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, уди-вление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. При-чем, легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрица-тельные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще выдает эмоции человека; это вызвано тем, что правое полушарие, контролирующее эмоции-ональную жизнь человека, отвечает за левую сторону лица. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих половинах лица, а отрицательные - ярче выражены на левой.

Каждого человека отличает так же определенная манера поведе-ния, жесты, походка, движения тела. Интересно, что когда люди долго не видятся, они узнают друг друга чаще всего не по лицу, которое очень изменилось, а по отдельным жестам и манере дви-жения.

Одна из попыток  в области кинетики принадлежит  К. Бёрдвистлу, который предложил  выделить единицу телодвижений человека. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Совокуп-ность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодви-жений. Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении изменяется вся структура. Из кинем образуют-ся кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринима-ются в ситуации общения. На основании предложения Бёрдвистла были построены своего рода «словари» телодвижений, даже поя-вились работы о количестве кинов в разных национальных куль-турах. Но сам Бёрдвистл пришел к выводу, что пока построить удовлетворительный «словарь телодвижений» не удается: само понятие кина оказалось достаточно неопределенным и спорным. Более локальный характер носят предложения о построении «словаря жестов». Существующие попытки не являются слишком строгими (вопрос о единице в них просто не решается), но, тем не менее, определенный «каталог» жестов в различных Националь-ных культурах удается описать.

Кроме выбора единицы, существует еще и вопрос о «локализа-ции» различных мимических движений, жестов или телодви-жений. Нужна тоже более или менее однозначная «сетка» основ-ных зон человеческого лица, тела, руки и т.д. В предложениях Бёрдвистла все человеческое тело было поделено на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верх-няя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл пост-роения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы (кины) были привязаны к определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей известную однозначность, то есть поможет выполнить функцию кода. Однако неопределен-ность единицы не позволяет считать эту методику записи доста-точно надежной.

Вообще в литературе отмечается более 20 000 описаний выра-жения лица. Чтобы как-то классифицировать их, предложена методика, введенная П. Экманом и получившая название FAST - Facial Affect Scoring Technique. Принцип тот же самый: лицо де-лится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основ-ных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть. Фиксация эмоции «по зоне» позволяет регистрировать более или менее определенно мимические движения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Феномен первого  впечатления. 

2.1 Установки в формировании  первого впечатления.

Формирующееся на основе кратковременного контакта с чело-веком первое представление о нем - это сложный психологичес-кий процесс. При этом на формирование первого впечатления влияют не только определенные особенности личности, которая является объектом познания, но и личностные качества познающеего, воспринимающего человека: это и сформировав-шиеся «эталоны», и закрепленные в сознании стереотипы, и степень уверенности человек в себе самом. И привычное его отношение к людям. Чрезвычайно важный вопрос более общего плана - вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком.

Различают три типа установки на восприятие другого[16]:

- позитивная. При  позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, кото-рый проявляется в неосознаваемой доверчивости;

- негативная. Негативная  установка приводит к тому, что  восп-ринимаются в основном отрицательные качества другого челове-ка, что выражается в недоверчивости, подозрительности;

- адекватная.

Лучше всего, конечно, адекватная установка на то, что  у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества. Главное, как они сбалансированы и оцениваются самим челове-ком. Наличие установок рассматривается, как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представления о другом человеке. Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предло-жено составить словесный портрет сфотографированного челове-ка. В первом случае были получены соответствующие характери-стики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок - о решимости «идти до конца» в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же глубо-ко посаженные глаза говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок - о силе воли в преодолении трудностей на пути поз-нания и т.д.В экспериментальных исследованиях, посвященных характеристикам объекта восприятии, выясняется, что от них также в значительной мере зависит успех или неуспех межлич-ностной перцепции.

Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема «запускается» определен-ным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлека-тельности партнера и отноше-ния к наблюдателю.

Фактор  превосходства связан с тем, что человек, который превос-ходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им гораз-до выше и по остальным значимым параметрам. Иначе говоря, происходит его общая личностная переоценка. При этом, чем неувереннее чувствует себя наблюдатель в данный момент, в дан-ной конкретной ситуации, тем меньше нужно усилий для запуска этой схемы. Так, в экстремальной ситуации люди часто готовы доверять тем, кого не стали бы слушать в спокойной обстановке.

Фактор  привлекательности обеспечивает реализацию схемы, связанной с восприятием партнера как чрезвычайно привлека-тельного внешне. Ошибка, допускаемая в этом случае, состоит в том, что внешне привлекательного человека люди также склонны переоценивать по другим важным для них психологическим и социальным параметрам.

Фактор  отношения к наблюдателю регулирует включение схемы восприятия партнера, в основе которой лежит характер отноше-ния к наблюдателю. Ошибка восприятия в этом случае состоит в том, что людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы склонны позитивно оценивать и по другим показателям.

Наиболее часто  применяется схема восприятия, которая  запус-кается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере социальной (различный социальный статус), интеллектуальной, неравенство позиций в группе (групповой статус) и т.п. Ошибки неравенства проявляются в том, что люди склонны системати-чески переоценивать различные психологические качества тех людей, которые превосходят их по какому-то параметру, сущес-твенному для них. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для нас неравенстве. Если я, болезненный и слабый, хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то я переоценю его по всем параметрам, он в моих глазах одновременно будет и красив, и умен, и добр. Если же для меня главное - эрудиция, образованность, то при встрече с сильным человеком ничего не произойдет, зато при встрече с интеллектуально превосходящим ошибка будет иметь место. Итак, можно полагать, что в данном случае схема восприятия такова: «При встрече с человеком, пре-восходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, кото-рого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его». Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному пара-метру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам.  

Информация о работе Механизмы межличностного понимания