Рыночный механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:20, реферат

Краткое описание

Целью работы является: рассмотреть механизм рынка как всего мира, так и России конкретно, его преимущества и недостатки, институты, контролирующие развитие экономики такие как: Министерство экономического развитие, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк РФ и др., а также понять их роль в регулировании российской экономике.
Задачи: изучить сущность и особенности рыночной экономики, как мировой в целом, так и российской в частности, рассмотреть плюсы и минусы рыночного механизма, выявить преимущества и недостатки российского рынка и найти пути решения этих проблем, учитывая международный опыт.
Объектом является рыночный механизм, как мировой в общем, так и российский в частности, нормативно-правовые акты и институты, управляющие и формирующие рыночные механизмы.

Оглавление

Введение ….........................................................................................................
1. Рыночный механизм: сущность и особенности ….....................................
1.1 Основные элементы рыночного механизма …..........................................
1.2 Фиаско рынка …...........................................................................................
1.3 Преимущества рыночного механизма …...................................................
1.4 Государственное регулирование рыночных отношений ….....................
2. Особенности формирования и развития рыночного механизма в РФ......
2.1 Формирование и развитие механизма рынка в России ….......................
2.2 Преимущества и недостатки российского рыночного механизм ….......
3. Пути оптимизации рыночного механизма в российской экономической системе …...........................................................................................................
3.1 Решение проблем провалов рынка в России …........................................
3.2 Опыт регулирования рыночных отношений Европейских стран …......
Заключение …...................................................................................................
Список литературы …......................................................................................

Файлы: 1 файл

рыночный механизм.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

РОСЖЕЛДОР

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ (СГУПС) 

дисциплина  «Экономика»

кафедра «Экономическая теория и антикризисное  управление» 

Реферат 

Тема: Рыночный механизм 
 
 
 
 

Руководитель                                                     Разработал

Доцент: Лысенко  А.О.                                      студент группы _П-311_:

                                                                            Антонов Александр 
 

_______________________ _____________________

(подпись) (подпись)

_______________________ _____________________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку) 
 
 
 

Краткая рецензия:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 

_______________________  _____________________

(запись о допуске к защите)                                 (оценка, подписи преподавателей) 
 
 

2011 

Содержание 

Введение  ….........................................................................................................

1. Рыночный  механизм: сущность и особенности …..................................... 

1.1 Основные  элементы рыночного механизма  ….......................................... 

1.2 Фиаско  рынка …........................................................................................... 

1.3 Преимущества  рыночного механизма …................................................... 

1.4 Государственное  регулирование рыночных отношений …..................... 

2. Особенности  формирования и развития рыночного механизма в РФ...... 

2.1 Формирование и развитие механизма рынка в России …....................... 

2.2 Преимущества  и недостатки российского рыночного механизм …....... 

3. Пути  оптимизации рыночного механизма  в российской экономической системе  …........................................................................................................... 

3.1 Решение  проблем провалов рынка в России  …........................................ 

3.2 Опыт  регулирования рыночных отношений Европейских стран …...... 

Заключение  …...................................................................................................  

Список  литературы …......................................................................................    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

          Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

          Актуальность выбранной темы заключается в том, что мы живем в условиях рыночной экономики и нам необходимо не только научится выживать в этих условиях, но и эффективно использовать рыночную экономику. Для этого нужно знать не только что из себя представляет рыночная экономика, но и ее механизмы, законы, её особенности в Российской Федерации, проблемы и искать пути решения этих проблем.

          Целью работы является: рассмотреть механизм рынка как всего мира, так и России конкретно, его преимущества и недостатки, институты, контролирующие развитие экономики такие как: Министерство экономического развитие, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк РФ и др., а также  понять их роль в регулировании российской экономике.

          Задачи: изучить сущность и особенности рыночной экономики, как мировой в целом, так и российской в частности, рассмотреть плюсы и минусы рыночного механизма, выявить преимущества и недостатки российского рынка и найти пути решения этих проблем, учитывая международный опыт.

          Объектом является рыночный механизм, как мировой в общем, так и российский в частности, нормативно-правовые акты и институты, управляющие и формирующие рыночные механизмы.

           Предметом работы является преимущества и провалы рыночного механизма, а так же пути их решения, используя международный опыт, учитывая их ошибки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Рыночный  механизм: сущность и особенности 

          Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.

          Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.

          Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.

          Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

          Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия). Государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимосвязаны на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

          Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

           Мировой и национальный опыт показывает, что  рынок  оказывает  громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.

1)Информационная функция. Ее суть в том, что через систему целого  ряда показателей  (цены,  проценты,  количество,  качество  и  ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как  гигантский  компьютер,  собирает, перерабатывает  и выдает  обобщенную   информацию.

2)Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных  товаропроизводителей  и  потребителей.

3)Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что  производить Как производить? Для кого  производить?

4)Ценообразующая функция. Рынок  признает  лишь общественно необходимые  затраты  и   соответственно   общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.

5)Стимулирующая  функция. Рынок  побуждает   покупателя  заботиться  об экономичности  потребления, об экономии затрат на  приобретение товаров,  побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.

6)Санирующая  функция. рынок  напоминает  санитара, который убирает  из  хозяйства  все  устаревшее,  больное, очищает   общественное  производство   от    устаревших    отраслей, экономически нежизнеспособных хозяйствующих субъектов и  дает  дорогу отраслям экономичным,   хозяйствам высокоэффективным [14, с. 156]. 
 
 
 
 
 
 

1.1 Основные  элементы рыночного механизма 

          Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена.

          Спрос — это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами; или более просто, спрос — это количество конкретного товара, которое потребители хотят и могут приобрести по данной цене в определенных условиях места и времени. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве.

          Спрос покупателей  на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатель всегда хочет купить товар дешевле, а продавец — продать дороже). Зависимость между ценой и количеством покупаемого товара получила название закон спроса. Он гласит: если цена на определенны правах понижается, то при прочих равных условиях, спрос на данный товар будет повышаться, и наоборот. Покупатель предлагает цену спроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется  кривой спроса. Если цены растут, то спрос уменьшается.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные  виды:

1)Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").

2)Падающий  спрос – явление постоянное (снижается  посещаемость музеев, театров и  т.п.).

3)Скрытый  – спрос, возникающий тогда,  когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).

4)Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции). [15, с. 176].

          Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке.

          Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения — товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары и др. Важнейшим фактором, воздействующим на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Зависимость между количеством предложенного товара и ценами звучит в законе предложения: чем выше цена, тем большее количество товара, при прочих равных условиях, готовы предложить продавцы, и наоборот. Графическое отображение этого закона называется кривой предложения.

          По мере повышения цены предложения возрастает число продавцов

( производителей) и объем предложения на рынке.[15, с. 179].

          Главным фактором, влияющим на спрос и предложение, является цена. Вместе с тем существует обратная зависимость: взаимодействие спроса и предложения формирует цену. Различают два различных подхода к определению цены: марксистский и рыночный.

          Согласно первому подходу цена — денежное выражение стоимости товара, причем стоимость определяется затратами труда на производство товара.

          В рамках рыночного подхода цена — это форма выражения ценности (полезности) благ, проявляющихся в процессе их обмена.

Информация о работе Рыночный механизм