Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:20, реферат
Целью работы является: рассмотреть механизм рынка как всего мира, так и России конкретно, его преимущества и недостатки, институты, контролирующие развитие экономики такие как: Министерство экономического развитие, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк РФ и др., а также понять их роль в регулировании российской экономике.
Задачи: изучить сущность и особенности рыночной экономики, как мировой в целом, так и российской в частности, рассмотреть плюсы и минусы рыночного механизма, выявить преимущества и недостатки российского рынка и найти пути решения этих проблем, учитывая международный опыт.
Объектом является рыночный механизм, как мировой в общем, так и российский в частности, нормативно-правовые акты и институты, управляющие и формирующие рыночные механизмы.
Введение ….........................................................................................................
1. Рыночный механизм: сущность и особенности ….....................................
1.1 Основные элементы рыночного механизма …..........................................
1.2 Фиаско рынка …...........................................................................................
1.3 Преимущества рыночного механизма …...................................................
1.4 Государственное регулирование рыночных отношений ….....................
2. Особенности формирования и развития рыночного механизма в РФ......
2.1 Формирование и развитие механизма рынка в России ….......................
2.2 Преимущества и недостатки российского рыночного механизм ….......
3. Пути оптимизации рыночного механизма в российской экономической системе …...........................................................................................................
3.1 Решение проблем провалов рынка в России …........................................
3.2 Опыт регулирования рыночных отношений Европейских стран …......
Заключение …...................................................................................................
Список литературы …......................................................................................
РОСЖЕЛДОР
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ
СООБЩЕНИЯ (СГУПС)
дисциплина «Экономика»
кафедра
«Экономическая теория и антикризисное
управление»
Реферат
Тема:
Рыночный механизм
Руководитель
Доцент: Лысенко
А.О.
_______________________ ______
(подпись) (подпись)
_______________________ ______
(дата
проверки) (дата
сдачи на проверку)
Краткая рецензия:
______________________________
_______________________ _____
(запись
о допуске к защите)
2011
Содержание
Введение
….............................
1. Рыночный
механизм: сущность и особенности ….............................
1.1 Основные
элементы рыночного механизма
….............................
1.2 Фиаско
рынка ….......................
1.3 Преимущества
рыночного механизма ….........
1.4 Государственное
регулирование рыночных
2. Особенности
формирования и развития
2.1 Формирование и развитие механизма рынка в России ….......................
2.2 Преимущества и недостатки российского рыночного механизм ….......
3. Пути
оптимизации рыночного
3.1 Решение
проблем провалов рынка в
3.2 Опыт
регулирования рыночных
Заключение
….............................
Список
литературы ….............................
Введение
Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной проблемой - проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что мы живем в условиях рыночной экономики и нам необходимо не только научится выживать в этих условиях, но и эффективно использовать рыночную экономику. Для этого нужно знать не только что из себя представляет рыночная экономика, но и ее механизмы, законы, её особенности в Российской Федерации, проблемы и искать пути решения этих проблем.
Целью работы является: рассмотреть механизм рынка как всего мира, так и России конкретно, его преимущества и недостатки, институты, контролирующие развитие экономики такие как: Министерство экономического развитие, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк РФ и др., а также понять их роль в регулировании российской экономике.
Задачи: изучить сущность и особенности рыночной экономики, как мировой в целом, так и российской в частности, рассмотреть плюсы и минусы рыночного механизма, выявить преимущества и недостатки российского рынка и найти пути решения этих проблем, учитывая международный опыт.
Объектом является рыночный механизм, как мировой в общем, так и российский в частности, нормативно-правовые акты и институты, управляющие и формирующие рыночные механизмы.
Предметом работы является преимущества
и провалы рыночного механизма, а так же
пути их решения, используя международный
опыт, учитывая их ошибки.
1. Рыночный
механизм: сущность и особенности
Понятие рынка в общих чертах известно любому человеку, осуществляющему какие-либо покупки. В тоже время понятие рынка многопланово. Происходящие здесь изменения интересуют и затрагивают огромные количества людей, в том числе и таких, кому, казалось бы, нечего искать и терять в этой сложной системе.
Привести краткое и однозначное определение рыночной системы сложно, прежде всего, потому, что это не застывшее, раз и навсегда данное явление, а процесс эволюции экономических отношений людей по поводу производства, обмена и распределения продуктов труда и ресурсов, поступающих в индивидуальное и производственное потребление.
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия). Государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимосвязаны на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Мировой и национальный опыт показывает, что рынок оказывает громадное влияние на все стороны жизни общества, выполняя ряд экономических функций.
1)Информационная функция. Ее суть в том, что через систему целого ряда показателей (цены, проценты, количество, качество и ассортимент товаров и услуг и т.п.) рынок, как гигантский компьютер, собирает, перерабатывает и выдает обобщенную информацию.
2)Посредническая функция. Рынок соединяет в единую систему экономически обособленных товаропроизводителей и потребителей.
3)Регулирующая функция. Рынок дает ответы на вопросы: Что производить Как производить? Для кого производить?
4)Ценообразующая функция. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности покупателя и уровень предложения товарной массы.
5)Стимулирующая функция. Рынок побуждает покупателя заботиться об экономичности потребления, об экономии затрат на приобретение товаров, побуждает соизмерять уровень спроса с уровнем доходов.
6)Санирующая
функция. рынок напоминает
санитара, который убирает из
хозяйства все устаревшее,
больное, очищает общественное
производство от устаревших
отраслей, экономически нежизнеспособных
хозяйствующих субъектов и дает
дорогу отраслям экономичным, хозяйствам
высокоэффективным [14, с. 156].
1.1 Основные
элементы рыночного механизма
Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена.
Спрос — это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами; или более просто, спрос — это количество конкретного товара, которое потребители хотят и могут приобрести по данной цене в определенных условиях места и времени. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве.
Спрос покупателей на определенный товар зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров-субститутов (заменителей) и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена (покупатель всегда хочет купить товар дешевле, а продавец — продать дороже). Зависимость между ценой и количеством покупаемого товара получила название закон спроса. Он гласит: если цена на определенны правах понижается, то при прочих равных условиях, спрос на данный товар будет повышаться, и наоборот. Покупатель предлагает цену спроса — предельно максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, так как у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса. Если цены растут, то спрос уменьшается.
Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:
1)Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").
2)Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).
3)Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
4)Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции). [15, с. 176].
Предложение — это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке.
Предложение показывает, какая и в каком количестве произведена продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения — товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на другие товары и др. Важнейшим фактором, воздействующим на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Зависимость между количеством предложенного товара и ценами звучит в законе предложения: чем выше цена, тем большее количество товара, при прочих равных условиях, готовы предложить продавцы, и наоборот. Графическое отображение этого закона называется кривой предложения.
По мере повышения цены предложения возрастает число продавцов
( производителей)
и объем предложения на рынке.[
Главным фактором, влияющим на спрос и предложение, является цена. Вместе с тем существует обратная зависимость: взаимодействие спроса и предложения формирует цену. Различают два различных подхода к определению цены: марксистский и рыночный.
Согласно первому подходу цена — денежное выражение стоимости товара, причем стоимость определяется затратами труда на производство товара.
В рамках рыночного подхода цена — это форма выражения ценности (полезности) благ, проявляющихся в процессе их обмена.