Рыночный механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что рынок это одна из прогрессивных форм экономики, то есть формой общественных связей между субъектами хозяйствования. Рыночная экономика при всех ее недостатках более эффективна и приспособлена, с одной стороны, решать проблемы повышения эффективности производства, насыщенности рынка, с другой стороны, она не свободна от нарушения принципов социальной справедливости.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. Элементы рыночного механизма……………………………………..5
1.1. Сущность рыночного механизма……………………………5
1.2. Основные элементы рыночного механизма………………...8
2. Формирование рыночного механизма………………………………17
2.1. Проблемы формирования рыночного механизма………….19
2.2. Пути решения проблем формирования рыночного механизма………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по эк. теории.doc

— 136.00 Кб (Скачать)


27

 

Содержание

                                                                                                                                                                                      С.

Введение…………………………………………………………………..3

1. Элементы рыночного механизма……………………………………..5

1.1.         Сущность рыночного механизма……………………………5

1.2.         Основные элементы рыночного механизма………………...8

2. Формирование рыночного механизма………………………………17

              2.1. Проблемы формирования рыночного механизма………….19

              2.2. Пути решения проблем формирования рыночного механизма………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена теме механизма функционирования рыночной экономики, опыту и проблемам возникающие при ее формировании.

Актуальность темы заключается в том,  что рынок это одна из прогрессивных форм экономики, то есть формой общественных связей между субъектами хозяйствования. Рыночная экономика при всех ее недостатках более эффективна и приспособлена, с одной стороны, решать проблемы повышения эффективности производства, насыщенности рынка, с другой стороны, она не свободна от нарушения принципов социальной справедливости.

Всех агентов экономики объединяет единое рыночное пространство страны, где одинаковые для всех «правила игры» отслеживают и поддерживают особые государственные институты. Единое рыночное пространство опирается на конкурентный механизм, который пронизывает систему рынков – рынок товаров, рынок капитала, рынок труда, рынок услуг, рынок информации и других рынков. И хотя все рынки переплетены и взаимосвязаны, каждый из них имеет свои особенности функционирования.

Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, отстаивая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне её, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависит и социальный климат в стране, и устойчивость финансовых системы, и прозрачность фондового рынка , и оптимизация открытости национальной экономики в мировом хозяйстве,  и расширение значимости общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - и создание правового поля на предпринимательской арене в связи с развитием интеллектуальной собственности  в условиях бурного развития новых средств информации и коммуникации.

В рыночной системе общественные интересы – это защита общества и каждого гражданина, это обеспечение уверенного плавания в бушующем конкурентном море мирового хозяйства, в которой находятся все граждане страны.

Постановка задачи в работе над курсовой работой состоит в том, что бы раскрыть данную тему, дать характеристику проблем в рыночной экономике и охарактеризовать пути их решения. 

Цель работы – рассмотреть механизм функционирования рыночной экономики, из каких элементов состоит рыночный механизм.

Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.

Данная работа состоит из двух глав:

Первая глава рассматривает  элементы рыночного механизма, сущность рыночного механизма и его основные элементы. Вторая глава посвящена формированию рыночного механизма, и в частности проблемам формирования и путей их решения.

Курсовая работа основывается на изучении и обобщении накопленных знаний и опыта в отечественной теории и практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Элементы рыночного механизма

1.1. Сущность рыночного механизма

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена.

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе.

Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии. Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров. Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок. Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам.

Цена – денежное выражение стоимости (ценности) товара. Величина цены товара зависит от стоимости (ценности) самого товара, а также от соотношения спроса и предложения. Цены устанавливаются под воздействием ряда экономических законов, прежде всего, закона стоимости, в соответствии с которым, в основе цены лежат общественно необходимые затраты труда. На величину цены влияет закон спроса и предложения. Механизм его действия на цену проявляется при несоответствии спроса и предложения товаров в сфере обмена. [8]

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой. Она является основным его инструментом, инструментом координации и приспособления друг к другу спроса и предложения. Цена товара является ориентиром, на основе которого предприниматели и потребители делают свой выбор, какой товар производить, какой товар приобрести. Цены несут информацию о состоянии рынка для потребителей и для производителей. Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен. Конкуренция оказывает влияние на спрос, предложение и уровень цен.

Таким образом, все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.
Равновесие рынка характеризуется равновесной ценой и равновесным объемом покупок и продаж. Изучением формирования цены занимались различные школы. Исследованием влияния колебаний предложения и спроса на рыночную цену занимался Маркс при рассмотрении проблемы ценообразования. Помимо стоимости он вводит и понятие «рыночная стоимость». Под рыночной стоимостью понимается средняя стоимость товара. От рыночной стоимости отличается рыночная цена товаров. Исследование факторов, влияющих на рыночную цену, К.Маркс начинает с определения условия соответствия рыночную стоимости и рыночной цены. Это условие состоит в равенстве объема производства товара в общественной потребности в нем. Для этого нужна свободная конкуренция.

Если масса товаров больше общественной потребности, то товары продаются ниже их рыночной стоимости, если же масса недостаточно велика, то рыночная цена ниже их стоимости.
Но это утверждение достаточно противоречиво. Следовательно, при анализе рыночного механизма у К.Маркса допущены две неточности:
1) Общественная потребность рассматривается как функция от рыночной стоимости товаров, т.е, увеличение или уменьшение рыночной стоимости вызывает соответствующее изменение потребности.
2) Предложение товаров — это не самостоятельный фактор
рыночной конъюнктуры, а величина, зависящая от рыночной стоимости, т.е. средних затрат труда, необходимых для производства данного товара.
Общепризнанной заслугой является вклад А.Маршалла. Его идея состоит в изучении сущности спроса и предложения как факторов, определяющих цену. Цена определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства. Равновесная цена формируется в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами, т.е. воздействием, как спроса, так и предложения. Изменение рыночного спроса и рыночного предложения приводят к изменению рыночного равновесия. Появление нового состояния равновесия на рынке следует отличать от случайных колебаний рыночной цены по отношению к ее равновесному значению.

Проблема устойчивости рыночного равновесия решает вопрос о необходимости государственного воздействия на рыночные процессы, если рынок не способен само-регулироваться. Основные формы государственного регулирования:
1) по товарные налоги - это акцизы, налоги с оборота и т.д. Ставки налога могут быть установлены в денежных единицах и процентах с продажи товара.
2) Дотации-«налоги наоборот». Нетоварная дотация устанавливается либо в процентах к цене товара, либо к денежной сумме в расчете на единицу товара. По товарные дотации могут получать как производители, так и покупатели.
3) Фиксированные цены. Различают верхний и нижний предел цен. Максимальную цену может установить государство в целях защиты малоимущих, но это может вызвать, дефицит и производители могут организовать теневой рынок или спекуляцию. Государство защищает производителей, устанавливая минимальную цену.

1.2. Основные элементы рыночного механизма

Рынок – это  очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической  категории.  По  определению профессора Чепурина,  рынок – это  способ  взаимодействия  производителей  и потребителей, основанный на  децентрализованном  и  безличностном  механизме ценовых  сигналов.  Важнейшими  условиями   возникновения   рынка   являются общественное разделение труда и специализация.[2]

Любой рынок,  независимо от его конкретного вида базируется  на  трех

основных элементах. Во-первых, это цены. Изменение относительных цен  служит для  производителя  ориентиром  при  определение   необходимости   изменения объемов   производства.   Изменение   цен   влияет   на   выбор   технологии производства.  Цены,  в  конечном  итоге  предопределяют  и  то,  кем  будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос  и  предложение.  Спрос  (платежеспособный),  по

определению Чепурина, - это представленная на рынке потребность  в  товарах,

определяемая количеством тех или иных  товаров,  которые  потребители  могут купить  при  сложившихся  ценах  и  денежных   доходах.   Предложение-   это количество товара, которое имеется в продаже при данной  цене.  Изменение соотношения между спросом и предложением порождает  колебание  рыночных  цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти  колебания  устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и  предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

В-третьих, это конкуренция. Она является необходимым  элементом  рыночного механизма.  Однако  характер   конкуренции   может   быть   различным,   что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной,  или совершенной конкуренции, т.  е.  когда  ситуация  на  рынке  характеризуется множеством покупателей и  продавцов,  однородностью  продаваемой  продукции, свободным доступом фирм на рынок. При совершенной  конкуренции  ни  один  из продавцов или покупателей сам по  себе  не  в  состоянии  воздействовать  на рыночную цену.[2,13]

Далее я бы хотел дать полное определение элементам рыночного механизма. И раскрыть роль каждого в функционировании рыночной системы.

Такие  основополагающие  понятия  как  спрос  и  предложения   нельзя

рассматривать отдельно друг от друга, так как они  находятся  во  взаимосвязи  и взаимообусловлены.

Термин спрос  имеет  для  экономиста  специфическое  значение.  Спрос

изображается в виде графика,  показывающего  количество  продуктов,  которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой  цене  из  возможных  в течение определенного периода времени. Коренное качество спроса  заключается в следующем: при неизменности всех прочих параметров снижение цены  ведет  к соответствующему  возрастанию  величины  спроса.  И,  напротив,  при  прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению  величины спроса.  В общем  существует  отрицательная  или  обратная  связь,  которую экономисты назвали «законом спроса» Что лежит в основе этого закона?  Чтобы ответить  на  этот  вопрос   проанализируем   этот   закон.    Обычно люди действительно покупают данного  продукта  больше  по  низкой  цене,  чем  по высокой.  Для  потребителей     цена  представляет  собой  барьер,  мешающий совершить им покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше  продукта  они  будут покупать, а  чем  ниже  ценовой  барьер,  тем  большее  его  количество  они приобретут. Иными  словами,  высокая  цена  отбивает  у  потребителей  охоту покупать, а низкая цена усиливает их  желание  совершить  покупку.  Уже  тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным свидетельством  их

Информация о работе Рыночный механизм