Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:16, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что рынок это одна из прогрессивных форм экономики, то есть формой общественных связей между субъектами хозяйствования. Рыночная экономика при всех ее недостатках более эффективна и приспособлена, с одной стороны, решать проблемы повышения эффективности производства, насыщенности рынка, с другой стороны, она не свободна от нарушения принципов социальной справедливости.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Элементы рыночного механизма……………………………………..5
1.1. Сущность рыночного механизма……………………………5
1.2. Основные элементы рыночного механизма………………...8
2. Формирование рыночного механизма………………………………17
2.1. Проблемы формирования рыночного механизма………….19
2.2. Пути решения проблем формирования рыночного механизма………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………..27
Представители классической политической экономии Д. Рикардо и А. Смит связывали понятие «редкости» со стоимостью. Так, Д. Рикардо считал, что редкость наряду с количеством труда является важнейшим определяющим стоимость товара фактором.
В современной теории рыночных отношений понятие «редкость» подверглось определенной трансформации. Если прежде редкость связывалась с природными (вспомним парадокс воды и алмаза А. Смита: вода необходима всем, а цена низкая, алмаз имеет ограниченное использование, а цена высокая) и с социальными (как это делал Д. Рикардо при определении стоимости антикварных изделий) факторами, то в современных условиях редкость связывается с временными параметрами функционирования рынка. Новое, пользующееся повышенным спросом благо не может быть произведено мгновенно и полностью удовлетворить имеющиеся потребности. Для этого требуется определенное время. Отсюда делается вывод, что степень редкости тем выше, чем больше времени требуется для производства необходимого количества данных благ.[10]
2.1. Проблемы в формировании рыночного механизма
Денежное обращение - движение денег во внутреннем экономическом обороте и в структуре внешнеэкономических связей страны, в наличной и безналичной форме, обслуживающее оборот товаров (услуг) и нетоварные расчеты. Выступает средством распределения, обращения и обмена общественного продукта. Базовыми категориями денежного обращения являются: денежная единица, денежная масса, денежная система и денежно-кредитная политика. Денежное обращение как экономическое явление включает в себя основные сущностные характеристики денег, механизмы и способы использования денег для содействия экономическому и социальному развитию страны.
Денежное обращение активно влияет на функционирование национальной экономики:
1) денежное обращение обеспечивает отлаженность хозяйственного оборота и платежно-расчетной системы. В случае невыполнения денежным обращением данной функции замедляется, сокращается товарно-денежный оборот, растут неплатежи;
2) денежное обращение обеспечивает сбалансированность спроса и предложения на товарном рынке. При невыполнении данной функции денежного обращения в экономике могут возникнуть инфляционные явления или явления дефицита товарной массы, нарушения ценовых пропорций, натурализации обмена (бартер, взаиморасчеты);
3) сбалансированный денежный оборот обеспечивает социальную стабильность общества - своевременную выплату заработной платы, эффективное функционирование налоговой системы, обеспечивающее стабильное финансирование социальных статей бюджета (выплату пенсий, социальных пособий, финансирование медицинского обслуживания, образования и т. д.). Невыполнение данной функции денежного оборота влечет за собой отток денежной массы в теневую экономику, вывоз денежной массы за рубеж, выход из-под контроля Правительства социально-политической ситуации в обществе.[14]
Монополия представляет собой такую структуру рынка, при которой в отрасли имеется только один производитель, полностью контролирующий объем предложения товара и очень сильно влияющий на цену. Отрицательная роль монополий проявляется в монопольном ценообразовании, то есть установлении монопольно высоких цен при ограничении выпуска продукции с целью получения сверхприбылей. Монополии наносят ущерб потребителям, так как конкурентные цена и объем почти всегда оказываются выгоднее, чем установленные монопольно.[15]
Инфляция – обесценивание денег. Во время инфляции растут цены, но не качество товаров и услуг. Причин у инфляции много, основная – переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, причем товарная масса не увеличивается. Различают несколько видов инфляции. Административная инфляция происходит из-за административного управления ценами. Галопирующая инфляция – это резкий, скачкообразный скачок цен. Гиперинфляция – это инфляция с высоким темпом роста цен. Инфляция издержек проявляется в росте цен на ресурсы, факторы производства, и как следствие – увеличение издержек на производство и цен на конечную продукцию. Импортируемая инфляция вызвана обычно чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и другими внешними факторами. Индуцированная инфляция обуславливается какими-либо другими экономическими факторами. Кредитная инфляция вызвана чрезмерной кредитной экспансией. Непредвиденную инфляцию можно констатировать, если уровень инфляции за определенный период оказался выше ожидаемого. Ожидаемая инфляция – это предполагаемый уровень инфляции в будущем периоде вследствие действия факторов текущего периода. Открытая инфляция – это инфляция за счет роста цен на потребительские товары и производственные ресурсы. Скрытая, или подавленная, инфляция возникает вследствие товарного дефицита, причем государство пытается удерживать цены на прежнем уровне. Ползучая инфляция проявляется в постепенном, длительном росте цен. Инфляция спроса возникает, когда спрос превышает предложение, следовательно, растут цены.[16]
2.2.Пути решения проблем формирования рыночного механизма
Так как выше уже было упомянуто, что регулирующим органом в рыночной экономике является государство, рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в экономику. Прежде всего это области, где перестает эффективно действовать механизм рыночной саморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.
Во-первых, это правильная организация денежного обращения.
Во вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Кратко обозначим эти сферы.[4]
1. Перераспределение доходов.
Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, они не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят производством общественных товаров, их содержание становится задачей государства, а не рынка. [6]
Во всех вышеперечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе.
Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения контрактов. Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. На основе законодательства государство выполняет функции арбитра в области экономических связей. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.
2. Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство.
Рост монополий резко изменяет эту ситуацию. Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы.
Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места.
3. Монополизм и инфляция - это две тяжелые “хронические болезни” рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики.
Суть государственного регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем. [5]
Заключение
В результате работы над курсовой работой, автором были сформулированы следующие выводы.
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров.
Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.
Предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.
Все элементы рыночного механизма существуют не изолированно, а взаимодействуют. Их взаимодействие представляет собой рыночный механизм. Понятно, что спрос неразрывно связан с предложением, и оба они зависят от уровня цен.
Все элементы рыночного механизма находятся в единой системе.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок.
Совокупное предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства.
Конкуренция и колебания спроса и предложения приводят к установлению равновесия на рынке. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.
Государство берет на себя задачу обеспечения правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики.
Правительство устанавливает также законные "правила игры", регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями.
В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.
В итоге, я хотел бы сказать, что в этой курсовой работе была раскрыта тема механизма рыночной экономики, были выделены основные проблемы на рынке и описаны пути их решения.