Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 04:30, реферат
Данная тема актуальна в современном обществе как никогда прежде, так как с ценой – экономическим понятием, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать, каждый человек сталкивается с детских лет, как только ему приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Механизм рыночного ценообразования……………………………………. 4
2. Принципы ценообразования……………………………………………….... 6
3. Системы и стратегии ценообразования……………………………………. 10
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Список литературы………………………………………………………… 19
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Механизм рыночного образования
Р Е Ф Е Р А Т
по курсу «Экономика»
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Механизм рыночного ценообразования……………………………………. 4
2. Принципы ценообразования………………
3. Системы и стратегии ценообразования……………………………………. 10
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Данная тема актуальна в современном обществе как никогда прежде, так как с ценой – экономическим понятием, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать, каждый человек сталкивается с детских лет, как только ему приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Вся совокупность цен представляет собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм. В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение: «Цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена». Понять природу цены и процессов ценообразования очень важно, необходимо знать коренные принципы ценообразования.
Цель работы – изучить
эти принципы, а также особенности
механизма рыночного
1. Механизм рыночного ценообразования
Цена – экономическое понятие, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как только человеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Вся совокупность цен представляет собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение товаров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения и, с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы меньше, чем с ценами, выступает активной, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.
Целесообразно разделять два подхода к формированию цен: рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим фактором ценообразования является конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.
В рамках рыночного подхода
приемлемо следующее
2. Принципы ценообразования
Понять природу цены и процессов ценообразования очень важно. Следовательно, необходимо знать коренные принципы ценообразования.
Объективность – субъективность цен. Если сопоставить цены на какие-либо однокачественные товары, то сегодня можно видеть, что уровень цены на них может различаться. Если же рассмотреть динамику цен, то увидим еще большее различие в уровне цен. Значит ли это, что уровень цен произволен, случаен? Не значит. На каждый товар на конкретном рынке цены в целом определенны и колеблются несущественно в зависимости от ряда факторов. Предел разброса цен на один и тот же товар весьма ограничен. И чем более развит рынок, тем детерминированее уровень цен на товары. Покупатели исходят из объективности уровня цен на товары. Любые чрезмерные претензии продавцов на цены товаров ведут к отказу от сделки: потенциальная, запрашиваемая цена не объективируется, не становится реальной. Реальной становится только такая цена, которая соответствует определенному их уровню на данном рынке. Конечно, уровень цен на один и тот же товар на разных рынках различен, что определяется другими ценообразующими факторами, которые надо уметь объяснять.
Признавая объективность цен как их фундаментальное свойство, нельзя утверждать его одинаковости во времени на том же самом рынке. Поэтому данное свойство цен товара отличается от других свойств и объектов, например, вес одного и того же товара одинаков на разных рынках и в разное время. Объективность цен отличается от объективности других свойств товаров. Это социальное, а не физическое свойство объекта. Оно иначе существует и воспринимается. Цена не так объективна, как цвет, вес, плотность и т.п. товаров, но, тем не менее, она объективна при определенных социальных условиях. В полной мере объективной цена была при свободном рынке, а сейчас она преимущественно субъективна – зависит от монополий, государства.
Стихийность – планомерность. На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены – таксы, тарифы. Планомерный компонент ценообразования мог превышать потребность в этом процессе или быть меньше необходимого.
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование – регулирует их. Имеются факты и положительного, и негативного воздействия государственных органов на цены. Как отмечал П. Хейне, в 30-е годы на смену свободной системе цен пришли назначаемые цены.
Регулирование цен является нормой современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Большинство стран регулируют цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию металлургического и лесного комплексов, услуги транспорта, коммунальные услуги, базовую продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается в зависимости от обстоятельств. Регулирование цен государством позволяет сдерживать неоправданный рост, ставить цены в зависимость от изменения экономических условий, смягчать воздействие инфляции на жизненный уровень населения и т.п.
Стабильность – динамизм
цен. При свободном рынке цены
были стабильны. Современная рыночная
экономика характеризуется
Фиксированность – гибкость цен. Динамизм цен проявляется в их гибкости. Это имеет место в современной практике ценовой дискриминации. Монополии устанавливают разные цены на различные единицы одного и того же товара, продаваемые одному или разным покупателям. Ценовая дискриминация может быть совершенной, когда каждый товар имеет индивидуальную цену в зависимости от всего множества ценообразующих факторов. Она может быть «нелинейной», когда разные единицы товара продают по разным ценам, но каждый покупатель платит одинаковую цену за одинаковое количество товара. Сегментированная ценовая дискриминация – разным лицам по разным ценам, но одна цена одному и тому же покупателю.
На один и тот же товар устанавливают разные цены ввиду различной эластичности спроса разных сегментов покупателей и существовании потребительского излишка. Устанавливают разные цены в зависимости от: объема покупки товара, срока реализации товара, возраста, времени услуги.
Личная дискриминация учитывает доходы покупателей и другие их характеристики. Групповая дискриминация проявляется в снижении цен на рынке конкурента, а продуктовая – в повышении цен за престижную этикетку.
Дискриминационные цены иногда называют альтернативными, то есть когда устанавливают 2- 3 ставки тарифа. Во всех этих случаях не должно быть возможности спекуляции товарами, то есть их перепродажи другим. Для этого нужен анализ сегментов рынка и т.д.
Понижение – рост цен. В условиях свободного рынка цены понижались потому, что были главным средством конкурентной борьбы. Эта их тенденция была возведена в принцип и положена в основу политики и практики.
Ранее цены были главным средством конкурентной борьбы. Промышленники понижали цены по мере научно-технического прогресса, роста производительности труда и действия других факторов. И это в целом было главным методом конкурентной борьбы. Монополизация привела к отказу от этого метода конкурентной борьбы и на первое место выдвинула рост цен. Для этого во всех странах необходимо перейти к единой системе доходов и расходов. Однако, это не простое экономическое мероприятие, оно требует политических действий.
Цены учитывают и многие другие аспекты экономики: фондоемкость, наукоемкость, спрос и предложение, и другие факторы.
3. Системы и стратегии ценообразования
В современном мире сосуществуют различные типы (системы) ценообразования.
Были и существуют сделки, в которых не учитывают затраты труда. Даже в самой развитой торговле рекламная передача доли товара происходит бесплатно (например, раздача мыла для того, чтобы сделать людей покупателями). Обычно учитывают издержки, но принципиально новым типом учета является определение альтернативных издержек.
Свободные цены устанавливаются объективно на рынке в результате конкуренции самостоятельно – субъектами рынка. Это исторически исходная и сегодня базовая форма ценообразования. В таком случае цены детерминированы многими законами рынка, которые были рассмотрены: спросом и предложением, стоимостью и т.п. Они могут быть устойчивыми, т.е. существовать длительное время на неизменном уровне.
Фиксированные цены назначают (их называют также «назначаемые цены»). Они могут быть постоянными или устанавливаются на определенный период времени. Период может быть ограничен, например, сезоном года. Этот тип цен является главным, и его необходимо конкретнее рассмотреть с помощью систематики цен. Эта практика монопольного ценообразования. Различие этих цен идет по степени силы или монопольной власти. Обособляют полтора десятка стратегий ценообразования: географический принцип (разные цены в разных регионах), единые цены у потребителя, единые цены у производителя, зональные цены (чем дальше зона от производителя, тем дороже) и т.п.
Стратегии ценообразования – выбор возможностей динамики цены, соответствующей интересам конкурентного предприятия. Гетерогенность рынка в современном мире объясняет и различные типы стратегии ценообразования. Для кого-то главное – выжить и он довольствуется минимальными условиями при реализации своих товаров. Другие проводят политику завоевания рынка. Есть и те, кого устраивает только получение сверхприбыли – «снять сливки». Целью стратегии может быть уменьшение вероятности появления конкурентов на рынке. Монополии используют разные стратегии ценообразования в зависимости от обстоятельств.
Лимитирующее ценообразование – стратегия ценообразования, при которой господствующая на рынке фирма устанавливает цену на уровне меньше того, который дает возможность получить краткосрочную прибыль.
Сначала продают по ценам, которые существуют на рынке. В таком случае не учитывают своих затрат труда вообще. Одни идут от спроса или «восприятия покупателей», другие – от издержек.