Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 04:30, реферат
Данная тема актуальна в современном обществе как никогда прежде, так как с ценой – экономическим понятием, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать, каждый человек сталкивается с детских лет, как только ему приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей.
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Механизм рыночного ценообразования……………………………………. 4
2. Принципы ценообразования……………………………………………….... 6
3. Системы и стратегии ценообразования……………………………………. 10
Заключение…………………………………………………………………….. 18
Список литературы………………………………………………………… 19
При установлении цен стремятся обеспечить безубыточность и получение прибыли. В связи с этим обычно ориентируются на издержки производства. При этом могут заранее устанавливать справедливую для себя норму прибыли, например 15-20% (подход «Дженерал Моторз»). Учитывают текущие цены или цены конкурентов. Этот фактор может быть главным. В таком случае доля прибыли существенно отклоняется от предпочтительной нормы. При определенных условиях главным оказывается восприятие цен покупателями – устанавливают такие цены, по которым покупатели берут товар ввиду всех факторов конъюнктуры рынка.
Плановые цены – высшая форма постоянных цен. Они возникают в условиях микромаркета и представляют «ценовую вертикаль» от «производителя до розницы». Их можно рассмотреть на примере советской системы ценообразования.
В СССР предприятия реализовали свою продукцию по различным каналам. Обычно существовало три типа канала реализации товаров. Непосредственная торговля производителей и потребителей товаров. В таком случае цены, как правило, были договорными. Более развитая форма торговли включала посредников, которые обеспечивали реализацию товаров. В таком случае в цены включали издержки и прибыль оптовых предприятий. Товары народного потребления шли через розничную торговлю. Соответственно формировались и ценны на товары, которые учитывали расходы и прибыль магазинов. Все это происходило на основе тщательного разработанной системы наценок и скидок, налогов и т.п., что не исключало многих противоречий и просто ошибок в ценообразовании.
Оптовая цена предприятий включает себестоимость и прибыль, возникающую свободно или устанавливаемую нормативно. Такие цены имеют место в непосредственной торговле предприятий с потребителями. Ранее эти цены составляли 50% от всех цен. Одновременно, эти ценны – основа для всей системы цен промышленности. По этим ценам предприятия продают свои товары оптовой торговле и тем самым данные цены становятся основой оптовой цены промышленности. Оптовые предприятия устанавливают наценку на товары для покрытия своих расходов и образования своей прибыли. Разновидностью этой цены являются оптовая цена промышленности с налогом. Налог идет в бюджет государства. Розничные цены возникают на основе оптовых цен промышленности и наценки торговых предприятий. Розничные цены называют: цены, такса, тарифы, штрафы, заработная плата.
Рыночная система
Собственники, производители и потребители в рыночной системе «общаются» на языке цен, прибылей и убытков и с его помощью решают общие для всей экономики проблемы: что, как и для кого производить. Механизм формирования цен – это процесс взаимодействия производителей и покупателей товаров, предложения и спроса. Цена представляет собой денежное выражение стоимости любого товара, ресурса или услуги. Она уравновешивает их предложение и спрос, диктует количество и качество, уровень затрат при выпуске и технологии собственно выпуска. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то цена снижается, нормируя предложение. Высокие цены служат сигналом недостаточного предложения, и производство недостающих товаров увеличивается до момента наступления равновесия спроса и предложения. Излишек тех или иных товаров на рынке вынуждает их собственников снижать цены, чтобы продать, а снижение цен – непререкаемое свидетельство необходимости сокращения выпуска этих товаров. Такой механизм ценового равновесия спроса и предложения способен регулировать все рынки, определять цену потребительских товаров, капитальных ресурсов, земли и недвижимости. Даже различные виды человеческого труда, интеллекта, знаний, образования и квалификации имеют свою цену, именуемую заработной платой. Рынок земли, недвижимости и капиталов – это сфера рынков экономических ресурсов, факторов производства. Каждый вид ресурса имеет свою цену и при наличии спроса и использования их в производстве приносит их владельцам доходы в виде ренты на землю, арендной платы от недвижимости, процентов (прибыли) на капитал. «Монархом» здесь выступают деньги: они предстают в форме доходов и опосредуют движение товарных потоков в виде потребительских благ и производственных ресурсов; наконец, именно деньги в ценовой форме обеспечивают сбалансированность всех экономических потоков. Ведь в этих потоках все имеет цену и соизмеряется в деньгах. Движение цен, их повышение или снижение – это уникальный способ коммуникации. Он без каких-либо затрат, издержек и необычайно быстро распространяет информацию, важнейшие сведения, необходимые для людей в мире экономики. Оперативная, обширная и в то же время компактная информация, содержащаяся в ценах, свидетельствует о дефицитности или переполненности рынков товаров и ресурсов. Уровень рыночных цен содержит более чем полную информацию об издержках производства любого товара или ресурса, об их качестве и количестве, о технологиях выпуска и перспективах на будущее.
Именно рыночные цены
выступают либо вознаграждением
за трудовые усилия или успехи в
предпринимательстве; либо беспощадным
наказанием за неудачный выбор или
просчет в экономических
Рыночным называют
механизм ценообразования,
Продавец, представляющий интересы производителя товаров и свои собственные, стремится получить весомую прибыль. Покупатель, потребитель, исходя из «полезностного» подхода и желания снизить свои расходы на единицу полезного эффекта, стремится к своей цене, которую можно назвать желаемой ценой покупки. Потребителю в его стремлениях помогает конкуренция между производителями. Производителю, продавцу помогают конкуренция между потребителями и непрерывное возвышение их потребностей.
В этой сложной многофакторной картине акт купли-продажи по взаимоприемлемым ценам может иметь место только в условиях, когда цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами, интересы которых столкнулись на свободном рынке. Такая цена получила название рыночной, а в случае, когда она зафиксирована в договоре, - договорной.
Нет никакой другой цены, кроме рыночной, которая наиболее объективно выражает истинную стоимость товара. Свободный рынок – это величайший и гениальный оценщик стоимости в ее денежном выражении. И в полной мере заменить его ничто не способно. Нет рынка – нет и объективной цены.
В условиях свободного конкурентного рынка действует закон спроса и предложения. Когда спрос и предложение товара зависят только от цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения.
Однако кроме цены на рынке действует ряд других неценовых факторов, влияющих на спрос и предложение в целом. На спрос оказывают влияние мода, вкусы покупателей, количество покупателей и их доходы, изменение цен на сопряженные товары, прогнозы и ожидания покупателей. На предложение в свою очередь влияют изменение издержек производства, цен на ресурсы, налогов, число продавцов на рынке, уровни цен на сопряженные товары, инфляционные ожидания и другие прогнозы продавцов. Под воздействием этих факторов происходят изменения в предложении товара и в спросе на товар на данном рынке.
Ситуация усложняется в условиях, когда одновременно изменяются спрос и предложение. При увеличении спроса и снижении предложения наблюдается интенсивный рост рыночных цен товара, тогда как при снижении спроса и увеличении предложения товара рыночные цены заведомо падают. При одновременном увеличении или снижении и спроса и предложения результат будет зависеть от того, какой из двух факторов окажет более сильной воздействие на равновесную цену.
Как ясно из изложенного, на конкурентном рынке цены не назначаются, а как бы возникают сами под воздействием спроса и предложения. Поэтому их называют свободными рыночными ценами. Однако в данном случае слово «свободные» не следует понимать буквально. Спрос и предложение несут на себе отпечаток рассуждений и желаний продавцов и покупателей. Вряд ли найдется продавец, желающий продавать товар по цене ниже издержек производства и обращения. А это означает, что рыночная цена не свободна от законов рынка, от психологических установок его участников.
Рассмотрев механизм образования цены в условиях свободной конкуренции, следует заметить, что на практике такое состояние встречается довольно редко, более подходящим аналогом является модель монополистической конкуренции.
В условиях олигополии и монополии олигополисты сами могут влиять на цену, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Поскольку монополист сам определяет цену, он не может осознанно вести себя как совершенный конкурент и принимать цену как неизменную.
Спрос на монопольном рынке подчинен тому же закону, что и на конкурентном рынке. Иначе обстоит дело с предложением. В условиях, когда нет конкуренции, производитель, избирая объем производства и продаж, который и будет в этом случае считать объемом предложения, ориентируется на издержки производства и обращения в их соотношении с ценами, стремясь прежде всего максимизировать прибыль, равную разности между выручкой от продаж и общими издержками.
Жестко устанавливая объем выпуска и продаж товара, монополист по сути во многом диктует цену товара, ибо он предопределяет своим выпуском объем спроса, который может быть удовлетворен, а тем самым и цену спроса. Она же есть и цена предложения, максимизирующая прибыль. Понятно, что в этих условиях поведение производителя не согласуется со стремлением наращивать объемы производства и продаж, так как и при ограниченных объемах он способен получить желаемую прибыль за счет высоких цен. Это обстоятельство в полной мере проявляет себя в российской экономике переходного периода и является одной из весомых причин спада производства. Монополизм не создает стимулов к уменьшению издержек производства обращения, так как если товар пользуется спросом на рынке, издержки перекрываются высокими ценами, ложатся на плечи потребителя.
Заключение
В заключение следует заметить, что с ценой – экономическим понятием, существование и важность которого никому не надо объяснять и доказывать, каждый человек сталкивается с детских лет, как только ему приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, на бытовом уровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и в жизни других людей. Все цены, вместе взятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый, целостный ценовой механизм.
В данной работе были исследованы принципы и стратегии рыночного ценового механизма.
В рамках рыночного подхода
было рассмотрено следующее
В данной работе были исследованы принципы и стратегии рыночного ценового механизма.
Коренные принципы ценообразования: объективность – субъективность цен; стихийность – планомерность; стабильность – динамизм цен; фиксированность – гибкость цен; понижение – рост цен.
Стратегии рыночного
ценообразования – выбор
Список литературы