Рыночный механизм и его основные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:39, контрольная работа

Краткое описание

Рынок – это очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории. По определению Булатова, рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Основное его значение таково: рынок — это место встреч покупателей и продавцов экономических благ. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

Оглавление

1.Введение:
а) краткое понятие рынка………………………………………………….3
б) условия необходимые для функционирования рыночной системы....3
в) виды рынков……………………………………………………………..3
г) функции рынка…………………………………………………………..4
2.Спрос и предложение:
а) спрос, закон спроса, кривая спроса,
факторы (неценовые), влияющие на спрос………………………..……5
б) предложение, закон предложения, кривая предложения ,
неценовые факторы, влияющие на предложение……………………....6
3.Цена:
а) рыночное равновесие, понятие о цене……………………………….…8
б) регулирование цены, цены «пола» и «потолка»…………………….…9
4.Конкуренция:
а) функции…………………………………………………………………10
б) виды……………………………………………………………………..10
в) положительные и отрицательные стороны конкуренции……………11
г) понятие монополии, монопсонии, олигополии……………………….11
5.Вывод…………………………………………………………………….12
6.Список используемых источников………………………………...….14

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ 
 
 
 
 
 

Кафедра «Экономика и организация производства» 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа № 1

по экономической  теории

студента 1 курса

группа  ТЭЗ-071

Потапенковой  Ирины Николаевны

Шифр 070334 
 
 
 
 
 

Тема: Рыночный механизм и его основные элементы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Домашний  адрес: РБ, г. Могилев

ул. Каштановая д.26 кв.13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПЛАН:

1.Введение: 

а) краткое понятие рынка………………………………………………….3

б) условия необходимые для функционирования рыночной системы....3

в) виды рынков……………………………………………………………..3

г) функции рынка…………………………………………………………..4 

2.Спрос и предложение:

а) спрос, закон спроса, кривая спроса,

факторы (неценовые), влияющие на спрос………………………..……5

б) предложение, закон предложения, кривая предложения ,

неценовые факторы, влияющие на предложение……………………....6 

3.Цена:

а) рыночное равновесие, понятие о цене……………………………….…8

б) регулирование цены, цены «пола» и «потолка»…………………….…9 

4.Конкуренция:

а) функции…………………………………………………………………10

б) виды……………………………………………………………………..10

в) положительные и отрицательные стороны конкуренции……………11

г) понятие монополии, монопсонии, олигополии……………………….11   

5.Вывод…………………………………………………………………….12 

6.Список используемых  источников………………………………...….14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Введение

   а) Краткое понятие рынка.

  Рынок – это очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории. По определению Булатова, рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при  регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Основное его значение таково: рынок — это место встреч  покупателей и продавцов экономических благ. Предпосылками  возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

        В рыночном механизме нет индивидов или организаций, которые, как в командной системе, занимая место между производителями и потребителями, решали бы экономические проблемы: что производить?  как производить? для кого производить? Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей товаров и услуг, которые общаются на языке цен. Рыночная экономика выступает относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему взаимодействия производителей  и потребителей

        Наличие таких характеристик как целостность, организованность, управляемость, целенаправленность, способность приспосабливаться к изменениям внешней среды, позволяет говорить о рыночной экономике как открытой системе, которая энергию и ресурсы получает в основном из природной среды, а значительную часть необходимой информации  - из политической духовной правовой и других сфер жизни общества. Важнейшей характеристикой данной системы является и то, что люди выступают ее основным компонентом, поэтому рынок представляет собой социотехническую систему. 

б) Условия необходимые для функционирования рыночной системы:

     1.наличие свободного товаропроизводителя

     2.конкуренция (борьба товаропроизводителей за реализацию своих экономических интересов), которая побуждает снижать издержки, увеличивать производительность труда, повышать качество товара

     3.свободные равновесные цены (спрос и предложение ведут к тому уровню цены, на которой решения о купле и продаже взаимосогласуются).

     Главные фигуры рыночной экономики  - производитель – экономический субъект, производящий товары или оказывающий услуги и доставляющий их на рынок, и потребитель – экономический субъект, который приобретает необходимые ему блага и услуги для удовлетворения своих потребностей. Первый обеспечивает предложение, второй представляет спрос. 

в) Виды рынков:

1. Рынок средств  производства (машины, оборудование, сырье, топливные ресурсы и др.)

2. Рынок  рабочей силы  (для работодателей  и наемных работников) 
3. Рынок капитала и финансов (кредит, акции и облигации)

4. Рынок потребительских товаров (продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т.д.)

5. Рынок  информационных материалов и  информационных услуг

6. Рынок  услуг (коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции и др.) 

г) Функции рынка:

1.Ценообразующая функция: в результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена.

2.Информационная функция: заключается в том, что рынок выявляет общественные потребности, спрос на товары и услуги, а также дает производителям и продавцам информацию об ориентировачной цене и качестве продуктов.

3.Регулирующая функция проявляется в распределении и перераспределении ресурсов в соответствии с платежеспособным спросом, в установлении свободных равновесных цен ; определяет структуру предложения.

4.Посредническая функция: рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

5.Санирующая функция: рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

        Важнейшим инструментом рыночной экономики являются спрос и предложение. Эти простейшие экономические рычаги способны дать глубокое представление не только об отдельных экономических проблемах, но также и о функционировании всей экономической системы в целом. Их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, ибо они находятся во взаимосвязи и взаимообусловлены.

а) СПРОС

        Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Эта зависимость  впервые математически сформулирована А. Курно. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Понятие «спрос» отражает желание и возможность приобрести товар. Если отсутствует одна из этих характеристик, отсутствует и спрос.

Действие  закона спроса ограничено в следующих случаях:

=при ажиотажном  спросе, вызванном ожиданием повышения  цен; 

=для некоторых  редких и дорогих товаров, покупка  которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

=при переключении  спроса на более новые и  качественные товары (например, с  пишущих машинок — на домашние  компьютеры; снижение цен на пишущие  машинки не приведет к повышению  спроса на них).

       Связь между ценой продукта и величиной спроса можем изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса Q  и цену Р.  Каждая точка представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене.

Эта кривая называется кривой спроса и в ней находит отражение закон спроса – люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой. Спрос на товар определяется всей кривой спроса. Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара (перемещение по этой кривой, например из A в B), показывает изменение величины спроса . Величина спроса - это то количество товара, которые потребители готовы купить на рынке при данных  ценах при прочих равных условиях. Изменение  величины спроса  происходит под действием ценовых факторов при этом сам спрос не меняется. Величина спроса определяется затратами. Но понятие спроса ни в коей мере не предполагает, что деньги - это единственное, что имеет значение для людей. На спрос влияют кроме ценовых также и неценовые факторы. Вот некоторые из них: =изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.  =изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.; =изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми; =изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт  - заменитель - свинину и т. п.; =число покупателей.  Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. =ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос.  Ожидания потребителей относительно возможного повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь, чтобы упредить угрожающее повышение цен. И наоборот ожидание понижения цен на товары ведет к сокращению спроса.

б) ПРЕДЛОЖЕНИЕ

         Предложение — это количество товара, которое хотят и могут 'предложить на рынок продавцы за определенный промежуток  времени при всех возможных ценах на этот товар. Проще говоря, под предложением товара экономисты понимают чье-либо желание продать товар, а под объемом предложения - то максимальное количество товара, которое отдельный продавец желал бы продать в единицу времени при данных условиях. Нетрудно понять, что между ценой и предложением существует прямая или положительная связь. С повышением цены возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. Он просто показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем они хотели бы это сделать по низкой цене. Как и в отношении спроса, мы можем показать закон предложения в виде графика.

Информация о работе Рыночный механизм и его основные элементы