Рыночный механизм и его основные элементы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 22:39, контрольная работа

Краткое описание

Рынок – это очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории. По определению Булатова, рынок — это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил. Основное его значение таково: рынок — это место встреч покупателей и продавцов экономических благ. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.

Оглавление

1.Введение:
а) краткое понятие рынка………………………………………………….3
б) условия необходимые для функционирования рыночной системы....3
в) виды рынков……………………………………………………………..3
г) функции рынка…………………………………………………………..4
2.Спрос и предложение:
а) спрос, закон спроса, кривая спроса,
факторы (неценовые), влияющие на спрос………………………..……5
б) предложение, закон предложения, кривая предложения ,
неценовые факторы, влияющие на предложение……………………....6
3.Цена:
а) рыночное равновесие, понятие о цене……………………………….…8
б) регулирование цены, цены «пола» и «потолка»…………………….…9
4.Конкуренция:
а) функции…………………………………………………………………10
б) виды……………………………………………………………………..10
в) положительные и отрицательные стороны конкуренции……………11
г) понятие монополии, монопсонии, олигополии……………………….11
5.Вывод…………………………………………………………………….12
6.Список используемых источников………………………………...….14

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

 P

                   S

             P2              

 

             P1 

           0         Q1  Q2       Q

Q – количество товара, доставленного на рынок. Р – движение цены. S – кривая предложения.

   Предложение характеризует вся кривая предложения. Движение по кривой предложения из P1  в P2 связано с изменением величины предложения.

   Величина  предложения - это такое количество товара, которое продавцы могут и хотят реализовать на рынке при данных ценах.

Необходимо заметить, что и на предложение также  влияют неценовые факторы:

= Цены на ресурсы.  Повышение цен на ресурсы увеличит  издержки производства и сократит  предложение. Снижение ресурсных  цен снижает издержки производства  и увеличивает предложение.

= Технология. Совершенствование  технологии означает, что открытие  и внедрение новых знаний позволяет  производить продукцию с меньшей  затратой ресурсов. При данных  ценах на них снижаются издержки  производства и увеличивается  предложение.

= Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, то есть включают их в себестоимость. Поэтому повышение налогов, увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив когда государство дотирует или по-другому субсидирует производство, оно фактически снижает издержки и увеличивает предложение.

=Цены на другие  товары. Изменение цен на другие  товары также способны сместить  кривую предложения продукта. Объем  предложения данного товара зависит  от цен всех других товаров. Снижение цены на один товар может побудить производителя производить и предлагать к продаже больше другого товара по каждой из возможных цен.

= Число продавцов.  Чем больше на рынке поставщиков  товара, тем больше его предложение.

= Ожидания. Ожидания изменений цен продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время: попридержать его или выбросить как можно больше. 

Понятие эластичности и ее виды

Мы подошли  к понятию интенсивности реакции  покупателя на изменение цен. Если небольшое изменение цены сильно изменяет объем покупок, то говорят, что спрос эластичен. Но если даже большое изменение цены лишь немного изменяет объем покупок, то спрос неэластичен.

Эластичность - мера реакции одной экономической переменной на изменение другой. В экономической теории рассматривают эластичность спроса и предложения.

Эластичность  спроса  на товар- это процентное соотношение между изменением в  цене или доходе и изменением спроса. Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос эластичен. Если предприниматель уверен, что снижение цены не увеличит объема продажи, то он не будет снижать цену. Но он не будет и повышать цену, если это не приведет к росту продажи.

Эластичность  предложения товара (по цене) - это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения. 
 
 
 
 
 

3. ЦЕНА

а) Рыночное равновесие. Понятие о цене.

Итак, осуществив анализ спроса  и предложения, попытаемся определить, что же получено в результате действия механизма спроса и предложения. Ограниченное количество имеющихся в обществе товаров распределено между возможными их потребителями. Если мы наложим друг на друга кривую спроса и кривую предложения мы увидим, что в какой – то точке они пересекутся. Рыночное равновесие устанавливается тогда, когда количества, представленные к продаже, совпадают со спросом при данной цене (цена – это количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо).

        Здесь в точке Е будет равновесная цена Равновесной ценой и называется цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение. Причем равновесие здесь означает «покой» или «гармония».  При любой цене, превышающей равновесную цену, величина предложения окажется больше величины спроса. Этот избыток вызовет конкурентное сбивание цены продавцами, стремящихся избавится от своего излишка. Снижение цены сократит предложение и одновременно побудит покупателей покупать данный продукт в большем количестве. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта.

           На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

1. Цена на  рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению.

2. Если под  воздействием неценовых факторов произойдет изменение в спросе или предложении, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения. 
          При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены, а
на рынке не будет ни дефицита, ни излишков данного товара

        Способность конкурентных сил  предложения и спроса устанавливать  цену на уровне, на котором  решения о продаже и купле  синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен. Равновесная цена не оставляет обременительный излишек у продавцов и не создает ощутимых нехваток для потенциальных покупателей.

         Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать, что цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в предложении или спросе товаров. 

б) Регулирование цены. Цены «пола» и «потолка»

Рыночный механизм действует таким образом, что  любое нарушение равновесия влечет за собой его автоматическое восстановление. Однако иногда равновесие нарушается искусственно  либо в результате вмешательства государства, либо вследствие деятельности монополий, заинтересованных в поддержании монопольно высоких цен.

При вмешательстве  государства в установление цен  говорят о политическом ценообразовании.

«Цена пола» — установленная минимальная цена, ограничивающая дальнейшее ее снижение. «Цена потолка», напротив, ограничивает повышение цены. Цены пола и потолка могут быть установлены государством, регулирующим ценообразование на рынке.

Фирмы, вступающие в дело, должны считаться с уровнем  цены, сложившимся на основе взаимодействия спроса и предложения и, возможно, скорректированным путем установления государством верхнего и нижнего (одного или обоих) пределов колебаний. Разрабатывая рыночную стратегию, фирма не может существенно отклониться от этого уровня (если только она не владеет значительной частью рынка, дающей ей право стать монополистом) и при расчете возможной прибыли в основу калькуляции должна заложить рыночную цену. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Конкуренция

           Формирование рыночных цен —  это процесс взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей), преследующих диаметрально противоположные цели. Как взаимоувязываются эти различные стремления экономических агентов? Каким образом при возникновении дефицита или, напротив, избытка товаров эти перекосы сравнительно быстро устраняются? Кто стимулирует действия миллионов производителей и покупателей, принуждая расширять производство одних благ и сокращать предложение других? Эту постоянную работу выполняет механизм цен и конкуренции. По самому общему определению, конкуренция — это соперничество между участниками рынка.

              а) Конкуренция в экономике выполняет ряд функций:

=выявляет и  устанавливает рыночную стоимость  товара;

=сводит конкретный  труд к общественно необходимому;

=содействует  выравниванию индивидуальных стоимостей  и прибыли  в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

            Победить в конкурентной борьбе  обычно можно, предлагая блага  (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.  Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.

           Положительный эффект конкуренции  во многом зависит от тех  условий, в которых она действует.  Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции:

= во-первых, равенство  экономических агентов, действующих на рынке;

=во-вторых, характер  производимой ими продукции; 

=в-третьих, свобода  входа на рынок и выхода  с него (прежде всего отсутствие  препятствий для входа в виде  организационных объединений и  структур).

           б) Различают несколько видов конкуренции:

    = Совершенная (чистая) конкуренция возникает при следующих условиях:

• существует множество  мелких фирм, предлагающих на рынке  однородную продукцию, при этом потребителю  безразлично, у какой фирмы он приобретает эту продукцию;            

• доля каждой фирмы  в общем объеме рыночного предложения  данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении  или понижении цены не отражается на цене рыночного равновесия;

• вступление новых  фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;

• нет ограничений  на доступ той или иной фирмы к  информации о состоянии рынка, ценах  на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, технике производства и  т.д.

    = Конкуренция, которая в той или иной степени связана с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкретные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемой привилегированными производителями.

  =Между совершенной  и несовершенной конкуренцией  лежит тот вид ее, который весьма  часто встречается в практике  и является как бы смесью  двух отмеченных видов, — это  так называемая монополистическая конкуренция. Она представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связаны с какими-либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя взаимозаменяемыми 

              г) Понятие монополии, монопсонии, олигополии

Противоположностью  конкуренции служит монополия. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией   

            В условиях монополии, как правило,  выигрывает продавец; монопсония  же обеспечивает привилегию для  покупателей. В некоторых отраслях  встречается своеобразная двусторонняя  монополия, когда на рынке определенной  продукции выступает один продавец и один покупатель.

            Чистая монополия и чистая  монопсония — сравнительно редкие  явления. Гораздо чаще в ряде  отраслей в странах с рыночной  экономикой складывается так  называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

              в) Конкуренция одновременно имеет и положительные и отрицательные стороны:  
1) она способствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляя товаропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использовать ресурсы. В ходе ее вымываются экономически неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;  
2) она чутко реагирует на изменение спроса, ведет к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде случаев к их снижению;  
3) в известной мере выравнивает норму прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.  
К числу негативных сторон можно отнести:  
1) придает бизнесу определенную нестабильность, создает условия для безработицы, инфляции и банкротства;  
2) ведет к дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения;  
3) ее следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.
 
 

Информация о работе Рыночный механизм и его основные элементы