Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:45, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме.
Введение.
Конкуренция – это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.
Понятие конкуренции многозначно и не охватывается универсальным определением. Конкуренция, соперничество, соревнования между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров для получения на этой основе максимальной прибыли.
Конкуренция –
это и способ хозяйствования, и
такая форма существования
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные
формы конкуренции на рынке и постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс
конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном
механизме.
Объектом исследования являются процессы конкуренции и монополизации на товарных рынках страны, находящиеся в диалектическом единстве и противоречии.
Теоретической и методологической основой курсовой послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области исследования конкуренции, рыночных структур.
Теоретическая
и практическая значимость работы.
Теоретические выводы могут быть
использованы для комплексных разработок
в области конкурентной политики
государства, в частности определения
состояния конкуренции на товарных
рынках страны, снижения высоты административных
барьеров. Выдвинутые в результате проведенного
исследования положения и выводы имеют
практическое значение для определения
направлений и путей повышения эффективности
функционирования и развития реального
сектора экономики.
Глава
Ι. Понятие конкуренции в
1.1 Экономическая сущность конкуренции
«Конкуренция— ситуация, когда существует
несколько альтернативных
Конкуренция — двигатель
По Смиту, сущность конкурентного поведения производителей составляло «честное» — без сговора — соперничество производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.
Конкуренция (от латинского «
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
• наличием множества равноправных рыночных субъектов;
• полной экономической обособленностью каждого из них;
• зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
• противоборством
со всеми другими рыночными
Любой товар или услуга в большей или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
a) при
его производстве: производительность
труда, уровень
б) при его потреблении: продажная цена товара, качество, новизна, послепродажное обслуживание, уровень предпродажной подготовки.
Говоря о конкуренции
1. функциональная
конкуренция базируется на том,
2. видовая конкуренция это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
3. предметная конкуренция это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. ценовая
конкуренция снижение цены
5. скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов:
a) продажа личного товара по цене конкурента;
б) снижение цены потребления товара;
6. незаконные методы:
а) антиреклама товаров конкурентов;
б) производство товаров имитаторов (подделка).
Рассматривая конкуренцию необходимо отметить антимонопольную политику государства направленную на демонополизацию рынка.
Антимонопольная
политика государства - экономическая
политика государства, опирающаяся
на антитрестовское
1.2 Понятие совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Здесь цена определяется
Существование огромного
Основные характеристики рынка,
• большое количество мелких продавцов и покупателей,
• продаваемый продукт
• невозможность контроля над
ценой и объемом купли-продажи
создает условия для
• полная свобода «входа» на рынок и «ухода».
В реальной экономической
Рынки, на которых либо
Многие рынки, как, например, рынки
автомобилей, крупяных изделий
для завтрака и фирменных
Фирма является «несовершенной»
На «совершенно конкурентном»
рынке имеется множество
Однако на «несовершенно
Виды несовершенной
1) Монополия
Самым крупным случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других.
В реальной жизни монополия - это всегда вопрос меры власти над рынком. Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких соперников.
Поскольку монополист является
единственным поставщиком
Продавец обладает монопольной
властью (или властью над
Информация о работе Конкуренция как основной элемент рыночного механизма