Конкуренция как основной элемент рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме.

Файлы: 1 файл

Глава Ιf.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Введение. 

Конкуренция –  это главный механизм современного рынка. Создание конкурентной среды – важнейшее условие функционирования рыночной экономики. Таким образом, можно с полным правом говорить о том, что вопросы конкуренции имеют сегодня большую актуальность как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне.

Понятие конкуренции  многозначно и не охватывается универсальным  определением. Конкуренция, соперничество, соревнования между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров для получения на этой основе максимальной прибыли.

Конкуренция –  это и способ хозяйствования, и  такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим, являясь атрибутом рынка. Конкуренция естественным путем возникает из рынка и служит условием его существования и развития.

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы  рассмотреть различные

формы конкуренции  на рынке и постановка данной цели предопределяет следующие задачи:

1.     Анализ понятия конкуренции и  его содержания;

2.     Анализ влияния конкуренции на  рынок;

Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс

конкуренции, его  виды, а также место и роль конкуренции  в хозяйственном

механизме.

Объектом исследования являются процессы конкуренции и монополизации на товарных рынках страны, находящиеся в диалектическом единстве и противоречии.

Теоретической и методологической основой курсовой послужили труды отечественных  и зарубежных ученых в области  исследования конкуренции, рыночных структур.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретические выводы могут быть использованы для комплексных разработок в области конкурентной политики государства, в частности определения  состояния конкуренции на товарных рынках страны, снижения высоты административных барьеров. Выдвинутые в результате проведенного исследования положения и выводы имеют практическое значение для определения направлений и путей повышения эффективности функционирования и развития реального сектора экономики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава Ι. Понятие конкуренции в экономике.

1.1 Экономическая  сущность конкуренции

     «Конкуренция— ситуация, когда существует  несколько альтернативных направлений  использования редкого блага,  в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».

       Конкуренция — двигатель экономического  прогресса. Это объясняется тем,  что рыночное соперничество приводит  к успеху в том случае, если  предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии (1974) Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

По Смиту, сущность конкурентного поведения  производителей составляло «честное»  — без сговора — соперничество  производителей посредством, как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество в установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции.

      Конкуренция (от латинского «concurrere»  — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:

•  наличием множества равноправных рыночных субъектов;

•  полной экономической обособленностью  каждого из них;

•  зависимостью рыночных субъектов от конъюнктуры  рынка;

•  противоборством  со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского  спроса.

      Любой товар или услуга в  большей или меньшей степени  конкурентоспособна. На конкурентоспособность  влияют следующие факторы:

a) при  его производстве: производительность  труда, уровень налогообложения,  внедрение научно-технических разработок, размеры прибыли предприятия, величина оплаты труда.

б) при  его потреблении: продажная цена товара, качество, новизна, послепродажное обслуживание, уровень предпродажной  подготовки.

      Говоря о конкуренции необходимо  показать ее виды. Существует  шесть видов конкуренции:

1. функциональная  конкуренция базируется на том,  что одну и ту же потребность  потребителя можно удовлетворить  по-разному;

2. видовая  конкуренция это конкуренция  между аналогичными товарами, но  разными по оформлению;

3. предметная  конкуренция это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4. ценовая  конкуренция снижение цены увеличивает  продажи, приводит к расширению  рынка;

5. скрытая  ценовая конкуренция  бывает  двух видов:

a) продажа личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6. незаконные  методы:

а) антиреклама  товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).

Рассматривая  конкуренцию необходимо отметить антимонопольную  политику государства направленную на демонополизацию рынка.

Антимонопольная политика государства - экономическая  политика государства, опирающаяся  на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная  политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

1.2 Понятие  совершенной и несовершенной  конкуренции.

Совершенная конкуренция существует в таких  сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

       Здесь цена определяется свободной  игрой спроса и предложения  в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».

       Существование огромного количества  покупателей и продавцов означает, что ни один из них не  владеет большей информацией  о рынке, чем остальные продавцы, и придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне он не может, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В тоже самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

       Основные характеристики рынка,  совершенной конкуренции:

       • большое количество мелких  продавцов и покупателей,

       • продаваемый продукт однороден  у всех производителей, и покупатель  может выбрать любого продавца  товара для осуществления покупки,

       • невозможность контроля над  ценой и объемом купли-продажи  создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

       • полная свобода «входа» на  рынок и «ухода».      

       В реальной экономической действительности  рынок совершенной конкуренции  не существует. Но все - таки  в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой - «биржевой» - формы организации.      

       Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в  расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.

       Многие рынки, как, например, рынки  автомобилей, крупяных изделий  для завтрака и фирменных ресторанных  блюд, являются несовершенно конкурентными.

       Фирма является «несовершенной»  до тех пор, пока ее кривая спроса понижается и напоминает кривые спроса целых отраслей, а не горизонтальную линию спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.

       На «совершенно конкурентном»  рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену, Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы увеличить свою прибыль, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене.

       Однако на «несовершенно конкурентных»  рынках индивидуальные продавцы  могут влиять на цену. Прикидывая, как им увеличить прибыль, они,  естественно, принимают в расчет эту способность. Характерные черты трех укрупненных типов несовершенных конкурентных рынков: монополистической конкуренции, олигополии и монополии, имеющих наиболее важное значение на практике. На рынках всех этих трех типов, как и на «совершенно конкурентных» рынках, имеется множество продавцов, каждый из которых слишком мал для того, чтобы оказывать заметно влияние на рыночную цену своими собственными действиями.

       Виды несовершенной конкуренции. 

      1) Монополия

       Самым крупным случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других.

       В реальной жизни монополия  - это всегда вопрос меры власти  над рынком. Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которыми сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких соперников.

       Поскольку монополист является  единственным поставщиком некоего  товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

       Продавец обладает монопольной  властью (или властью над рынком), если он может повышать цену  на свою продукцию путем ограничения  своего собственного объема выпуска.

Информация о работе Конкуренция как основной элемент рыночного механизма