Конкуренция как основной элемент рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме.

Файлы: 1 файл

Глава Ιf.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

       В условиях совершенной конкуренции  не существует никаких препятствий  к вхождению в рынок новых  производителей. С другой стороны,  на монопольных рынках существуют  барьеры вхождению, которые делают  невозможным проникновение на  рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли.

        2) Монополистическая конкуренция

Как подразумевает  само название, монополистической конкуренции  свойственны черты и монополии, и совершенной конкуренции. Как  и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели считают отличной от продукции всех других продавцов, однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция - это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.

       Рынок характеризуется дифференциацией  продукции тогда, когда покупатели  рассматривают продукты конкурирующих  продавцов как близкие, но не  полностью взаимозаменяемые.

       В условиях монополистической  конкуренции, как и в условиях  совершенной конкуренции, не существует  барьеров для вхождения в рынок  новых фирм. Но поскольку барьеры  вхождения отсутствуют, фирмы  в монополистической конкуренции  не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.        

        3) Олигополия

       Олигополия подразумевает наличие  нескольких продавцов. Олигополистический  рынок - это такой рынок, на  которой большая часть выпускаемой  продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная промышленность и отрасль по производству крупяных изделий для завтрака являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков.

       Если дифференциация продукции  возможна, фирмы должны побеспокоиться  о дизайне и рекламе продукции.

       Олигополия занимает промежуточное  положение между монополией и  конкуренцией и в другом аспекте. В условиях когда конкуренция является совершенной, барьеры вхождения в рынок отсутствуют, а монополия не оставляет возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существует некоторые барьеры вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Чем слабее барьеры, тем белее вероятно, что отрасль, в которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будут прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.

1.3 Институциональная составляющая формирования конкуренции.

       Cовременной экономической социологией  предлагается подход к анализу  конкуренции как к институционально  оформленному процессу (в этом  отношении она близка по ряду позиций к новой институциональной экономической теории). В обобщенном виде экономико-социологический подход означает следующее.

1.      Конкуренция предполагает социальные  контакты. Участники рынка не  выступают в качестве автономных  агентов. Они не только наблюдают за действиями конкурентов, улавливая ценовые сигналы, но вступают между собой в непосредственные социальные взаимодействия.

2.      Конкуренция предполагает установление  порядка. Существует определенное  число ведущих участников рынка,  которые пытаются контролировать конкурентную ситуацию и вырабатывать правила поведения на рынке. Для этого ими предлагаются специфические концепции контроля и делаются попытки навязать их другим участникам рынка и регулирующим государственным органам.

3. Конкуренция выступает как символическая борьба. Рынок в сильной степени сегментирован по типу продуктов и услуг, способам их продвижения, характеру фирм, предоставляющих данный продукт или услугу. Столбление рыночных ниш происходит здесь с помощью формальных и неформальных статусов-маркеров, увязанных с культурно обусловленными стилями потребления

      Анализ институциональной конкуренции  требует освещения двух основных  вопросов:

      1) Ради чего ведется конкуренция?

      2) Каковы критерии сравнительной эффективности конкурирующих институтов?

      Ответ на первый вопрос связан  с узловым для современной  экономической теории понятием  «ограниченности ресурсов». Люди, вовлеченные в ту или иную  институциональную систему, постоянно  испытывают нехватку чего-либо (работников, плодородной земли, капиталов, полезных ископаемых и т.д.). Восполнить эту нехватку можно двумя путями – либо «взять у природы» (создавать новые технологии материального производства), либо «взять у других». Под «другими» здесь понимаются как раз представители иной институциональной системы, а «взять» означает либо отнять чужие ресурсы, либо перенимать чужие методы более эффективного использования своих ресурсов.

      Институциональную конкуренцию  можно, казалось бы, считать экстенсивным  путем социально-экономического развития, поскольку она направлена на расширение количества ресурсов, находящихся в распоряжении какой-либо одной институциональной системы, а не на увеличение эффективности их использования в рамках разных систем. Однако именно конкуренция систем заставляет их мобилизовать свои способности по повышению эффективности использования ресурсов. Поэтому без институциональной конкуренции интенсивный путь социально-экономического развития тоже вряд ли возможен. (Отсюда, кстати, вытекает необходимость институционального разнообразия. Если будет господствовать одна-единственная институциональная система, то она в значительной степени потеряет стимулы  к совершенствованию.)

      Таким образом, объективная цель  институциональной конкуренции  – это расширение сферы действия отдельных видов или отдельных наборов «правил игры».     

      Критерий эффективности конкурирующих  институтов и систем можно  сформулировать и как их способность  повышать благосостояние людей  – благосостояние в самом широком  смысле слова (не только материальное, но и духовное; не только «здесь и сейчас», но и в долгосрочном аспекте). Дело в том, что мобилизационная способность конкурирующих институтов и систем определяется тем, насколько люди могут и желают их отстаивать.

Глава II. Конкуренция как элемент рыночного хозяйства.

2.1 Конкуренция  как основная часть рыночного  механизма. Преимущества и недостатки  рыночной конкуренции.

Опыт  экономических реформ, проводимых в  нашей стране за последнее время, показал, что достичь реальных результатов можно только в том случае, если общество оставит за товаропроизводителем право бороться за потребителя. К сожалению, все хозяйственные реформы не смогли создать механизм состязательности за потребителя. Это является одной из важнейших причин наличия дефицита.  
Конкуренция – естественный атрибут рынка, на котором встречаются обособленные товаропроизводители, сталкиваются их интересы, связанные с продажей товара или оказанием услуг одним и тем же потребителям. Успехи в борьбе на рынке, сколь бы мизерны они ни были, всегда являются результатом ущемления интересов других конкурентов.  
По самому общему определению, конкуренция — это соперничество между участниками рынка . В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.  
По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе — внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.  
Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.  
Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.  
Положительный эффект конкуренции во многом зависит от тех условий, в которых она действует. Обычно выделяют три основные предпосылки, наличие которых необходимо для функционирования механизма конкуренции: во-первых, равенство экономических агентов, действующих на рынке (во многом это зависит от количества фирм и потребителей); во-вторых, характер производимой ими продукции (степень однородности продукта); в-третьих, свобода входа на рынок и выхода с него (прежде всего отсутствие препятствий для входа в виде организационных объединений и структур).  
Экономическая конкуренция – это рыночное соперничество, соревнование экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода . Борьба за потребителя – непременное условие существования любого предприятия в условиях рынка.  
Рынок делает всех участников конкурентного процесса материально заинтересованными в удовлетворении тех потребностей, которые выражаются через спрос. Они создают посредством цен сигналы для капиталовложений, стимулируют освоение достижений НТП, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг.  
Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.  
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.  
Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.  
В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция — это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.п.

2.2 Развитие конкуренции на примере нефтяного бизнеса.

   Нефтяной  бизнес в России устроен не так, как  во всем мире. В основном он является частным, что на первый взгляд может  показаться копированием англо-американской модели, правда не современной, а такой, какая существовала в США в конце XIX в. Это можно выразить следующей формулой: импорт американской модели вертикально интегрированного холдинга без импорта соответствующей политической и управленческой культуры.

В результате в России почти полностью отсутствует  контроль государства над нефтяным бизнесом. В самом лучшем случае владельцы крупных нефтяных компаний рассматривают свой бизнес через оптику модели мелкого семейного предприятия, а обычно — как среду для личного обогащения в духе "золотой лихорадки". Из этого, в сущности социально-психологического, а не социально-экономического феномена, проистекают все недостатки и негативные формы деятельности российских нефтяных компаний.

Все частные  российские нефтяные компании, в отличие  от зарубежных, продают сырье, кому они хотят, и по тем ценам, по каким  хотят, т.е. без каких-либо консультаций с государством. По собственному произволу  они постоянно отказываются от строительства  нефтеперерабатывающих заводов, желая получить деньги немедленно, без дополнительного производственного цикла. Они также отказываются вкладываться в модернизацию существующих НПЗ, которая позволила бы поставлять продукты переработки не только на внутренний рынок, но и на экспорт. В результате теряются огромные прибыли и соответствующие налоговые поступления, а также большое число потенциальных рабочих мест.

Практически все нефтяные компании, в том числе  и со значительной долей государственной  собственности, позволяют себе огромные нецелевые расходования средств, такие как вкладывание капиталов в офшоры, строительство офисов и жилья в различных городах России для себя, своих родственников, управленческой верхушки компаний и т.п., и государство их никак за это не наказывает.

Все компании информационно закрыты, предоставляют  искаженную статистику. Даже в отчетах  Счетной палаты основные цифры не выкладываются в открытый доступ. Сами нефтяные компании постоянно ссылаются  на коммерческую тайну и предоставляют  значительно меньше информации, чем зарубежные компании. Поэтому общество отсечено даже от пассивного контроля над этим бизнесом. Газеты, журналы, интернет-сайты, выставки выступают как реальные агенты влияния компаний. Поэтому аналитикам приходится пользоваться экспертными оценками, анонимными интервью и т.д.

В результате всего этого в Российской Федерации  наиболее чистым образом воплотилась  в жизнь негативная государственная (а правильнее было бы сказать, антигосударственная) стратегия нефтедобычи.

      Нефтяные  компании осуществляют поставку нефтепродуктов со своих нефтеперерабатывающих заводов на сбытовые компании, находящиеся в других регионах, несмотря на расположенные рядом нефтеперерабатывающие заводы других нефтяных компаний.

Отсутствие  конкурентных отношений приводит к неэффективному использованию транспортной инфраструктуры, перекрестные и встречные потоки поставок дополнительно загружают дефицитные мощности железнодорожного и трубопроводного транспорта.

Оптовая реализация и распределение объемов  нефтепродуктов между покупателями осуществляются нефтяными компаниями по непрозрачным процедурам. Отсутствие открытых торгов по продаже нефтепродуктов и ограничение свободного доступа иных участников рынка к объемам ресурса нефтяных компаний препятствуют развитию конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов, не позволяют сформировать общепризнанные ценовые индикаторы как рынка нефти, так и рынка нефтепродуктов.

Доступ  участников рынка к оперативной  информации о показателях состояния  рынка (производство, потребление, запасы ресурсов), необходимых для формирования ожиданий и принятия бизнес-решений, ограничен, ценовые индикаторы отсутствуют.

Развитие  малых независимых добывающих компаний, которые в основном осуществляют добычу на малопривлекательных низкодебитных  месторождениях, затруднено, так как отсутствует либо ограничен доступ к инфраструктуре и мощностям по подготовке, транспортировке (в том числе на экспорт) и переработке нефти. Существуют избыточные административные барьеры при проведении работ по разведке, добыче, хранению и транспортировке нефти. Объемы нефти, добываемые независимыми компаниями, являются основным ресурсом для производства объемов нефтепродуктов, реализация которых на свободном рынке формирует рыночную цену.

В целях  развития конкуренции необходимо существенно увеличить объемы реализации нефтепродуктов на открытых торгах, обеспечить свободный и равный доступ всех участников рынка к купле-продаже произведенных нефтяными компаниями нефтепродуктов на всех сегментах рынка (нефтеперерабатывающий завод - опт - розница), а также к оперативной информации о показателях состояния рынка, для чего необходимо принять федеральный закон.

       Если  ранжировать нефтяные компании по производственным характеристикам, то первые три места  займут "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС" и "Сургутнефтегаз". Однако на основании прямого сопоставления производственных показателей не всегда можно делать выводы о качестве или стиле руководства, об эффективности менеджерской политики и, следовательно, достоинствах конкурентного поведения того или иного предприятия. Дело в том, что все компании работают в разных горно-геологических условиях и разрабатывают месторождения с различной степенью выработанности запасов. Кроме того, следует учитывать, что конкуренция в нефтяной отрасли разворачивается не столько в нефтедобывающем секторе, сколько в борьбе за сырьевые ресурсы, за обладание нефтеперерабатывающими мощностями и на рынке нефти и нефтепродуктов. Учитывая то, что сегодня цены внутреннего рынка на светлые нефтепродукты имеют тенденцию к росту, особую актуальность для компаний приобретает вопрос расширения производства и сбыта этой группы товара, а также обретения дополнительных конкурентных преимуществ в этом секторе нефтяного бизнеса. По объему переработки нефти сегодня лидируют "ЛУКОЙЛ" (более 18% переработки по России), "ЮКОС" (12,6%) и "Сургутнефтегаз" (9,2%). При этом наиболее эффективными с точки зрения выхода светлых фракций являются "Сибнефть", "ЛУКОЙЛ" и ТНК. Нефтепродукты этих ВИНК наиболее конкурентоспособны на рынке по качественным характеристикам.

Информация о работе Конкуренция как основной элемент рыночного механизма