Конкуренция как основной элемент рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на рынке и постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Анализ влияния конкуренции на рынок;
Указанные выше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, его виды, а также место и роль конкуренции в хозяйственном механизме.

Файлы: 1 файл

Глава Ιf.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Нефтяные  компании для завоевания рынков сбыта используют такие инструменты, как более низкие цены, более широкий ассортимент и более высокое качество нефтепродуктов, ритмичность поставок и т.д.

Безусловным лидером в деле приобретения российских и зарубежных нефтяных активов является "ЛУКОЙЛ". За ним следуют "ЮКОС", "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз".

Конкурентная  стратегия компании "ЛУКОЙЛ" связана  с выходом в новые нефтедобывающие  регионы, приобретением зарубежных мощностей по переработке нефти, расширением сферы реализации нефтепродуктов.

В рамках проводимой конкурентной политики "ЛУКОЙЛ" активно разрабатывает проекты  по разведке и добыче нефти и газа на территории республик бывшего  СССР, имеет долевое участие в  проектах в Ираке и Египте. Для  укрепления своего конкурентного потенциала компания и в дальнейшем планирует наращивать объемы работ по зарубежным проектам.

Конкурентная  стратегия компании "ЮКОС" направлена на расширение бизнеса и превращение  в топливно-энергетическую компанию.

Компания  стремится диверсифицировать свой бизнес, включая в сферу своих интересов предприятия смежных отраслей. В частности, "ЮКОС" приобрел 50-процентную долю в российско-канадском СП "Уренгойл" за 15,9 млн долларов.

Важным  направлением конкурентной стратегии "ЮКОСа" являются модернизация сети автозаправочных станций и выход на новые рынки сбыта нефтепродуктов внутри страны. В регионах, где "ЮКОС" присутствует традиционно, объем сбыта увеличился на 20-25%. Компания активно занята экспортом углеводородов на рынки Дальнего Востока и Китая.

Особенностью  конкурентной стратегии НК "Сургутнефтегаз" является экспортная ориентация поставок нефти и нефтепродуктов.

До последнего времени компания не участвовала  в интеграционных процессах, однако недавно ситуация стала постепенно меняться. "Сургутнефтегаз", двигаясь по пути расширения своего присутствия на новых рынках, приступил к развитию добывающих мощностей за пределами Тюменской области. По существу, начался процесс превращения компании из региональной структуры в полноправного участника мирового рынка энергоносителей. Так, "Сургутнефтегаз" начал экспансию в Восточную Сибирь через совместные проекты с компанией "Саханефтегаз". Здесь "Сургутнефтегаз" не только получает относительно дешевые нефтяные активы, но и доступ к стратегически важному китайскому газовому рынку.

Однако  проблемой "Сургутнефтегаза" остается жесткая зависимость от экспортных поставок. Ориентация на экспортные рынки  ставит компанию в прямую зависимость  от колебаний мировых цен на нефть  и заставляет всерьез задуматься об оптимизации управления рисками. 

"Роснефть" - лидер отечественной нефтяной  промышленности в сфере освоения  шельфовых месторождений. Компания  располагает специальным флотом  для проведения работ на шельфе, в том числе для морского  бурения. Сегодня менеджеры компании  рассматривают возможность 20-25-процентного участия в проекте по освоению Приразломного месторождения на шельфе Баренцева моря (оператор - компания "Росшельф").

Аналитическая оценка состояния российского нефтяного  рынка показывает, что конкурентная борьба ВИНК не ослабевает. Более того, в эту борьбу включаются компании, которые раньше не отличались агрессивной конкурентной стратегией. Несмотря на очевидную тенденцию расширения производственно-сбытовых сетей компании стремятся диверсифицировать свою деятельность в смежных отраслях, а также выйти на новые нефтяные и газовые месторождения за рубежом.

   2.3 Влияние государства на развитие  конкуренции в России.

   В обеспечении достаточно надежной, безотказной  реакции экономической системы  на изменение спроса, условий рынка состоит главная задача государственного регулирования конкуренции и ограничения монополизма на рынке. Государственное регулирование конкурентных отношений основывается на антимонопольной политике государства, включающей разработку антимонопольного законодательства и контроль за его осуществлением. Антимонопольное законодательство представляет собой комплексное образование в системе норм коммерческого и хозяйственного права и направлено на сохранение и поддержание конкуренции.

   Существующие  в разных странах антимонопольные законодательства чрезвычайно разнообразны. Однако каждое из них в большей или меньшей степени принадлежит к одной из двух основных систем: запретительной или регулятивной.

   Запретительная система антимонопольного законодательства предполагает полный запрет монополий. Наиболее типичным представителем этой системы являются США, антитрестовское законодательство которых исходит из принципа несовместимости монополии и конкуренции. К запретительной системе можно также отнести и антимонопольное законодательство Японии, при разработке которого широко использован опыт США.

   Вторая  известная в мировой практике система - регулятивная. К ней тяготеет антимонопольное законодательство большинства европейских стран, в том числе стран Восточной Европы. Эта система направлена не против монополии как таковой, а против злоупотребления ею.

   В целом, основной принцип антимонопольного законодательства, которому следуют  зарубежные законодательства, - признак  монополии небольшая величина контролируемого  ею рынка (разумеется, все же учитываемая), а наличие у компании монополистических намерений и достаточной рыночной власти для их осуществления.

   Основным  законодательным актом, регулирующим конкурентные отношения в РФ является закон РФ “О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынка”, целью которого является определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и тем самым обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В законе определены задачи, функции  и полномочия Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) как органа , на который возлагается осуществление государственного антимонопольного регулирования, предусмотрены меры ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства.

   Одним из центральных понятий, рассматриваемых  в законе, является определение доминирующего  положения хозяйствующих субъектов на рынке. Под доминирующим положением понимается их исключительное положение на рынке определенного товара или услуги, дающее им возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Обладание доминирующим положением - решающий признак, по которому устанавливается противоправность действий или соглашений на рынке. Определение доминирующего положения на рынке предполагает три возможные ситуации:

   1) доля хозяйствующих субъектов  на рынке определенного товара  не превышает 35%. При такой доле  положение хозяйствующих субъектов  не может быть признано доминирующим;

   2) доля хозяйствующих субъектов  превышает 65%. В таком случае положение хозяйствующих субъектов признается доминирующим.

    3) доля хозяйствующих субъектов  на рынке определенного товара  превышает 35%, но меньше 65%. Положение  такого хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим на основании других критериев, таких как: возможность субъекта оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок других хозяйствующих субъектов либо иным способом ограничивать их деятельность.

   Вместе  с тем, само по себе признание положения  хозяйствующих субъектов доминирующим не является достаточным для определения его действий противоправными с точки зрения антимонопольного законодательства. Таковыми они могут быть признаны лишь в случае злоупотребления доминирующим положением на рынке, что может привести к существенному ограничению конкуренции.

   В законе определен примерный перечень действий, в которых может выражаться злоупотребление доминирующим положением на рынке. Приведенные в нем действия могут быть сведены к трем видам:

   1.      действия, связанные с изъятием товара из обращения, образованием дефицита или искусственным повышением цены, а также с созданием препятствий: доступу на рынок других хозяйствующих субъектов;

   2.      включения в договора так называемых ограничительных условий, не относящихся к предмету договора, невыгодных контрагенту, дискриминирующих его;

   3.      нарушение установленного порядка ценообразования.

   Признавая злоупотребление доминирующим положением противоправным, Закон одновременно указывает, что в исключительных случаях действия хозяйствующих субъектов, в которых имеются признаки злоупотребления доминирующим положением, могут быть признаны правомерными. Для этого хозяйствующий субъект должен доказать, что его действия способствовали или будут способствовать насыщению товарных рынков, улучшению потребительских свойств товаров и повышению их конкурентоспособности, в частности на внешнем рынке. Наличие такого положения придает определенную гибкость антимонопольному законодательству России, который, как показывает опыт других стран, совершенно необходима в столь сложной области правового регулирования.

   В антимонопольном законодательстве РФ предусматривается недопустимость недобросовестной конкуренции, приведены  основные формы недобросовестной конкуренции, к которым относятся:

   1)  распространение ложных, неточных и искаженных сведений , способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

   2)   введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров;

   3)     некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

   4)     самовольное использование товарного знака фирменного имени и маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующих субъектов;

   5)  получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации. В т. ч. коммерческой тайны без согласия ее владельца.

   В целях предупреждения образования  новых монополистических структур вводится предварительный контроль со стороны ГКАП за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией  хозяйствующих субъектов. ГКАП вправе также принять решение о принудительном разделении хозяйствующих субъектов. Для принятия такого решения необходимо наличие одного или нескольких условий:

   1)       возможности организационного и или территориального обособления предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

   2)        отсутствие тесной технологической взаимосвязи предприятий, структурных подразделений или структурных единиц (в частности, если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции хозяйствующих субъектов составляет менее 30%);

   3)       разграничение сфер деятельности предприятий, структурных подразделений и структурных единиц в рамках узкой предметной специализации на определенном товаре.

   Все вышеназванные условия должны учитываться  при коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием их в ОАО.

   В регулировании конкурентных отношений  в РФ необходимо принимать во внимание характер отраслевой структуры экономики  России, отличающийся высоким уровнем  концентрации производства. В ряде отраслей, таких как авиа космическая, судостроительная, электротехническая и других отраслях высокотехнологического машиностроения, большинство предприятий представляет собой крупные целостные образования, в рамках которых обеспечивается воспроизводство и кооперация составляющих их производственных единиц, поэтому необходимо отнесение этих предприятий к сфере разрешенной монополии с соответствующей системой регулирования и контроля за деятельностью этих предприятий.

   Таким образом, положения российского законодательства могут повлиять на маркетинговую среду рынка, а следовательно должны учитываться при разработке маркетинговых стратегий как самим лидером на рынке, так и всеми фирмами-конкурентами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конкуренция как основной элемент рыночного механизма