Рыночный механизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 00:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что рынок это одна из прогрессивных форм экономики, то есть формой общественных связей между субъектами хозяйствования. Рыночная экономика при всех ее недостатках более эффективна и приспособлена, с одной стороны, решать проблемы повышения эффективности производства, насыщенности рынка, с другой стороны, она не свободна от нарушения принципов социальной справедливости.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………..3
1. Элементы рыночного механизма……………………………………..5
1.1. Сущность рыночного механизма……………………………5
1.2. Основные элементы рыночного механизма………………...8
2. Формирование рыночного механизма………………………………17
2.1. Проблемы формирования рыночного механизма………….19
2.2. Пути решения проблем формирования рыночного механизма………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………...25
Список литературы……………………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по эк. теории.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

веры в закон спроса. «Дни торговли по сниженным ценам»  основаны  на  законе спроса. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем  повышения  цен, а путем их снижения.[7]

На спрос влияют кроме ценовых также и неценовые факторы. Вот некоторые из них:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение

потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или  изменениями моды, будет означать, спрос возрастет по каждой цене.  Важно  отметить,  что технологические  изменения  в  виде  появления  нового   продукта   способны привести к изменению потребительских вкусов.

2.  Число  покупателей.   Очевидно,  что  увеличение  на  рынке  числа

потребителей   обуславливает   повышение   спроса.   А   уменьшение    числа

потребителей находит отражение в сокращении спроса.

3. Доход.  Воздействие  на  спрос  изменений  дохода  несколько  более

сложно.  В  отношении  большинства  товаров  повышение  дохода  приводит   к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило,  покупают больше дорогих вещей. И, наоборот, при снижении дохода спрос на  такие  вещи падает. Товары, на которые спрос изменяется  в  прямой  связи  с  изменением дохода, называются  товарами  высшей  категории  или  нормальными товарами. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении,  то  есть возрастает при снижении дохода, называются товарами низшей категории.

4.  Цены на сопряженные товары. Здесь  объяснение  я  нахожу  в  одном

простом  примере.  Повышение  цены  на  сливочное  масло  влечет  за   собой

повышение спроса на более дешевый маргарин.

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход,  способны  изменить спрос.   Ожидания  потребителей  относительно  возможного  повышения  цен  в будущем  могут  побудить  их  покупать  теперь,  чтобы  упредить  угрожающее повышение  цен.  И  наоборот  ожидание  понижения  цен  на  товары  ведет  к сокращению спроса.[11]

Итак,  мы  знаем  закон  спроса.  Я  думаю,   что   этот   закон   это

характеристика рынка с точки зрения покупателей или потребителей. А с  точки зрения продавцов? С этой точки зрения на все вопросы  отвечает  предложение.

Предложение можно  определить  как  шкалу,  показывающую  разные  количества продуктов, которые производитель желает и способен произвести  и  предложить к продаже на рынке по  каждой  конкретной  цене  из  ряда  возможных  цен  в течение определенного периода времени.  Данное Кэмпбеллом Р. Макконелломм  и Стэнли  Л.  Брю  определение  предложения   показывает,   какие   количества продукта,  будут  предъявлены   к  продаже  по  разным  ценам,  притом   все остальные факторы остаются  неизменными,  причем  рассматривается  вопрос  с точки зрения выгодности цены. Теперь нетрудно  понять,  что  между  ценой  и предложением существует прямая или положительная связь.  С  повышением  цены возрастает и величина предложения; со  снижением  цен  сокращается  также  и предложение. Эта специфическая  связь  называется  законом  предложения.  Он просто  показывает,  что  производители  хотят  изготовить  и  предложить  к продаже большее количество своего товара по высокой цене, чем они хотели  бы это сделать по низкой цене. [3,11]

Существует тесная связь между предложением и издержками  производства.

Если покупателя при приобретении товара на рынке интересует,  прежде  всего, его полезность, то для продавца (производителя) центральное  место  занимают издержки  производства.  Поскольку  в   условиях   совершенной   конкуренции производитель практически не может воздействовать на уровень рыночной  цены, постольку  именно  уровень  издержек  производства  оказывает   определяющее воздействие и на размер прибыли, и на возможности  расширения  производства, и на то, останется ли фирма вообще  на  данном  рынке  или  будет  вынуждена покинуть  его.   Определим    основные   виды   издержек   фирмы.   Издержки подразделяются  на  две  большие   категории:   постоянные   и   переменные. Постоянные издержки — это расходы, которые остаются неизменными,  каково  бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата  за  аренду помещения,   затраты   на    оборудование,    оплата    управленческого    и административного персонала и т. п. Переменные издержки меняются в прямой зависимости  от  объема  производства. Они  связаны  с  затратами  на  покупку  сырья  и  рабочей  силы.   Динамика переменных  издержек  неравномерна:  начиная   с   нуля,   по   мере   роста производства  они  первоначально  растут  очень  быстро;  затем,   по   мере дальнейшего увеличения объемов производства,  начинает  складываться  фактор экономии на массовом производстве, и  рост  переменных  издержек  становится уже более медленным, чем увеличение продукции. В дальнейшем,  однако,  когда вступает в действие закон убывающей производительности, переменные  издержки снова начинают обгонять рост производства.[8]

Таким образом, совокупное предложение как сумма рыночного  предложения

отдельных фирм зависит в конечном итоге от уровня издержек производства.

Необходимо заметить, что  и  на  предложение  также  влияют  неценовые

факторы:

1)  Цена  на  ресурсы.  Снижение   ресурсных   цен   снизит   издержки

производства и увеличит предложение. Например, если цены на  семена

и удобрения кукурузы снизятся, можно ожидать увеличения предложения

кукурузы и наоборот, повышение цен  на  ресурсы  увеличит  издержки

производства и сократит предложение.

2) Технология. Совершенствование  технологии  означает,  что  открытие

новых  знаний  позволит   более   эффективно   произвести   единицу

продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на

ресурсы   снизятся   производственные   издержки, и увеличится

предложение.

3) Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства, то есть включают их в себестоимость. Поэтому

повышение налогов, увеличивает издержки  производства  и  сокращает

предложение. Напротив когда  государство  дотирует  или  по-другому

субсидирует  производство,  оно  фактически  снижает   издержки   и

увеличивает предложение.

4) Цены на другие товары. Например, снижение  цены  на  пшеницу  может побудить производителей выращивать кукурузу и т.д.

5) Ожидания. Ожидания изменения цены  продукта в будущем  также  могут повлиять на желание производителя поставлять  продукт  на  рынок  в

настоящее время.

6) Число продавцов. Чем больше на рынке поставщиков товара, тем больше его предложение.[4]

Итак, осуществив анализ спроса  и предложения,  попытаемся  определить, что же получено  в  результате  действия  механизма  спроса  и  предложения.

Ограниченное количество имеющихся  в  обществе  товаров  распределено  между возможными  их  потребителями.  Это  было,  как  утверждает  П.  Самуэльсон, «распределение по кошельку».[12]

Важно  подчеркнуть,  что  при   цене   равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж — такое  равенство  существует при любой  цене.  При  цене  равновесия  количество  продукции,  в  пределах которой   потребители   намерены   продолжать    делать    закупки,    будет соответствовать тому количеству продукции,  которое  производители  намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой  цене  будет  отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены. [12]

Таким образом, конкуренция и колебания спроса и предложения привели  к установлению равновесия  на  рынке.  Ограниченное  количество  имеющегося  в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями.  Но это лишь частичное равновесие на единичном рынке. Надо учитывать,  что  цены на рынке находятся в постоянном движении вследствие изменений в  предложении или спросе товаров. Эти изменения не являются независимыми  друг  от  друга, а,  напротив,  все  взаимосвязаны.  Каждое  изменение  цены  одного   товара приводит к изменениям в цене других товаров. Существует целая  система  цен, которая может оказаться в равновесии, если рассматривать ее  в  определенный момент и одновременно в ее совокупности. В  этом  случае  говорят  об  общем равновесии рынка. В точке равновесия  экономическое  движение  прекращается.[1]

Для того, чтобы оно началось вновь,  должны  измениться  внешние  условия  — уровень  цен,  технология,  ожидания  и  предпочтения   производителей   или потребителей. Конечно, равенство спроса и предложения  —  это  теоретическая абстракция, ибо в реальной хозяйственной практике  такое  совпадение  бывает весьма редким. Однако  именно  эта  абстракция  позволяет  выявить  наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма.

Как мы уже говорили, двигающим механизмом рынка является  конкуренция.

Рыночный  механизм  предложения  и  спроса  сообщает  желания   потребителей (общества) предприятиям, а через них и поставщикам ресурсов.  Однако  именно конкуренция  заставляет  предприятия  и  поставщиков   ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания.  Проиллюстрируем  сказанное.  Мы  видели, что увеличение потребительского  спроса  на  какой-нибудь продукт повышает цену этого товара сверх издержек его  производства,  включающих  заработную плату, ренту,  процент  и  нормальную  прибыль.  Образующаяся  в  результате экономическая прибыль служит, по существу,  сигналом  для  производителей  о том,  что  общество  требует  большое  количество  этого  продукта.   Именно конкуренция – особенно способность новых фирм вступать в  данную  отрасль  – одновременно вызывает расширение производства и понижение цены  продукта  до уровня,  точно  соответствующего  издержкам  производства.  Однако  если   в отрасли  отсутствует  конкуренция  и  в  ней  господствует,   скажем,   одна гигантская  фирма  (монополист),  которая  в   состоянии   воспрепятствовать вступлению  в  отрасль  потенциальных  конкурентов,   такая   фирма   может, предотвращая  расширение   отрасли,   продолжать   извлекать   экономическую прибыль.

Между  тем  конкуренция  не  ограничивает  свою  роль  гарантированием

надлежащей реакции на потребности общества.  Именно  конкуренция  заставляет фирмы  переходить  на  самые   эффективные   технологии   производства.   На конкурентном  рынке  неспособность   некоторых   фирм   использовать   самую экономичную  технологию  производства,  в  конечном   счете,   означает   их устранение  другими  конкурирующими  фирмами,  которые  применяют   наиболее эффективные методы производства. Например, как мы  уже  видели,  конкуренция обеспечивает обстановку, способствующую техническому прогрессу.

Весьма примечательным  аспектом  функционирования  и  корректировочных операций  конкурентной  рыночной  системы  является  то,  что  она   создает необычайное  и  важное  тождество  –  тождество   частных   и   общественных интересов. Фирмы и поставщики ресурсов, добивающиеся увеличения  собственной выгоды  и  действующие  в  рамках  остро  конкурентной   рыночной   системы, одновременно  –  как  бы  направляемые  «невидимой  рукой»  -   способствуют обеспечению  государственных  или   общественных   интересов.   Предприятия, стремящиеся получать более высокую прибыль, с одной  стороны,  и  поставщики ресурсов,  добивающиеся  большого  денежного  вознаграждения  за  них,  -  с другой,  сговариваются между собой об осуществлении тех  самых  изменений  в распределении ресурсов – а, следовательно, и в структуре продукции,  которые в  данное  время  требует  общество.   Иными   словами,   сила   конкуренции контролирует или направляет  мотив  личной  выгоды  таким  образом,  что  он автоматически и непроизвольно способствует наилучшему обеспечению  интересов общества.  Концепция «невидимой руки» заключается в том,  что,  когда  фирмы максимизируют свою прибыль, общественный продукт тоже максимизируется.[8]

 

 

 

 

 

 

2.Формирование рыночного механизма.

Механизм функционирования рыночной экономики основывается на трех главных принципах:

а) принцип маржинального (предельного) анализа;

б) принцип издержек альтернативного выбора;

в) принцип экономической рациональности.

На основе принципа маржинального анализа строится поведение рыночных субъектов, на которых решающее влияние оказывают не средние, а предельные величины. В результате насыщенности рынка товарами, изменения рыночных цен переход рыночной экономики из одного состояния в другое осуществляется относительно плавно, что обусловлено тем, что появление нового, предельного субъекта не оказывает существенного влияния на рыночную экономику (на предложение или спрос). Маржинальный подход обеспечивает непрерывность функционирования рыночного пространства; исключает возможности возникновения резких колебаний со стороны спроса и предложения.[9]

Принцип издержек альтернативного выбора. Издержки альтернативного выбора выступают в виде суммы прямых издержек и неполученных выгод, связанных с отказом от других способов использования ресурсов и деятельности предпринимателей. Построение рыночной экономики основывается на том, что из всего перечня упущенных возможностей выбирается наихудший с гарантированным доходом, хотя он будет и наименьшим. Отсюда следует, что выбранный таким образом вариант не является худшим из возможных, не обеспечивающим доход предпринимателю. Принцип издержек альтернативного выбора заставляет производителей искать более эффективное применение имеющимся ресурсам.[10]

Принцип экономической рациональности основывается на сопоставлении выгод и издержек. Рациональный выбор осуществляется из имеющихся вариантов, предельным из которых является тот, который обеспечивает гарантированный доход в виде минимально допустимой величины прибыли. В этих условиях фирмы стремятся к максимизации прибыли, а потребители – к максимальному улучшению благосостояния при ограниченном использовании своих капиталов.[7]

Построение рыночной экономики на указанных нами принципах позволяет достигнуть равновесного состояния, основывающегося на использовании двух противоположных сил – спроса и предложения и рыночных цен. [3]

При рассмотрении теоретических основ рыночной экономики одной из важнейших является проблема редкости. Понятие «редкость» используется многими экономистами как важнейшее методологическое положение при обосновании полезности товара. В частности, в теории предельной полезности понятие «редкость» выступает в качестве основополагающего момента и рассматривается как физическая реальность, не требующая каких-либо пояснений. Исследование проблемы редкости позволяет в определенной мере обосновать дефицитность отдельных благ.

Информация о работе Рыночный механизм