Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:20, реферат
Целью работы является: рассмотреть механизм рынка как всего мира, так и России конкретно, его преимущества и недостатки, институты, контролирующие развитие экономики такие как: Министерство экономического развитие, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк РФ и др., а также понять их роль в регулировании российской экономике.
Задачи: изучить сущность и особенности рыночной экономики, как мировой в целом, так и российской в частности, рассмотреть плюсы и минусы рыночного механизма, выявить преимущества и недостатки российского рынка и найти пути решения этих проблем, учитывая международный опыт.
Объектом является рыночный механизм, как мировой в общем, так и российский в частности, нормативно-правовые акты и институты, управляющие и формирующие рыночные механизмы.
Введение ….........................................................................................................
1. Рыночный механизм: сущность и особенности ….....................................
1.1 Основные элементы рыночного механизма …..........................................
1.2 Фиаско рынка …...........................................................................................
1.3 Преимущества рыночного механизма …...................................................
1.4 Государственное регулирование рыночных отношений ….....................
2. Особенности формирования и развития рыночного механизма в РФ......
2.1 Формирование и развитие механизма рынка в России ….......................
2.2 Преимущества и недостатки российского рыночного механизм ….......
3. Пути оптимизации рыночного механизма в российской экономической системе …...........................................................................................................
3.1 Решение проблем провалов рынка в России …........................................
3.2 Опыт регулирования рыночных отношений Европейских стран …......
Заключение …...................................................................................................
Список литературы …......................................................................................
- Министерство экономического развития (до 12 мая 2008 года — Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.) — федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, государственной статистики, тарифов субъектов естественных монополий, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости, предпринимательства и малого бизнеса.
Министром экономического развития с 12 мая 2008 года является Эльвира Набиуллина.
Подведомственные органы власти:
1.Федеральная служба государственной статистики (Росстат)
2.Федеральная
служба государственной
3.Федеральное агентство по государственным резервам (Росрезерв)
4.Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество)[19, 24]
Основными показателями эффективности деятельности Минэкономразвтия является экономический рост. Основными точками экономического роста России являются проекты поддержки малого бизнеса (по средствам выделения грантов, совершенствования законодательства в сфере малого бизнеса), улучшения энергоэффективности предприятий (Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поставил задачу по снижению уровня энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г. по отношению к уровню 2007 г.), реструктуризации естественных монополий и контроль за их тарифами (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 334 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения к электрическим сетям»), введение особых экономических зон, организация ежегодного Петербургского экономического форума как площадки для привлечения международного капитала.[24]
- Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года)[7] ;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года)[3,4] ;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года)[8] ;
г) надзор
и контроль за соблюдением законодательства
в сфере государственных
д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе (Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года)[6] .
С 01 февраля 2010 года ФАС России также осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года[10].
ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.
В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на 01 марта 2010 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления. Штатная численность работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.
Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».
ФАС России создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004 года. Служба восприняла большую часть функций ликвидированного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (за исключением функций по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, переданных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — Роспотребнадзор).
Основным достижение ФАС является введение открытых аукционов в сфере государственных закупок (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 г. №94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд»), контроль естественных монополий в сфере соблюдения тарифов (Федеральный закон от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»). [22]
- Центральный банк РФ (официальное, Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков (и других кредитных организаций).
Банк России контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные организации работают с прочими юридическими и физическими лицами.
Согласно ст. 71 Конституции Российской Федерации определено, что правом денежной эмиссии обладает Российская Федерация, а ст. 75 конкретизирует, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации и оговорена его основная функция — защита и обеспечение устойчивости рубля.[1] Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.
Банк России осуществляет свои функции в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
1.во
взаимодействии с
2.монопольно
осуществляет эмиссию наличных
денег и организует наличное
денежное обращение, а также
утверждает графическое
3.является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4.устанавливает
правила осуществления
5.устанавливает правила проведения банковских операций;
6.осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчётов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7.осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России (Международные резервы Российской Федерации по годам);
8.принимает
решение о государственной
9.осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
10.регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
11.осуществляет
самостоятельно или по
12.организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13.определяет
порядок осуществления
14.устанавливает правила бухгалтерского учёта (Положение Банка России № 302-П от 26 марта 2007 года «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации») и отчётности для банковской системы Российской Федерации (Указание Банка России от 16 января 2004 года № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчётности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации»);
15.устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
16.принимает
участие в разработке прогноза
платёжного баланса Российской
Федерации и организует
17.устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);
18.проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
19.осуществляет
выплаты Банка России по
20.осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.[19]
Основным показателем эффективности деятельности ЦБ РФ служит факт отсутствия глубокого экономического кризиса в России в 2008-2009 годах, по средствам снижения основной учетной ставки рефинансирования, упрощение процедуры кредитования, помощь в реструктуризации иностранных долгов РФ.[20]
- Фондовые биржи. Сейчас в России насчитывается 11 фондовых бирж. Однако реальные торги ценными бумагами происходят только на 5 биржах:
1.
Московская межбанковская
2. Российская Торговая Система (РТС)
3.
Уральская региональная
4.
Санкт-Петербургская валютная
5.
Фондовая биржа «Санкт-