Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 19:20, реферат
Целью работы является: рассмотреть механизм рынка как всего мира, так и России конкретно, его преимущества и недостатки, институты, контролирующие развитие экономики такие как: Министерство экономического развитие, Федеральная антимонопольная служба, Центральный банк РФ и др., а также понять их роль в регулировании российской экономике.
Задачи: изучить сущность и особенности рыночной экономики, как мировой в целом, так и российской в частности, рассмотреть плюсы и минусы рыночного механизма, выявить преимущества и недостатки российского рынка и найти пути решения этих проблем, учитывая международный опыт.
Объектом является рыночный механизм, как мировой в общем, так и российский в частности, нормативно-правовые акты и институты, управляющие и формирующие рыночные механизмы.
Введение ….........................................................................................................
1. Рыночный механизм: сущность и особенности ….....................................
1.1 Основные элементы рыночного механизма …..........................................
1.2 Фиаско рынка …...........................................................................................
1.3 Преимущества рыночного механизма …...................................................
1.4 Государственное регулирование рыночных отношений ….....................
2. Особенности формирования и развития рыночного механизма в РФ......
2.1 Формирование и развитие механизма рынка в России ….......................
2.2 Преимущества и недостатки российского рыночного механизм ….......
3. Пути оптимизации рыночного механизма в российской экономической системе …...........................................................................................................
3.1 Решение проблем провалов рынка в России …........................................
3.2 Опыт регулирования рыночных отношений Европейских стран …......
Заключение …...................................................................................................
Список литературы …......................................................................................
Если государство не вмешивается в рыночный
механизм, т.е. не вводит контроль за ценами,
то спрос и предложение на конкурентном
рынке придут в равновесие и установятся
рыночная цена товара и общий объем производства.
Равновесие возникает при таких ценах
и при таких количествах товаров, при которых
конкурентные силы сбалансированы, т.е.
когда количество товаров, которое хотят
купить покупатели, соответствует количеству
товаров, которое продавцы хотят продать.
В результате образуется равновесная
цена — цена такого уровня, когда объем
предложения соответствует объему спроса.[15,
с. 195].
1.2 Фиаско
рынка
Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.
В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию. К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создает их в недостаточных объемах.
1.Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.
Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.
2.Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве. Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование. Общественные блага - это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому. Общественные блага бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок. Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.
3. Рыночный
механизм непригоден для
4. Рынок
не обладает способностью
5. Рыночный
механизм порождает неполную
и недостаточно совершенную
Несовершенства («провалы») рынка могут
быть смягчены созданием соответствующих
институциональных структур, участием
государства в распределении ресурсов,
решении проблем, которые не могут быть
обеспечены чисто рыночными инструментами.[17,
с. 316].
1.3 Преимущества
рыночного механизма
Рынок как определённый механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах (как жёстко централизованной системе), а на добровольном обмене, имеет целый ряд очевидных преимуществ.
К преимуществам рынка западные экономисты относят:
1)эффективное
распределение ресурсов - рынок направляет
ресурсы на производство
2)возможность
его успешного
3)гибкость,
высокую адаптивность к
4)оптимальное
использование результатов НТР.
5)свободу
выбора и действий
6)способность
к удовлетворению
Чтобы поддерживать конкурентоспособность своей продукции, фирмы стремятся расширять ассортимент, повышать качество, снижать издержки и т. д. Если же в отрасли неправильно оценили спрос и выпустили, скажем, много женских платьев и меньше блузок, то рынок незамедлительно отреагирует на это: цены на блузки возрастут, соответственно выручка пойдет на увеличение выпуска блузок, а производители женских платьев будут заинтересованы в перепрофилировании производства на пошив блузок и на изменение фасона платьев.
Рыночный механизм характеризуется ориентацией производителей па спрос потребителей. Изменение спроса заставляет производителей перераспределять ресурсы между отраслями и видами производств, сокращать выпуск одних товаров и налаживать производство других, пользующихся спросом. Тем самым рыночная экономика выступает как механизм регулирования распределения ресурсов, структуры экономики в соответствии со структурой изменяющихся в обществе потребностей
В центре рыночного хозяйства стоит потребитель.
Без вмешательства извне участники рыночного
процесса решают вопрос о том, что производить,
в каких количествах. Длительный разрыв
между рыночным спросом и производством
здесь невозможен, так как это противоречит
интересам всех участников рыночного
процесса. Поэтому рыночный механизм исключает
дефицитность экономики (разумеется, в
пределах ресурсов, которыми располагает
данная страна) [17, с. 396].
1.4 Государственное
регулирование рыночных
Роль государства в современной рыночной экономике не следует недооценивать.
Прежде всего государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами.
Предположим, некое предприятие обанкротилось. Государственное законодательство определяет порядок удовлетворения претензий к этому предприятию со стороны банков, других кредиторов, потребителей его продукции, государственного бюджета, наемных работников и т. д.
Или, допустим, некое предприятие сорвало договорные поставки своей продукции потребителям и тем самым нанесло им экономический ущерб. Законодательство устанавливает общий порядок определения и возмещения этого ущерба.
Другая очень важная функция государства - управление денежной системой. В настоящее время во всех странах в обращении находятся не "полноценные" деньги (золотые или серебряные), а искусственные (бумажные наличные деньги, вклады в банках и т. д.).
Объем денежной массы (включая безналичные деньги) является чрезвычайно важным макроэкономическим инструментом государственной экономической политики.
Избыточный рост денежной массы вызывает рост цен, инфляцию. Наоборот, недостаток денег в экономике может привести к экономическому спаду, росту безработицы.
Центральный банк, который во всех странах, по сути дела, является государственным органом, регулирует размеры денежной массы, управляет всей банковской системой страны.
Стремясь к максимуму прибыли, монополист обычно сокращает объем производства и повышает цену на свою продукцию по сравнению с теми объемом и ценой, которые сложились бы на конкурентном рынке. В результате монополист наносит определенный ущерб обществу.
Важное значение поэтому имеет разработка и применение антимонопольного законодательства.
Но государственную политику по отношению к монополиям нельзя сводить только к борьбе с ними. В некоторых сферах экономической деятельности разделение монополиста на несколько конкурирующих между собой предприятий или организация параллельных фирм, выпускающих такую же продукцию, экономически нецелесообразно, поскольку это может привести к росту затрат на единицу производимой продукции или оказываемых услуг. Примеры таких ситуаций можно найти в городском хозяйстве. Имеет ли смысл создавать два конкурирующих между собой метрополитена с параллельными линиями?
Видимо, нет, поскольку затраты на перевозку одного пассажира в этом случае возрастут.
По этой же причине не имеет смысла, наверное, создание параллельных, конкурирующих между собой систем электроснабжения или газоснабжения. В таких случаях говорят, что имеет место естественная монополия. С естественными монополиями государство обычно не борется, оно их регулирует, в том числе и путем установления фиксированных цен на их продукцию и услуги.
В некоторых случаях экономически оправдано предоставление государством монопольных прав отдельным экономическим субъектам. Иначе говоря, иногда государство не борется с монополиями, а их искусственно создает. Например, государство юридически оформляет, а затем и защищает право собственности изобретателя на его изобретение. Никто без разрешения изобретателя и без устанавливаемого им вознаграждения не имеет права воспользоваться его изобретением. Конечно, монополия изобретателя сдерживает широкое использование данного изобретения на практике. Но, с другой стороны, такой порядок создает мощные материальные стимулы к новым и все более эффективным изобретениям.[25]
Таким образом, анализ рыночной экономики
показал, что такая форма ведения хозяйства
имеет как свои плюсы, так и недостатки.
Так механизм рынка справедливо распределяет
доходы по результатам труда, дает больше
прав и возможностей потребителям, не
требует большого аппарата управления,
но в то же время усиливает неравенство
в общество, вызывает большую нестабильность
в экономике. И именно для решения этих
проблем создаются различные институты,
регулирующие экономическую деятельность.